Конструирование виртуальной реальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:37, реферат

Описание работы

В течение последнего десятилетия, в связи с широким распространением компьютерной сети Интернет, исключительную популярность приобрело понятие виртуальной реальности (virtual reality). С развитием методов компьютерной симуляции, год за годом, это понятие расширяло поле своей интерпретации и изучения, проникая во множество гуманитарных наук. Теоретическое осмысление проблемы виртуальной реальности нашли в таких научных областях, как философия, культурология и, в том числе, социология.

Содержание работы

Введение
Понятие виртуальной реальности.
Социокультурный подход к изучению виртуальности.
Механизмы конструирования виртуальной реальности.
Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

соц.комм..docx

— 43.65 Кб (Скачать файл)
  1. Механизмы конструирования виртуальной реальности.

В первую очередь, следует  заметить, что принцип социального  конструирования реальности, предложенный впервые П. Бергером и Т. Лукманом в 1963 году, базируется на принятии факта множественности реальностей, создаваемых людьми в зависимости от социального распределения знания. Сознание индивида способно перемещаться в различных частях реальности, что дает ему основание понимания множественности. И среди этого огромного множества реальностей существует реальность повседневная. Ее привилегированное положение дает ей право называться “высшей реальностью”.

Сам процесс конструирования  определенной виртуальной реальности, его методология, представляет огромный интерес для социологии и не только. Специалистами в области создания специальных эффектов в киноиндустрии накоплен огромный технический опыт. Применение компьютерных технологий в современных телевизионных шоу вводит виртуальные реальности в каждый дом через телевизионный экран. Однако в большинстве случаев самые фантастические эффекты оставляют в сознании зрителей специфический привкус искусственности и нереальности. Именно это дает основание до сих пор именовать Голливуд «фабрикой грез». Искусственность порождается прежде всего отсутствием обратной связи зрителя с событиями происходящими на экране телевизора. Виртуальная реальность на телевизионном экране остается неполной, поскольку не подкрепляется всей совокупностью сенсорных ощущений. В настоящее время ведутся успешные разработки новых конструкций телемониторов, предоставляющих зрителям более полный объем сенсорных впечатлений, но все же обратная связь через телевизор появится только в будущем.

Человеку всегда было свойственно  стремление к конструированию инобытия, проецированию себя в будущее  или другие миры. Виртуальная реальность в современном и обобщенном понимании  этого термина – это конструирование  реальности посредством информационных технологий. Этой форме конструирования  реальности предшествовала более ранняя  - форма утопии или утопическая  функция сознания, не имеющая никакой  материальной фиксации, кроме как, в  виде литературных произведений. В  таком случае, речь может идти о  том, что в современной культурной ситуации,  в связи с объективными обстоятельствами литературному жанру  утопии нет места. Но «утопическая способность» человека, как умозрительное конструирование  мира, его альтернативное видение, лежит  в бессознательных пластах психики  и никуда не исчезает. Следует проследить, как эта способность проявляется  при столкновении человека с виртуальной  средой.

В контексте социологии коммуникаций, средства массовой коммуникации и особенно ТВ конструируют виртуальную реальность. П. Вирилио в данной связи подчеркивает, что мир сегодня «телеприсутствует» и увеличивается «оптическая плотность» его копий: «В конечном итоге, всеобщая визуализация является наиболее заметной стороной виртуализации». С помощью телетехнологий, по мнению Вирилио, конструируется новый способ видения мира.

Виртуальность предлагает человеку максимум возможностей для любого рода конструирования. Содержание виртуальной реальности организовано в некие общности, задающие ее целостный и процессуальный, знаковый характер. Нагляднее всего виртуальную реальность и способ ее организации можно проследить на примере информационных сетей.

  1. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности.

