Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:37, реферат
В течение последнего десятилетия, в связи с широким распространением компьютерной сети Интернет, исключительную популярность приобрело понятие виртуальной реальности (virtual reality). С развитием методов компьютерной симуляции, год за годом, это понятие расширяло поле своей интерпретации и изучения, проникая во множество гуманитарных наук. Теоретическое осмысление проблемы виртуальной реальности нашли в таких научных областях, как философия, культурология и, в том числе, социология.
Введение
Понятие виртуальной реальности.
Социокультурный подход к изучению виртуальности.
Механизмы конструирования виртуальной реальности.
Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности.
Заключение
Список использованной литературы
Санкт-Петербургский
Факультет Социологии
Курсовая работа
по дисциплине: “Социология коммуникаций”.
Тема: “Конструирование виртуальной реальности”.
Выполнила:
Студентка II курса
Дневного отделения
Специальность: социальная антропология
Оконникова Анастасия Викторовна
Санкт-Петербург
2012
Содержание.
Введение
Понятие виртуальной реальности.
Социокультурный подход к изучению виртуальности.
Механизмы конструирования виртуальной реальности.
Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности.
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
В течение последнего десятилетия,
в связи с широким
В связи с такими многоуровневыми
и разнообразными трансформациями,
данное понятие приобрело довольно
расплывчатые рамки. Процессы понятия
виртуальной реальности встречаются
в различных контекстах и обладают
широчайшим спектром значений. Помимо
теоретических концепций, в которых
пред нами предстает “виртуальная
реальность”, и в повседневной жизни
можно часто встретить
Проблеме виртуальной реальности посвящено некоторое количество философских, культурологических, социологических и других теоретических работ. Однако, в философии проблема виртуальной реальности в целом еще не достаточно изучена. Само явление виртуальной реальности рассматривается в основном в отдельных своих аспектах. В то же время в повседневном и профессиональном гуманитарном дискурсе в целом понятие виртуальной реальности функционирует как некая концепция, осознаваемая непроизвольно и некритично.
Значимость явления
Социологическим рассмотрением феномена виртуальной реальности занимались известные социологи Патрик Бергер и Никлас Луман. Также неоценимый вклад в изучении виртуальности внесли работы Г. Зиммеля, М. Мосса и К. Мангейма, и в какой-то степени труды М. Фуко, И. Гофман, Ж. Деррида и М. Кастельс.
В этой работе для начала необходимо разработать смысловую сферу виртуальной реальности, провести семиотический анализ данного понятия. Также полезно будет рассмотреть этапы развития философской и социологической мысли в изучении виртуальности. В контексте социологии также важно изучить особенности и значение виртуальной реальности как специфического способа организации социального бытия, механизмы и способы ее конструирования (специфика).
Важно не забывать о значимости современных технологий и рассмотреть также соотношение виртуальной реальности и сферы компьютерного моделирования реальности. Подобного вида процессы очень волнуют современную молодежь, что является плюсом для актуальности изучения данного явления.
В указанных выше пунктах (абзацах) и состоят цели и задачи данной работы.
Сам термин виртуальной реальности появился в конце 1980х годов.
Виртуальная реальность (от лат. Virtus – потенциальный, возможный и лат. Realis – действительный, существующий) – создаваемый техническими средствами мир и передаваемый человеку через его привычные для восприятия материального мира ощущения: зрение, слух, обоняние и другие. Подобную интерпретацию данное понятие получило в повседневной терминологии. В социологии же виртуальная реальность – это технология бесконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедиа–операционных сред иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном экранном мире. Более абстрактно рассуждая - это мнимый мир, создаваемый в воображении человека (социологический словарь – enc-dic.com/sociology).
В других интерпретациях словари определяют ее как “бытие возможное, но не фактическое”. Это своего рода закономерный этап развития коммуникационных технологий, следующих за телевидением и видео. Так, допустим, благодаря компьютерной виртуальной реальности человек погружается в искусственный мир, имитирующий реальный.
В психологии понятие “виртуальная реальность” означает выход из повседневности, выражающийся в особой раскрепощенности сознания, творческом полете, недетерминированности поведения, в также в опыте измененных состояний сознания.
Можно привести еще неисчислимое количество определений – в контекстах разных наук и концепций их бесконечное множество. Однако, виртуальная реальность интересует нас именно в социокультурном аспекте, и необходимо развивать мысль именно в этом направлении.
