Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 11:16, реферат
Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и
взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э.
Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду
реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того,
каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из
сторон”. Конфликт - это повсеместное явление.
1. Введение.
· Определение конфликта.
· Предмет молодежной конфликтологии.
· Классификация молодежных конфликтов.
2. Межгрупповые конфликты.
· Проблема юношеского возраста в истории.
· Межпоколенные отношения.
· Аспекты конфликтности межпоколенных отношений.
· Теории межпоколенных конфликтов.
3. Конфликты в школе.
· Кризис института образования.
· Конфликты “ученик – учитель”.
· Конфликты “ученик – родитель”
· Конфликты “ученик – ученик”.
· Итоги и последствия межпоколенных конфликтов. (тезисы)
4. Межгрупповые молодежные конфликты.
· Классификация молодежной группы.
· Современное состояние молодежной группы.
· Типология членов молодежной группы.
· Истоки межгрупповых конфликтов
5. Межличностные конфликты в армии.
· Кризис в армии.
· Типы механизмов функционирования конфликтов в армии.
· Ценности – как основание межличностных конфликтов.
6. Заключение.
противопоставляет классическому “конфликту”, описанному Фрейдом (“Эдипов
комплекс”), идею “Кризиса поколений”. Если “конфликт поколений”, связанный с
Эдиповым комплексом”, состоял в том, что подросток стремился занять в
обществе место своего отца и вообще старших, “социальных отцов”, то “кризис
поколений” означает, что юноша не соперничает с отцом, чтобы в конечном счете
идентифицироваться с ним, а полностью отвергает его как образец, отказываясь
от своего социально-культурного наследства.
Это происходит прежде всего по тому, что современное общество и существующая
в нем власть больше не переживается в бессознательном как образ Отца -
наставника, покровителя и воплощения ценностей, а напоминает, скорее,
архаический образ всемогущей Матери в обществе и семье.
В 1994 году в школах Москвы и Московской области производились
социологические исследования, которые ставили задачей определить, сохраняет
ли российская семья свою социализирующую роль и в каком направлении формирует
она сегодня профессиональные интересы детей. Исследованиями были охвачены
старшеклассники и их родители, которым было предложено ряд вопросов; объем
выборки - 405 единиц.
Как показывают исследование, сегодня авторитет матери как советчицы очень
велик: 71% подростков Подмосковья и 66% москвичей советуются именно с
матерью по важным для себя вопросам.
Адресаты обращений старшеклассников за советом (%).
Варианты |
Москва |
Подмосковье |
Мать |
68 |
71 |
Отец |
23 |
17 |
Старший брат (сестра) |
6 |
11 |
Друг (подруга) |
36 |
43 |
Кто-либо еще (бабушка, дядя др.) |
6 |
3 |
Ни с кем не советуются |
28 |
15 |
Из общего числа мальчиков, попавших в выборку, 62% выбирают в качестве
первоочередного советчика мать. Лишь 30% мальчиков считают возможным
обращаться за помощью и советом также к отцу. Как выяснилось, фактором
повышения авторитета родителей для детей является их занятость коммерческой
деятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их советы,
справедливо считая своих родителей более адаптированными к новым условиям
жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.
Следует также обратить внимание на весьма высокий процент детей,
предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на себя.
Причем в Москве таких детей значительно больше, чем в Подмосковье, разрыв
составляет 13%, а, учитывая, что Москва город с ограниченной возможностью
социального контроля над детьми,
такая высокая
москвичей свидетельствует о повышенном риске их действий, о возможности их
более частого попадания в
Столь же рискованным является очень популярное среди подростков обращение за
советом к другу или подруге, занимающим второе после матери место в ряду
авторитетов. Некомпетентные советы
сверстников также могут
к рискованным поступкам. Интересно, что родители недооценивают роль товарищей
своих детей, полностью исключив их из состава возможных советчиков, в то
время как по признанию 36% детей, они пользуются услугами друзей для этой
цели, исследования показали, что 55% подростков общаются с товарищами,
неизвестными их родителям.
Современные теоретические взгляды на конфликт представлены либо как теории
человеческого развития, либо как
социально-психологические
Развивающие теории включают психоаналитическую теорию и теорию
когнитивного развития.