Одним из способов организации  виртуальной реальности является гипертекстовый способ. В настоящее время он активно  изучается социологами. Любую сеть,  в том числе и глобальную сеть Интернет, помимо ее материальных носителей («железо»), можно рассматривать как совокупность знаков, текстов, что дает возможность приблизиться к пониманию виртуальной реальности. Тогда виртуальная реальность, воспроизводимая при помощи сети – пантекстуальна. С этой точки зрения, в этой реальности, ничего, кроме текста, нет. Все явления человеческой культуры могут быть превращены и превращаются в описания,  диалоги, слова, знаки…  В виртуальной реальности вещественные данные,  вполне материальные объекты,  люди существуют как образы,  тексты. Все есть текст, и ничего, кроме текста. Как справедливо полагает А.Генис, «текст – машина, производящая реальность». Но в виртуальной реальности даже текст несколько иной – это гипертекст. На смену обычному тексту пришел многомерный (электронный) гипертекст.

Текст строится из других текстов в процессе постоянного установления новых связей, переработки, интерпретации и реинтерпретации. Смысловые составляющие данного текста,  связи между смыслами данного текста и смыслами других текстов оказываются относительными, зыбкими. Такие связи позволяют осуществлять коммуникативный акт в направлениях,  определяемых выбором человека.  В связи с тем,  что виртуальная реальность расширяется,  увеличивается и количество  «текстуальных»  связей. Коммуникативные акты, наращивая свою мощь, передают большое количество текстов, которые, переплетаясь, порождают новые тексты. Сейчас уже невозможно понять один текст без другого. Текстовая культура выступает не в виде стопки упорядоченных текстов, а виде мозаики текстов, связанных в нечто относительно целое, иногда на основе странных принципов.

В виртуальной реальности,  где информационно-смысловое производство играет главную роль,  текст и как источник,  и как результат приобретает статус универсальной формы существования. Текст – форма установления связи, средство обмена информацией.  В рамках виртуальной реальности текст перестает быть автономным, независимым феноменом. Нет автора или читателя, который работал бы только с данным текстом.

Гипертекст –  это специфический институт социальной реальности,  со своими функциями и структурой.

Совершая трансформацию  от знака к тексту, от смысла к  набору смыслов, к виртуальному событию,  гипертекст превращается в автономную структуру –  виртуальный поток. Оперирование средствами и содержанием гипертекста приводит к осуществлению коммуникативного акта, то есть образованию и виртуальной реальности, и некоего общего смысла – ценностно-когнитивного мира личности, пребывающей в этой реальности. В конечном счете, пакеты этих сенситивно-смысловых образований, представляющие как вербализованные, так и невербализованные ценностные ориентации, регулятивы, объяснительные и описательные конструкции,  семиотические интерпретации есть не что иное, как коллективное виртуальное.

Виртуальное, как свойство, характеристика реальности или сама реальность, может носить личностный характер или быть коллективной. Индивидуальное виртуальное – это один из слоев человеческой психики, сознания, возникающее при соответствующих условиях. Эта виртуальная реальность порождается психикой человека и есть ничто иное, как отражение психикой процессов, происходящих в самой же психике, т.е. актуальное переживание своих психических явлений. Но эти виртуальные события человек воспринимает и переживает не как глубоко личностные порождения собственной психики, а как объективную реальность.

Коллективное виртуальное  – это объективированное, отделенное, отчужденное от единичной личности виртуальное,  результат интерсубъектных действий,  оно имеет внеиндивидуальную,  всеобщую природу,  производится при косвенном участии сознания и доступно для индивидуального сознания. Коллективное виртуальное есть виртуальная реальность,  в создании и воспроизводстве которой участвуют большие группы людей,  это родовое переживание настоящего в символической форме,  которое принадлежит всем и никому в отдельности. Коллективное виртуальное – реальность, заменяющая чувственную достоверность. Но виртуальная реальность чаще всего оказывается намного более реальной,  чем сама физическая реальность. Коллективное виртуальное –  итог символической деятельности рода,  группы.  Коллективные объективированные мыслеобразы,  которые, будучи ассимилированы индивидуальным сознанием,  порождают образы визуальные и слуховые.

