Конфликты в среде молодёжи и их стоки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 11:16, реферат

Описание работы

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и
взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э.
Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду
реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того,
каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из
сторон”. Конфликт - это повсеместное явление.

Содержание работы

1. Введение.
· Определение конфликта.
· Предмет молодежной конфликтологии.
· Классификация молодежных конфликтов.

2. Межгрупповые конфликты.

· Проблема юношеского возраста в истории.
· Межпоколенные отношения.
· Аспекты конфликтности межпоколенных отношений.
· Теории межпоколенных конфликтов.
3. Конфликты в школе.
· Кризис института образования.
· Конфликты “ученик – учитель”.
· Конфликты “ученик – родитель”
· Конфликты “ученик – ученик”.
· Итоги и последствия межпоколенных конфликтов. (тезисы)
4. Межгрупповые молодежные конфликты.
· Классификация молодежной группы.
· Современное состояние молодежной группы.
· Типология членов молодежной группы.
· Истоки межгрупповых конфликтов
5. Межличностные конфликты в армии.
· Кризис в армии.
· Типы механизмов функционирования конфликтов в армии.
· Ценности – как основание межличностных конфликтов.
6. Заключение.

Файлы: 1 файл

Конфликты в среде молодёжи. Истоки.docx

— 79.92 Кб (Скачать файл)

противопоставляет классическому  “конфликту”, описанному Фрейдом (“Эдипов

комплекс”), идею “Кризиса поколений”. Если “конфликт поколений”, связанный  с

Эдиповым комплексом”, состоял  в том, что подросток стремился  занять в

обществе место своего отца и вообще старших, “социальных отцов”, то “кризис

поколений” означает, что юноша  не соперничает с отцом, чтобы в конечном счете

идентифицироваться с ним, а  полностью отвергает его как  образец, отказываясь

от своего социально-культурного  наследства.

Это происходит прежде всего по тому, что современное общество и существующая

в нем власть больше не переживается в бессознательном как образ  Отца -

наставника, покровителя и воплощения ценностей, а напоминает, скорее,

архаический образ всемогущей Матери в обществе  и семье.

В 1994 году в школах Москвы и Московской области производились

социологические исследования, которые  ставили задачей определить, сохраняет

ли российская семья свою социализирующую  роль и в каком направлении  формирует

она сегодня профессиональные интересы детей. Исследованиями были охвачены

старшеклассники и их родители, которым  было предложено ряд вопросов; объем

выборки - 405 единиц.

Как показывают исследование, сегодня  авторитет матери как советчицы  очень

велик: 71%  подростков Подмосковья и 66% москвичей советуются именно с

матерью по важным для себя вопросам.

           Адресаты обращений старшеклассников за советом (%).          

    

Варианты

Москва

Подмосковье

Мать

68

71

Отец

23

17

Старший брат (сестра)

6

11

Друг (подруга)

36

43

Кто-либо еще (бабушка, дядя др.)

6

3

Ни с кем не советуются

28

15


 

Из общего числа мальчиков, попавших в выборку, 62% выбирают в качестве

первоочередного советчика мать. Лишь 30% мальчиков считают возможным

обращаться за помощью и советом  также к отцу. Как выяснилось, фактором

повышения авторитета родителей для  детей является их занятость коммерческой

деятельностью. Дети с большей готовностью  полагаются на их советы,

справедливо считая своих родителей  более адаптированными к новым  условиям

жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.

Следует также обратить внимание на весьма высокий процент детей,

предпочитающих не обращаться за советом  ни к кому, полагаться только на себя.

Причем в Москве таких детей  значительно больше, чем в Подмосковье, разрыв

составляет 13%, а, учитывая, что Москва город с ограниченной возможностью

социального контроля над детьми, такая высокая самостоятельность  подростков-

москвичей свидетельствует о повышенном риске их действий, о возможности  их

более частого попадания в критические  ситуации.

Столь же рискованным является очень  популярное среди подростков обращение  за

советом к другу или подруге, занимающим второе после матери место  в ряду

авторитетов. Некомпетентные советы сверстников также могут привести подростка

к рискованным поступкам. Интересно, что родители недооценивают роль товарищей

своих детей, полностью исключив их из состава возможных советчиков, в то

время как по признанию 36% детей, они  пользуются услугами друзей для этой

цели, исследования показали, что 55% подростков общаются с товарищами,

неизвестными их родителям.

Современные теоретические взгляды  на конфликт представлены либо как  теории

человеческого развития, либо как  социально-психологические теории.