Психоаналитическая теория утверждает, что конфликты с родителями и
отчуждения от родителей являются полезной для здоровья необходимостью
поддержки становления личности, перестройки отношений и уменьшения тревожности.
Личность, развивающаяся в семье,
характеризуется отношениями
родителями. По мере созревания личности, семейные отношения разрушаются,
конфликты гарантируются, и личность отдаляется и устанавливает альтернативные
отношения со сверстниками, которые занимают место тесных связей с родителями.
Когнитивно-развивающая теория утверждает, что конфликты являются
результатами интеллектуальной зрелости, побуждающей к пересмотру понимания себя
и отношений. Конфликты являются механизмом, при помощи которого дети и
подростки овладевают новыми познавательными структурами, развивая новые
взгляды, и значительно изменяя модели поведения с родителями и сверстниками.
Часть вторая.
Конфликты в школе.
1. Кризис института образования.
2. Конфликты “ученик – учитель”.
3. Конфликты “ученик – родитель”
4. Конфликты “ученик – ученик”
5. Итоги и последствия межпоколенных конфликтов. (тезисы)
Межгрупповые молодежные конфликты касаются взаимоотношений подростков ни
только с родителями, но и со школой. Большинство специалистов считают, что
системы образования развитых стран во всем мире испытывают кризис. Причем
кризис носит глобальный характер и продолжает углубляться даже в самых
развитых и “спокойных” в смысле национальных потрясений странах.
Глобальный кризис, который охватил все сферы жизни российского общества,
представляет реальную угрозу как для человека, так и для системы образования.
Нарушены многие формы самоутверждения и выживания человека. Раньше его
самоутверждение во многом осуществлялось на базе образования. Однако в
настоящее время наблюдается падение престижа образования, утрата интереса к
получению знаний вообще.
В институте образования принято выделять четыре субъекта деятельности:
ученик, учитель, родитель и администратор (руководители различных уровней).
Отсюда можно выделить 10 видов противостояний:
1. ученик - учитель
2. ученик – родитель
3.ученик - ученик
4. ученик - администратор
5. учитель - учитель
6. учитель - родитель
7. учитель - администратор
8. родители - родители
9. родители - администратор
10. администратор - администратор
Нас же интересует первые три вида противостояния.
конфликт между учеником и учителем – один из примеров межгрупповых,
межпоколенных конфликтов. Причинами такого противостояния, с точки зрения
учеников, являются:
·оскорбление со стороны учителя
·нетактичное поведение
·необъективность при оценке знаний
·завышенные требования
Наиболее распространены следующие формы поведения в конфликтных ситуациях
старшеклассников с учителем:
·сотрудничество
·компромисс
·соперничество
·уклонение от контактов
·приспособление
Причем формы поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек существенно
различаются. Девушки, прежде всего, стремятся к сотрудничеству, затем
выбирают компромисс, приспособление, уклоняются от встреч и лишь в крайнем
случае идут на соперничество. Среди юношей наиболее предпочтительной формой
поведения является соперничество, далее компромисс, сотрудничество, сведение
контактов к минимуму, приспособление. Таким образом, в случае возникновения
конфликтных ситуаций с учителем старшеклассники выбирают продуктивные формы
поведения, хотя юноши более конфликтны, чем девушки.
Опрос учащихся общеобразовательных школ Тулы показал, что конфликты с
учителями чаще всего возникают из-за:
1. Неинтересного ведения урока учителем (38%)
2. Неподготовленного домашнего задания (36,6%)
3. Пропусков уроков (36,3%) [11]
Крайнюю форму соперничества конфликт,
связанный с учебной
приобрел в последнее время: старшеклассники требуют убрать того или иного
учителя.
