Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 11:16, реферат
Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и
взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э.
Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду
реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того,
каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из
сторон”. Конфликт - это повсеместное явление.
1. Введение.
· Определение конфликта.
· Предмет молодежной конфликтологии.
· Классификация молодежных конфликтов.
2. Межгрупповые конфликты.
· Проблема юношеского возраста в истории.
· Межпоколенные отношения.
· Аспекты конфликтности межпоколенных отношений.
· Теории межпоколенных конфликтов.
3. Конфликты в школе.
· Кризис института образования.
· Конфликты “ученик – учитель”.
· Конфликты “ученик – родитель”
· Конфликты “ученик – ученик”.
· Итоги и последствия межпоколенных конфликтов. (тезисы)
4. Межгрупповые молодежные конфликты.
· Классификация молодежной группы.
· Современное состояние молодежной группы.
· Типология членов молодежной группы.
· Истоки межгрупповых конфликтов
5. Межличностные конфликты в армии.
· Кризис в армии.
· Типы механизмов функционирования конфликтов в армии.
· Ценности – как основание межличностных конфликтов.
6. Заключение.
Неформальная иерархическая
существующая практически в каждом воинском подразделении, компенсирует
недостатки формальной (уставной) структуры, в том числе и слабость института
младших командиров. Так же, как в уставной структуре существуют свои системы
форм дисциплинарного
обеспечить нормальное функционирование официальной структуры, так и в
неформальной структуре
аналогичного предназначения.
Неформальная система
неукоснительное выполнение “обязанностей” младших периодов службы гарантирует
своевременное перемещение в новое качество – старший период службы с
последующей утратой названных “обязанностей” и приобретением ряда
“привилегий”. Система – отлаженная, безотказная и весьма действенная, а
потому и воспринимаемая большинством военнослужащих как необходимая и
целесообразная в армейских условиях.
Разделение форм насилия на акты физического и психического воздействия
представляется весьма условным, так как иногда весьма трудно определить,
какая из этих составляющих доминирует.
Психическое насилие часто
физическое или является его существенным дополнением. Нельзя однозначно
определить и преобладающее значение того или другого вида насилия по степени
воздействия на личность.
В случае с дедовщиной, главное состоит в том, что обе противостоящие стороны
(старослужащие и молодые
(“руководителей” и “
(как в “Тюремном эксперименте”
“Землячество” - особый вид неуставных взаимоотношений, основанный на
неформальном разделении военнослужащих по национальной или региональной
принадлежности. В период с конца 70-х и вплоть до начала 90-х годов шел
интенсивный процесс вытеснения “дедовщины” “землячеством” (на национальной
основе), как следствие сложившейся демографической ситуации, при которой
основной прирост населения страны происходил за счет среднеазиатских и
закавказских республик.
Однако ввиду распада СССР на суверенные государства (и как следствие этого –
образование национальных республиканских армий) проблема “землячества” в
Вооруженных Силах Российской Федерации в настоящее время утратила свое
прежнее значение.
“Культ силы” - неформальное разделение военнослужащих по наличию
определенных индивидуальных качеств и особенностей. Конфликты на этой основе
особенно контрастно проявляются в подразделениях однопризывного состава. Этот
фактор может являться основным поводом для межличностного конфликта. Особенно в
армии, где проявляется “специфика юношеской психологии в условиях закрытого
мужского сообщества, и попытки компенсации дефицита свободного времени,
мероприятий культурно-досугового характера, различных видов довольствия,
трудностей воинского быта и др.”
“Религиозный фактор” - особый вид неуставных взаимоотношений, основанный
на разделении военнослужащих по принадлежности к различным религиозным
конфессиям, когда имеет место противоправное действие одних военнослужащих к
другим военнослужащим представителей отдельных конфессий (в частности,
мусульман). “Данная разновидность неуставных взаимоотношений имела ограниченное
распространение, но исключать возникновение данной проблеме в перспективе не
стоит”.