Многих социологов, в первую очередь Патрика Бергера и Никласа Лумана, интересовал вопрос: каковы условия конструирования социальной реальности. Для изучения этого вопроса нужно учесть два взаимосвязанных процесса: отражение в виртуальности социальных закономерностей и понимание виртуальной реальности как непрерывного конструирования образа человека и образа мира
Первые пытки создания социологических моделей современности на базе понятия виртуальности принадлежат Ахиму Бюлю, Михаэлю Паэтау (Германия), Артуру Крокеру и Майклу Вйэнстейну (Канада).
Необходимо заметить, что модели Бюля, Крокера и Вейнстейна восходят в историческому материализму К. Маркса, согласно которому развитие новых технологий вызывает трансформации в системе общественных отношений: рождаются новые отношения собственности, на их основе – новые социальные классы, новые формы власти, идеологии и др. . Если приложить эту схему к современности, то можно сделать вывод о переходе к новой фазе капитализма, когда традиционные структуры индустриального общества устраняются в процессе внедрения технологических инноваций (тезис Бюля, Крокера и Вейнстейна).
Исходя из мысли А. Бюля, автора теории “виртуального общества”, с развитием технологий виртуальности из вычислительных машин компьютеры превратились в универсальные механизмы по производству “зеркальных миров”. Процесс замещения с помощью компьютера реального пространства пространством виртуальным А. Бюль называет виртуализацией. Согласно его теории, в каждой подсистеме общества образуются “параллельные миры”, в которых действуют виртуальные аналоги реальных механизмов воспроизводства общества. Таким образом, А. Бюль разрабатывает структурно-аналитический аспект марксовой системы. Для него гиперпространство “параллельных” миров – «..новая сфера экспансии капитализма».
Крокер и Вейнстейн делают акцент на критике – они разоблачают киберкапитализм как систему, порождающую новый тип неравенства и эксплуатации. Компании, предоставляющие программное обеспечение, представляются как новое ядро господства, вольные изменять виртуальную реальность и превращать её плоды в капитал. Виртуализацией Крокер и Вейнстейн называют новый тип отчуждения: человек отчуждается от своей плоти в процессе пользования компьютером (играми, интернетом), тем самым подпитывая виртуальный капитал.
Базируясь на теории Н. Лумана, Михаель Паэтау создает собственную модель “виртуализации социального”, в которой общество определяется как система коммуникаций. В его интерпретации, возникновение гиперпространства сети Интернет не что иное, как результат использования обществом новых форм коммуникации для самовоспроизводства. Согласно его мнению, коммуникация через компьютер вносит вклад в производство социальности (наряду с традиционными формами организации). Тут изменение социума рассматривается как структурная дифференциация системы вследствие зарождения в ней новых элементов – виртуальных аналогов реальных коммуникаций.
Существует два основных
смысла понятия «виртуальное». Первый
восходит к традиционному
В качестве универсальных свойств виртуальной
реальности можно выделить три характеристики:
1) нематериальность воздействия (изображаемое
производит эффекты, характерные для вещественного);
2) условность параметров (объекты искусственны
и изменяемы); 3) эфемерность (свобода входа/выхода
обеспечивает возможность прерывания
и возобновления существования).
О виртуализации применительно к обществу можно говорить постольку, поскольку общество становится похожим на виртуальную реальность, то есть может описываться с помощью тех же характеристик. Виртуализация в таком случае — это любое замещение реальности ее симуляцией — не обязательно с помощью компьютерной техники, но обязательно с применением логики виртуальной реальности. Эту логику можно наблюдать и там, где компьютеры непосредственно не используются. Например, виртуальной экономикой можно назвать и ту, в которой хозяйственные операции ведутся преимущественно через Интернет, и ту, в которой спекуляции на фондовой бирже преобладают над материальным производством. Виртуальной политикой можно назвать борьбу за власть и посредством агитации с помощью веб-страниц или пресс-конференций в Интернет, и посредством рекламных акций в телестудии или на концертной площадке.
Определение социальных феноменов
с помощью понятия
В постиндустриальную, постмодернистскую
эпоху трансформация общества приобретает
совсем иной характер, чем предполагали
теоретики информационного