Другая точка зрения - это мнение учителей. В ходе социологического
исследования главными причинами возникновения конфликтов с учениками были
названы:
1. Нарушение дисциплины на уроке (51,9%)
2. Плохое выполнение домашнего задания (35,5%)
3. Нездоровые отношения между учениками (22,6%) [12]
Вот типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися:
·внешнее пресечение конфликтных действия путем наложения различных санкций
(самостоятельно, либо с помощью родителей, администрации) - 66,7% ответов;
·проведение индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока (беседы -
внушения) - 50%
·профилактика возникновения конфликтов, разрешение проблем с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей учащихся - 19,4%;
·отсутствие внешней реакции на конфликтную ситуацию - 11,1% [13]
Еще одним внешним фактором в отношениях учителей и учеников, способствующим
ухудшению в школе, становится рост числа безработных, особенно среди
молодежи. По мнению американского ученого Б. Саймона, “массовая безработица
среди молодежи... оказывает отрицательное воздействие на мотивацию как
учеников, так и учителей: первые катастрофически теряют интерес к учебе,
вторые - к работе”[14].
Самым важным фактором социализации ребенка была и остается семья. Помимо
сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают родители, на
ребенка действует вся внутрисемейная атмосфера. Конфликт “ученик - родитель”
вписывается в вечную тему “отцы и дети”.
Социологи Нижегородского государственного университета изучали причины
конфликтов между родителями и детьми. Анкетированием было охвачено 850
учащихся 6-10 классов общеобразовательных школ города. Опрос показал, что
конфликты между детьми и родителями обусловлены полом ребенка. Приведем
наиболее частые причины ссор мальчиков и девочек с родителями:
Ответы мальчиков. |
Ответы девочек |
54,5% - мало учу уроки дома |
50,3% - иногда не слушаю родителей, делаю по-своему |
46,1% - иногда не слушаю родителей, делаю по-своему |
47,4% - мало учу уроки дома |
40,5% - из-за плохой учебы |
37,2% - из-за моей грубости, несдержанности |
34,1% - мало читаю |
33,7% - из-за плохой учебы |
33,5% - много гуляю |
31,9% - не убираю свои вещи |
32,7% - не убираю свои вещи |
28,6% - ссорюсь с братом |
31,6% - из-за моей грубости, несдержанности |
27,4% - забываю выполнять просьбы, поручения |
30,2% - много смотрю ТВ |
25,4% - много смотрю ТВ |
24,6% - много слушаю магнитофон |
23,7% - мало ем, не то ем, не ем в школе |
24,3% - мало помогаю по дому |
23,5% - мало помогаю по дому |
24,3% - ссорюсь с сестрой |
23,3% - меня не понимают |
24,3% - плохо веду себя в школе |
23,3% - из-за выбора профессии |
Как видно, главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями
являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему
разумению, что родители расценивают как непослушание.
Конфликты среди учеников происходят довольно часто и, по мнению учителей
“являются обычным делом для школы”[7]. Наверно основные поводы конфликтов
между учениками - зависть, грубость, хамство, жестокость, озлобленность,
агрессивность. Наиболее часто конфликты происходят в 8-9 классах в так
называемый переходный возраст. Конфликты в подростковой среде характерны для
всех времен и народов. Сегодня причиной серьезного конфликта может стать спор
между представителями разных музыкальных культур (“реперами” и
“металлистами”), между болельщиками разных спортивных команд (Динамо и
Спартак). “Детская жестокость - явление общественное. Один из парадоксов
мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого
подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли...”[6]
Как признается ученик 10-го класса г. Новосибирска, в школе, “чтобы выжить,
надо иметь “крутых” знакомых, или много денег”/8/
Конфликты между учениками наверно изжить нельзя. В школе происходит
нормальная социализация личности подростка и в зависимости от того сколь
успешно протекает этот процесс, (воспитание духовных, нравственных ценностей)
снижается или возрастает частота конфликтов между школьниками. Ведь не
случайно в одиннадцатом классе конфликтов значительно меньше, чем в девятом.
Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина - умение
обеспечить ребенку
разумного подчинения установленному порядку. О том, что важнейшие
дисциплинарные проблемы в школах США приобрели качественно иной характер,
свидетельствует следующая таблица /9/:
1940 г. |
1982 г. | |
Разговоры на уроках |
изнасилование |
вымогательство |
Жевание резинок |
грабежи |
наркомания |
Шум в классах |
нападения |
алкоголизм |
Беготня в коридорах |
кражи со взломом |
война между группировками |
Одевание чужой одежды |
убийства |
беременность |
Бросание бумаги на пол |
самоубийства |
аборты |
вандализм |
венерические заболевания | |
прогулы |