“Криминогенный фактор” - неуставные взаимоотношения, основанные на
неформальном разделении военнослужащих по принадлежности к различным
группировкам криминогенной
О том, что данная проблема актуальна,
свидетельствуют официальные
призывников весны 1992 г. 8% имели приводы в милицию, 1,5% были осуждены;
осенью того же года криминогенность призывного контингента составляла 18,3% и
3,7%.
Представители данной категории военнослужащих до призыва в армию имели
непосредственные дружеские
местах лишения свободы, и как следствие этого – перенявшие “стиль и форму
поведения, свойственные этому кругу лиц (от внешних признаков – татуировка и
жаргон, до восприятия особой идеологии о “высших” принципах и нормах
поведения)”.
В условиях, когда молодые люди, принадлежавшие до призыва к указанной группе
лиц, попадают в подразделение, они, как правило, в короткий период времени
“добиваются привилегированного положения, не свойственному их статусу ни с
точки зрения “дедовщины” (срок службы), ни “землячества” (национальность или
место жительства). При наличии же в подразделении, части (на корабле)
нескольких таких
внутренне сплоченную группу, создающую себе некий имидж высшей касты”, столь
характерный для мест лишения свободы.
“Общественно-политический фактор” - неуставные взаимоотношения,
основанные на неформальном разделении военнослужащих по принадлежности до
призыва в Вооруженные Силы к различным политическим и общественно-политическим
организациям и объединениям.
Активное втягивание молодежи в политику может со временем привести к созданию
в подразделениях и частях группировок военнослужащих, имеющих сходные
общественно-политическую ориентацию, принадлежавших до призыва в ВС к одним и
тем же политическим партиям и организациям. Противостояние же подобных
социальных образований
посягательств противоположных группировок на интересы друг друга и к борьбе
за доминирующее положение в казарме. Усилению данной тенденции способствует
всевозрастающее расслоение общества на различные социальные группы по уровню
доходов.
Рассмотрев механизмы
сказать об их истоках. Выделим такие типы конфликтов, в основе которых лежит:
1. Конфликт ценностей – конфликт, связанный с исповедованием индивидами
различных ценностей, установок и предпочтений.
2. Конфликт интересов – имеет место, когда действие одной личности,
стремящийся достичь своих целей, блокируются, сталкиваются с действиямидругой
личности, также пытающейся достичь своих целей.
3. Обладание возможностями
– конфликты, связанные с
обладанием материальных ценностей и возможностей.
Сложно сказать, что же лежит в первоистоках возникновения конфликтов, но
видимо различие в ценностных представлениях подростков является основным, для
дальнейших, более сложных конфликтных взаимоотношениях.
Заключение.
Заканчивая работу надо заметить, что термины межгрупповые конфликты и
межпоколенные конфликты в данном контексте воспринимаются как синонимы. Так
как межпоколенные конфликты (проблема “отцов и детей”) – и есть та глобальная
проблема между молодежной группой и другими поколениями. Вообще это извечная
тема, извечный конфликт, который, видимо, ни когда не изжить. Его можно
только изучить и
Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации
государства, основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе.
Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою роль,
наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы
происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в
системе образования - нехватка учителей, раздаточного материала и т. п. - все
это сказывается на уровне образования детей. Подростки, вместо контроля со
стороны родителей и школы оказываются предоставлены сами себе, на улице, в
молодежных неформальных группах. Отсюда, нарушена связь между поколениями,
агенты социализации не выполняют свою функцию. Все это ведет к нарастанию
конфликтности.
То же можно сказать и о конфликтах внутри молодежной среды, когда появился
новый феномен: “молодежные разборки” (забить стрелку) - подростки сами не
ведают, что творят! Резкий рост таких негативных явлений ведет к
дезорганизации общества. Ведь дети сегодня - это полноценные граждане завтра,
которые должны будут, например, участвовать в выборах. Так кто же они, люди
будущего?
Литература
1. Радугин А. А. Радугин К. А. Социология. Курс лекций.// М. “Владос” 1995
2. Социология молодежи.// под ред. В. Т. Лисовского С-Петербург 1996
3. США глазами американских
Осипова. М. “Наука”1982
4. Дементьева Н. Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий
старшекласснников.// Социс 6/95
5. Воронин Г. Л. Конфликты в школе.// Социс 3/94