Конфликты в среде молодёжи и их стоки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 11:16, реферат

Описание работы

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и
взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э.
Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду
реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того,
каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из
сторон”. Конфликт - это повсеместное явление.

Содержание работы

1. Введение.
· Определение конфликта.
· Предмет молодежной конфликтологии.
· Классификация молодежных конфликтов.

2. Межгрупповые конфликты.

· Проблема юношеского возраста в истории.
· Межпоколенные отношения.
· Аспекты конфликтности межпоколенных отношений.
· Теории межпоколенных конфликтов.
3. Конфликты в школе.
· Кризис института образования.
· Конфликты “ученик – учитель”.
· Конфликты “ученик – родитель”
· Конфликты “ученик – ученик”.
· Итоги и последствия межпоколенных конфликтов. (тезисы)
4. Межгрупповые молодежные конфликты.
· Классификация молодежной группы.
· Современное состояние молодежной группы.
· Типология членов молодежной группы.
· Истоки межгрупповых конфликтов
5. Межличностные конфликты в армии.
· Кризис в армии.
· Типы механизмов функционирования конфликтов в армии.
· Ценности – как основание межличностных конфликтов.
6. Заключение.

Файлы: 1 файл

Конфликты в среде молодёжи. Истоки.docx

— 79.92 Кб (Скачать файл)

Неформальная иерархическая структура (в нашем случае – “дедовщина”),

существующая практически в каждом воинском подразделении, компенсирует

недостатки формальной (уставной) структуры, в том числе и слабость института

младших командиров. Так же, как  в уставной структуре существуют свои системы

форм дисциплинарного воздействия  и морального поощрения, призванные

обеспечить нормальное функционирование официальной структуры, так и  в

неформальной структуре воинских подразделений сложились свои системы  мер

аналогичного предназначения.

Неформальная система морального поощрения заключается в основном в том, что

неукоснительное выполнение “обязанностей” младших периодов службы гарантирует

своевременное перемещение в новое  качество – старший период службы с

последующей утратой названных  “обязанностей” и приобретением  ряда

“привилегий”. Система – отлаженная, безотказная и весьма действенная, а

потому и воспринимаемая большинством военнослужащих как необходимая и

целесообразная в армейских условиях.

Разделение форм насилия на акты физического и психического воздействия

представляется весьма условным, так  как иногда весьма трудно определить,

какая из этих составляющих доминирует. Психическое насилие часто переходит  в

физическое или является его  существенным дополнением. Нельзя однозначно

определить и преобладающее  значение того или другого вида насилия  по степени

воздействия на личность.

В случае с дедовщиной, главное  состоит в том, что обе противостоящие стороны

(старослужащие и молодые солдаты)  во всех случаях вынуждены  воспринимать роли

(“руководителей” и “подчиненных”)  навязываемые им неформальной  структурой

(как в “Тюремном эксперименте”  Ф. Зимбардо).

     “Землячество”  - особый вид неуставных взаимоотношений, основанный на

неформальном разделении военнослужащих по национальной или региональной

принадлежности. В период с конца 70-х и вплоть до начала  90-х годов  шел

интенсивный процесс вытеснения “дедовщины”  “землячеством” (на национальной

основе), как следствие сложившейся  демографической ситуации, при которой

основной прирост населения  страны происходил за счет среднеазиатских и

закавказских республик.

Однако ввиду распада СССР на суверенные государства (и как следствие  этого –

образование национальных республиканских  армий) проблема “землячества” в

Вооруженных Силах Российской Федерации в настоящее время утратила свое

прежнее значение.

     “Культ силы” - неформальное разделение военнослужащих по наличию

определенных индивидуальных качеств  и особенностей. Конфликты на этой основе

особенно контрастно проявляются  в подразделениях однопризывного состава. Этот

фактор может являться основным поводом для межличностного конфликта. Особенно в

армии, где проявляется “специфика юношеской психологии в условиях закрытого

мужского сообщества, и попытки  компенсации дефицита свободного времени,

мероприятий культурно-досугового характера, различных видов довольствия,

трудностей воинского быта и  др.”

     “Религиозный фактор” - особый вид неуставных взаимоотношений, основанный

на разделении военнослужащих по принадлежности к различным религиозным

конфессиям, когда имеет место  противоправное действие одних военнослужащих к

другим военнослужащим представителей отдельных конфессий (в частности,

мусульман). “Данная разновидность  неуставных взаимоотношений имела  ограниченное

распространение, но исключать возникновение  данной проблеме в перспективе не

стоит”.

     “Криминогенный фактор” - неуставные взаимоотношения, основанные на

неформальном разделении военнослужащих по принадлежности к различным

группировкам криминогенной направленности до их призыва в ряды Вооруженных  Сил.