Развивающие теории включают психоаналитическую теорию и теорию

когнитивного развития.

     Психоаналитическая теория утверждает, что конфликты с родителями и

отчуждения от  родителей являются полезной для здоровья необходимостью

поддержки становления личности, перестройки  отношений и уменьшения тревожности.

Личность, развивающаяся в семье, характеризуется отношениями любви  и поддержки

родителями. По мере созревания личности, семейные отношения разрушаются,

конфликты гарантируются, и личность отдаляется и устанавливает альтернативные

отношения со сверстниками, которые  занимают место тесных связей с родителями.

     Когнитивно-развивающая теория утверждает, что конфликты являются

результатами интеллектуальной зрелости, побуждающей к пересмотру понимания  себя

и отношений. Конфликты являются механизмом, при помощи которого дети и

подростки овладевают новыми познавательными  структурами, развивая новые

взгляды, и значительно изменяя  модели поведения с родителями и  сверстниками.

    

Часть вторая.

 

                            Конфликты в школе.                           

1.     Кризис института  образования.

2.     Конфликты “ученик  – учитель”.

3.     Конфликты “ученик  – родитель”

4.     Конфликты “ученик  – ученик”

5.     Итоги и последствия  межпоколенных конфликтов. (тезисы)

Межгрупповые молодежные конфликты  касаются взаимоотношений подростков ни

только с родителями, но и со школой. Большинство специалистов считают, что

системы образования развитых стран  во всем мире испытывают кризис. Причем

кризис носит глобальный характер и продолжает углубляться даже в  самых

развитых и “спокойных” в  смысле национальных потрясений странах.

Глобальный кризис, который охватил  все сферы жизни российского  общества,

представляет реальную угрозу как для человека, так и для системы образования.

Нарушены многие формы самоутверждения  и выживания человека. Раньше его

самоутверждение во многом осуществлялось на базе образования. Однако в

настоящее время наблюдается падение  престижа образования, утрата интереса к

получению знаний вообще.

В институте образования принято  выделять четыре субъекта деятельности:

ученик, учитель, родитель и администратор (руководители различных уровней).

Отсюда можно выделить 10 видов  противостояний:

1.  ученик - учитель

2. ученик – родитель

3.ученик - ученик

4. ученик - администратор

5. учитель - учитель

6. учитель - родитель

7. учитель - администратор

8. родители - родители

9. родители - администратор

10. администратор - администратор

Нас же интересует первые три вида противостояния.

конфликт между учеником и учителем – один из примеров межгрупповых,

межпоколенных конфликтов. Причинами такого противостояния, с точки зрения

учеников, являются:

·оскорбление со стороны учителя

·нетактичное поведение

·необъективность при оценке знаний

·завышенные требования

Наиболее распространены следующие  формы поведения в конфликтных  ситуациях

старшеклассников с учителем:

·сотрудничество

·компромисс

·соперничество

·уклонение от контактов

·приспособление

Причем формы поведения в  конфликтной ситуации у юношей и девушек существенно

различаются. Девушки, прежде всего, стремятся  к сотрудничеству, затем

выбирают компромисс, приспособление, уклоняются от встреч и лишь в крайнем

случае идут на соперничество. Среди юношей наиболее предпочтительной формой

поведения является соперничество, далее  компромисс, сотрудничество, сведение

контактов к минимуму, приспособление. Таким образом, в случае возникновения

конфликтных ситуаций с учителем старшеклассники  выбирают продуктивные формы

поведения, хотя юноши более конфликтны, чем девушки.

Опрос учащихся общеобразовательных  школ Тулы показал, что конфликты  с

учителями чаще всего возникают  из-за:

1. Неинтересного ведения урока  учителем (38%)

2. Неподготовленного домашнего  задания (36,6%)

3. Пропусков уроков (36,3%) [11]

Крайнюю форму соперничества конфликт, связанный с учебной деятельностью,

приобрел в последнее время: старшеклассники требуют убрать того или иного

учителя.

