Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 07:37, реферат
Целью работы выступает рассмотрение теоретических и методологических основ профилактики конфликтов, анализ профилактики конфликтов в Сибайском линейно-производственном управлении магистральными газопроводами ООО «Газпромтрансгаз Уфа», а также разработка мероприятий по разрешению и предупреждению конфликтных ситуаций на анализируемом предприятии.
Начальник отдела кадров осуществляет оперативное руководство отделом, разработку кадровой политики и стратегии предприятия, руководство работой по обеспечению необходимыми кадрами.
Также в Сибайском ЛПУ МГ есть психолог, осуществляющий работу с сотрудниками.
Все нижестоящие звенья находятся в прямой подчиненности вышестоящим звеньям и выполняют свои должностные обязанности.
В настоящее время в Сибайском ЛПУ МГ работает 310 сотрудников.
Четкой программы по профилактике конфликтов в Сибайском ЛПУ МГ нет. Методы управления персоналом построены на прямом, оперативном воздействии на управляемый объект и основаны на авторитете власти руководителя, его полномочиях и правах управления отдавать распоряжения; на принципе обязательного и точного их выполнения подчиненными, исполнителями. Возникающие столкновения в области трудовых правоотношений часто включает столкновение интересов, что может привести к развитию трудового конфликта.
Ниже представлены результаты исследования взаимосвязи между параметрами организационной культуры и уровнем конфликтности.
Основными методами данного исследования являлись наблюдение и закрепление выводов, сделанных в ходе наблюдения. Также были проанализированы результаты ежегодного анкетирования сотрудников по удовлетворенности их условиями труда. Результаты данного анкетирования позволили сделать ряд выводы по занятости сотрудников в течение рабочего дня, культуре общения между сотрудниками, между сотрудниками и руководством, а также выявить малые группы в коллективе и их скрытых лидеров.
В ходе исследования и анализа общения сотрудников с начальством было выявлено несколько источников возникновения конфликтных ситуаций:
- смена начальника Сибайского ЛПУ МГ, как стрессовая ситуация для всей организации;
- неумение, незнание сотрудниками техники построения и ведения деловой беседы с начальством.
Так как руководитель является главным звеном в деятельности предприятия, то его смена оказалась стрессом для всего коллектива сотрудников Сибайского ЛПУ МГ. Причины возникновения конфликтов в случае с руководителем ситуативно-управленческие.
В Сибайском ЛПУ МГ в связи с выходом начальника на пенсию к руководству пришел новый человек, со своим характером, стилем управления, со своей политикой, а, как известно, что на период кризисного состояния, руководитель должен обладать авторитарным стилем управления, уметь четко, быстро и самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. В связи с этим, в Сибайском ЛПУ МГ до смены руководства уже был сформирован полноценный коллектив со своими обычаями и особенностями внутренней корпоративной культуры, поэтому новому руководителю пришлось предпринять колоссальные усилия, чтобы сохранить состав коллектива. Так соблюдение этики делового общения в ходе разговоров со своими подчиненными, проявление понимания к проблемам сотрудников, и сдержанность эмоций позволили новому начальнику Сибайского ЛПУ МГ сохранить сложившийся «устав жизни» предприятия.
Если говорить о конфликтных ситуациях между руководством и сотрудниками Сибайского ЛПУ МГ со стороны сотрудников, то здесь это связано не только с незнанием этики делового общения, но и с типом темперамента каждого человека, манерой поведения в той или иной ситуации, ведь каждый человек индивидуален, не существует двух абсолютно одинаковых людей. Во многих случаях беседа с начальством для работника - это стрессовая ситуация, попадая в которую у человека моментально меняется его «Я – концепция».
В ходе наблюдения за общением сотрудников между собой была получена четкая картина о существующих неформальных группах, сложившихся в коллективе за определенный срок.
Сибайское ЛПУ МГ работает в полном составе по пятидневному восьмичасовому графику. В ходе наблюдения были выявлены неформальные группы практически в каждой службе Сибайского ЛПУ МГ.
Итак, можно сделать вывод, что Сибайское ЛПУ МГ разделено на так называемые «лагеря», где в каждом «лагере» действует своя политика и существует своя стратегия, учитывается мнение только непосредственного начальства, неформального лидера и «своих» коллег, а точка зрения других сотрудников либо оспаривается, либо не принимается во внимание. Таким образом, внутри Сибайского ЛПУ МГ можно часто встретиться с таким явлением, как межгрупповой конфликт и конфликт личности с группой. В данном пункте исследования мы сталкиваемся с личностно-функциональными причинами возникновения конфликтов.