О том, что данная проблема актуальна, свидетельствуют официальные данные: среди

призывников весны 1992 г. 8% имели приводы  в милицию, 1,5% были осуждены;

осенью того же года криминогенность призывного  контингента составляла 18,3% и

3,7%.

Представители данной категории военнослужащих до призыва в армию имели

непосредственные дружеские контакты с лицами, отбывавшими сроки заключения в

местах лишения свободы, и как следствие этого – перенявшие “стиль и форму

поведения, свойственные этому кругу  лиц (от внешних признаков – татуировка и

жаргон, до восприятия особой идеологии  о “высших” принципах и нормах

поведения)”.

В условиях, когда молодые люди, принадлежавшие до призыва к указанной  группе

лиц, попадают в подразделение, они, как правило, в короткий период времени

“добиваются привилегированного положения, не свойственному их статусу ни с

точки зрения “дедовщины” (срок службы), ни “землячества” (национальность или

место жительства). При наличии  же в подразделении, части (на корабле)

нескольких таких военнослужащих, создаются предпосылки для их объединения во

внутренне сплоченную группу, создающую  себе некий имидж высшей касты”, столь

характерный для мест лишения свободы.

     “Общественно-политический фактор” - неуставные взаимоотношения,

основанные на неформальном разделении военнослужащих по принадлежности до

призыва в Вооруженные Силы к  различным политическим и общественно-политическим

организациям и объединениям.

Активное втягивание молодежи в  политику может со временем привести к созданию

в подразделениях и частях группировок  военнослужащих, имеющих сходные

общественно-политическую ориентацию, принадлежавших до призыва в ВС к  одним и

тем же политическим партиям и организациям. Противостояние же подобных

социальных образований создает  предпосылки к возникновению  системы

посягательств противоположных группировок на интересы друг друга и к борьбе

за доминирующее положение в  казарме. Усилению данной тенденции  способствует

всевозрастающее расслоение общества на различные социальные группы по уровню

доходов.

Рассмотрев механизмы проявления межличностных молодежных конфликтов, надо

сказать об их истоках. Выделим такие  типы конфликтов, в основе которых  лежит:

1.     Конфликт ценностей  – конфликт, связанный с исповедованием  индивидами

различных ценностей, установок и  предпочтений.

2.     Конфликт интересов  – имеет место, когда действие  одной личности,

стремящийся достичь своих целей, блокируются, сталкиваются с действиямидругой

личности, также пытающейся достичь  своих целей.

3.     Обладание возможностями  – конфликты, связанные с контролированием  и

обладанием материальных ценностей  и возможностей.

Сложно сказать, что же лежит  в первоистоках возникновения конфликтов, но

видимо различие в ценностных представлениях подростков является основным, для

дальнейших, более сложных конфликтных  взаимоотношениях.

                               Заключение.                              

Заканчивая работу надо заметить, что  термины межгрупповые конфликты  и

межпоколенные конфликты в данном контексте воспринимаются как синонимы. Так

как межпоколенные конфликты (проблема “отцов и детей”) – и есть та глобальная

проблема между молодежной группой  и другими поколениями. Вообще это  извечная

тема, извечный конфликт, который, видимо, ни когда не изжить. Его можно

только изучить и контролировать, направляя в нужное русло.

Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации

государства, основные традиционные агенты социализации находятся в  кризисе.

Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою роль,

наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы

происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело  к кризису в

системе образования - нехватка учителей, раздаточного материала и т. п. - все

это сказывается на уровне образования  детей. Подростки, вместо контроля со

стороны родителей и школы оказываются предоставлены сами себе, на улице, в

молодежных неформальных группах. Отсюда, нарушена связь между поколениями,

агенты социализации не выполняют  свою функцию. Все это ведет к  нарастанию

конфликтности.

То же можно сказать и о  конфликтах внутри молодежной среды, когда  появился

новый феномен: “молодежные разборки” (забить стрелку) -  подростки сами не

ведают, что творят! Резкий рост таких  негативных явлений ведет к

дезорганизации общества. Ведь дети сегодня - это полноценные граждане завтра,

которые должны будут,  например, участвовать  в выборах. Так кто же они, люди

будущего?

                              

Литература

                              

1. Радугин А. А. Радугин К.  А. Социология. Курс лекций.// М.  “Владос” 1995

2. Социология молодежи.// под ред. В. Т. Лисовского С-Петербург 1996

3. США глазами американских социологов.// Под ред. Ю. Н. Давыдова Г.  В.

Осипова. М. “Наука”1982

4. Дементьева Н. Ф. Семья в  системе стартовых жизненных  условий

старшекласснников.// Социс 6/95

5. Воронин Г. Л. Конфликты в  школе.// Социс 3/94


Информация о работе Конфликты в среде молодёжи и их стоки