Другая точка зрения - это мнение учителей. В ходе социологического

исследования главными причинами  возникновения конфликтов с учениками  были

названы:

1. Нарушение дисциплины на уроке  (51,9%)

2. Плохое выполнение домашнего  задания (35,5%)

3. Нездоровые отношения между  учениками (22,6%) [12]

Вот типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися:

·внешнее пресечение конфликтных  действия путем наложения различных  санкций

(самостоятельно, либо с помощью  родителей, администрации) - 66,7% ответов;

·проведение индивидуальной работы с  учащимися на уроке и вне урока (беседы -

внушения) - 50%

·профилактика возникновения конфликтов, разрешение проблем с учетом

индивидуальных и возрастных особенностей учащихся - 19,4%;

·отсутствие внешней реакции на конфликтную ситуацию - 11,1% [13]

Еще одним внешним фактором в  отношениях учителей и учеников, способствующим

ухудшению в школе, становится рост числа безработных, особенно среди

молодежи. По мнению американского  ученого Б. Саймона, “массовая безработица

среди молодежи... оказывает отрицательное  воздействие на мотивацию как

учеников, так и учителей: первые катастрофически теряют интерес  к учебе,

вторые - к работе”[14].

Самым важным фактором социализации ребенка была и остается семья. Помимо

сознательного, целенаправленного  воспитания, которое дают родители, на

ребенка действует вся внутрисемейная атмосфера. Конфликт “ученик - родитель”

вписывается в вечную тему “отцы  и дети”.

Социологи Нижегородского государственного университета изучали причины

конфликтов между родителями и  детьми. Анкетированием было охвачено 850

учащихся 6-10 классов общеобразовательных  школ города. Опрос показал, что

конфликты между детьми и родителями обусловлены полом ребенка. Приведем

наиболее частые причины ссор мальчиков  и девочек с родителями:

    

Ответы мальчиков.

Ответы девочек

54,5% - мало учу уроки  дома

50,3% - иногда не слушаю  родителей, делаю по-своему

46,1% - иногда не слушаю  родителей, делаю по-своему

47,4% - мало учу уроки  дома

40,5% - из-за плохой учебы

37,2% - из-за моей грубости, несдержанности

34,1% - мало читаю

33,7% - из-за плохой учебы

33,5% - много гуляю

31,9% - не убираю свои  вещи

32,7% - не убираю свои  вещи

28,6% - ссорюсь с братом

31,6% - из-за моей грубости, несдержанности

27,4% - забываю выполнять  просьбы, поручения

30,2% - много смотрю ТВ

25,4% - много смотрю ТВ

24,6% - много слушаю магнитофон

23,7% - мало ем, не то ем, не ем в школе

24,3% - мало помогаю по  дому

23,5% - мало помогаю по  дому

24,3% - ссорюсь с сестрой

23,3% - меня не понимают

24,3% - плохо веду себя  в школе

23,3% - из-за выбора профессии


 

Как видно, главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями

являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему

разумению, что родители расценивают  как непослушание.

Конфликты среди учеников происходят довольно часто и, по мнению учителей

“являются обычным делом для  школы”[7]. Наверно основные поводы конфликтов

между учениками - зависть, грубость, хамство, жестокость, озлобленность,

агрессивность. Наиболее часто конфликты  происходят в 8-9 классах в так

называемый переходный возраст. Конфликты  в подростковой среде характерны для

всех времен и народов. Сегодня  причиной серьезного конфликта может  стать спор

между представителями разных музыкальных  культур (“реперами” и

“металлистами”), между болельщиками разных спортивных команд (Динамо и

Спартак). “Детская жестокость - явление общественное. Один из парадоксов

мировой педагогики заключается в  том, что ребенок гораздо больше взрослого

подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли...”[6]

Как признается ученик 10-го класса г. Новосибирска, в школе, “чтобы выжить,

надо иметь “крутых” знакомых, или много денег”/8/

Конфликты между учениками наверно  изжить нельзя. В школе происходит

нормальная социализация личности подростка и в зависимости  от того сколь

успешно протекает этот процесс, (воспитание духовных, нравственных ценностей)

снижается или возрастает частота  конфликтов между школьниками. Ведь не

случайно в одиннадцатом классе конфликтов значительно меньше, чем  в девятом.

Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина - умение

обеспечить ребенку необходимую  для его полноценного развития свободу  в рамках

разумного подчинения установленному порядку. О том, что важнейшие

дисциплинарные проблемы в школах США приобрели качественно иной характер,

свидетельствует следующая таблица /9/:

    

1940 г.

1982 г.

Разговоры на уроках

изнасилование

вымогательство

Жевание резинок

грабежи

наркомания

Шум в классах

нападения

алкоголизм

Беготня в коридорах

кражи со взломом

война между группировками

Одевание чужой одежды

убийства

беременность

Бросание бумаги на пол

самоубийства

аборты

 

вандализм

венерические заболевания

 

прогулы

 

Информация о работе Конфликты в среде молодёжи и их стоки