Сотрудники в основном общаются во время перерывов, на темы не связанные с работой, часто употребляют нецензурную лексику во время разговора, и, как уже говорилось раньше, в каждом лагере частенько ведутся обсуждения, касающиеся их непосредственного начальства. В разговорах, также, поднималась тема неудовлетворенности сотрудниками своими условиями труда, высказывались пожелания замены оборудования на более современное. Но данные высказывания носили характер категоричных требований и осуждений руководства, с попыткой объяснить невысокую производительность труда нежеланием начальства прислушаться к мнению персонала. Фраза «нам не дают», «наше мнение никого не интересует» в разговорах звучала нередко. При этом никто из сотрудников не стремился высказать свою позицию и мнение остальных в разговоре с руководством.
К сожалению, специалисты отдела управления персоналом не предпринимают никаких мер с целью профилактики конфликтов, поэтому напряжение внутри коллектива держится постоянно, и в любой момент между сотрудниками может возникнуть конфликт, который отрицательно скажется на производственном процессе.
По результатам анкетирования по удовлетворенности сотрудников условиями труда был проведен анализ по следующим критериям:
Итак, в анкетировании участвовало 282 человека, что составило практически 91% от общей численности сотрудников Сибайского ЛПУ МГ. Это позволяет сделать объективные выводы.
Проведенное анкетирование показал, что цели подразделений и в целом Сибайского ЛПУ МГ доводятся до всех сотрудников предприятия. Однако лишь 83% из анкетированного коллектива считают, предоставляемую им информацию доступной, причем большая часть информационного времени уделяется целям предприятия и минимум вопросам, интересующим сотрудников (карьера, социальная поддержка и т.д.). Однако лишь 0,05% опрошенных не устраивает их работа, что говорит об эффективной организации труда на рабочем месте, хорошей мотивационной политике, и достаточном высоком уровне оплаты труда. Также следует отметить, что оборудованием Сибайского ЛПУ МГ удовлетворены 97?% опрошенных.
Последним фактором, определяющим состояние организационной культуры в компании, является лояльность работников к предприятию, которая формируется удовлетворенностью содержанием работы ощущением внимания и заботы со стороны руководства. Из протестированных работников 72% считают, что, Сибайское ЛПУ МГ стремиться создать высокое качество жизни для работников, и 49% ощущают постоянное внимание к себе как к человеку; отрицательные ответы составили соответственно 28% и 51% сотрудников (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Стремление Сибайского ЛПУ МГ к созданию высокого качества жизни сотрудников
Рис 2 Отношение руководства Сибайского ЛПУ МГ к сотрудникам
Анализ проведенного анкетирования и наблюдения помог сделать четкие выводы относительно организационной культуры и работы службы управления персоналом в данной организации.
Организационная культура Сибайского ЛПУ МГ находится на достаточно высоком уровне, большая часть сотрудников стремиться к достижению единых целей, в коллективе имеется система определенных ценностей. Отдел кадров выполняет все надлежащие ему функции.
Методов профилактики конфликтов, как таковые, отсутствуют, поэтому в Сибайском ЛПУ МГ периодически возникают конфликтные ситуации, возникающих по различным причинам.
Исходя из проведенного исследования, мы можем сделать вывод, что в Сибайском ЛПУ МГ присутствует в основном только горизонтальный вид конфликтных ситуаций (между сотрудниками), в котором встречаются следующие типы конфликтов, выделяемые современными психологами:
Причинами возникновения конфликтов являются:
Процесс разрешения конфликтов в Сибайском ЛПУ МГ должен быть построен на следующих основных положениях:
Разрешение конфликта должно базироваться на использовании прямых переговоров между конфликтующими сторонами, либо с участием третьей стороны.
Необходимо выполнять основные этапы процесса конструктивного воздействия на конфликт:
Принципы эффективной программы разрешения конфликтов в Сибайском ЛПУ МГ:
Также следует разработать программу по предупреждению конфликтных ситуаций в Сибайском ЛПУ МГ.
Цель данной программы: предупреждение развития конфликтных ситуаций между различными сторонами (сотрудниками и сотрудниками, управлением и сотрудниками и т.д.)
Основная форма предупреждения конфликтной ситуации: устранение причин.
Методы предупреждения конфликтной ситуации:
Основную деятельность по предупреждению конфликтов в Сибайском ЛПУ МГ должны осуществлять начальник и штатный психолог. Основные направления данной деятельности:
Также для предотвращения конфликтных ситуаций целесообразно будет проведение штатным психологом различного рода тренингов (Приложение 1) и тестов для выявления возможных недовольств и их предупреждения.