Виртуальная реальность в  форме гипертекста представляет собой с точки зрения функциональности относительно дифференцированное явление, базирующееся на связи и одновременном различии текстов и образов меньшего порядка.  Гипертекст можно рассматривать как упорядоченную целостность. В нем нет единого центра, его нельзя  «увидеть» сверху, чтобы охватить как целое. Личности дан только фрагмент, но фрагмент не статичный, а меняющийся: трансформатив. Понятие «трансформатив» введен по аналогии с перформативом Р.Барта или Ж.Деррида, которые рассматривают перфоматив как процедуру, в которой означающее равно означаемому или превращение текста в произведение искусства в процессе его прочтения.

Трансформатив – осуществление действия  (операции)  в виртуальной реальности (изменение формы образа,  переход от одного фрагмента гиперетекста к другому и пр.) есть конструирование виртуальной реальности посредством осуществления этой операции. Осуществление операций такого рода опирается на определенные конвенциональные соглашения  (например, на правила оперирования данным языком программирования, на правила движения по гипертексту и пр.) и предполагается, что эти операции должны привести к конвенциональному результату. В действительности же, результат достигается, но не всегда обязательно тот,  который ожидают.  Формирование виртуальной реальности с точки зрения содержания непредсказуемо. Это одновременно и осуществление действия, в то же время конструирование виртуальной реальности,  разворачивание символико-смыслового содержания во времени с одновременным его переживанием или пониманием.

Виртуальная реальность –  это расширяющаяся виртуальная реальность. Она мыслится не по аналогии с расширяющейся Вселенной,  которая рассматривается как нечто разбегающееся от единой точки – Большого взрыва. Расширяющаяся виртуальная реальность есть производство знаков, символов, смыслов, образов и установления между ними бесконечного количества связей, что в свою очередь порождает смыслы второго, третьего и т.д. порядков. Реальность производит свое содержание, т.е. саму себя, по мере развития самого человека. Чем более развит человек  (общество),  тем большее количество виртуального его сопровождает. Виртуальная реальность заслоняет  (естественное, природное) бытие и само становится бытием,  превращенным объективным или объективированным бытием.

Итак,  в целом культуру, человеческое знание можно представить единым гигантским гипертекстом. Тексты, написанные в разное время,  оказываются связанными через соответствующие идеи,  переводы на другие языки. В эпоху господства латыни –  языка образованности, затем французского и, наконец, английского языков тексты, написанные в иное время,  доступны любому,  получившему необходимое образование.  Гипертекстовый характер культуры обеспечивает лингвистическую однородность. Эта универсальная организация письменности,  мыслительного пространства оказалась удобным средством передачи и текстов и их смыслов не только в синхроническом,  но и в диахроническом плане.

Заключение.

Итак, виртуальная реальность переживается человеком как объективная реальность, хотя является порождением собственной духовной реальности. Открытие виртуальной реальности и средств-технологий ее массового вызывания возможно и как средство нечаянного формирования перерождения человеческого вида, нарушающего и без того имеющийся в бытии естественный процесс перерождения человека.

Идея создания виртуальной  реальности является сама по себе притягательной возможностями, которые она открывает  для человека. С её помощью можно  побывать в местах, в которых ты раньше не был, или местах, которые не существуют вообще. В ней можно реализовывать свои идем, которые по тем или иным причинам нельзя превратить в реальность в этом мире. И это лишь малая часть причин, по которым следует развивать данную технологию.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.  Трактат по

социологии знания. - М., 1995.

  1. Луман Н. Реальность масс-медиа. – М., 2005.
  2. Орехов С.И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности, Омск, 2006.
  3. Генис А. Гипертекст – машина реальности. – М., 1994.
  4. Кузнецов М. Текст,  гипертекст и интерактивное телевидение – М., 1996.
  5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура – М., 2000.

 

 


Информация о работе Конструирование виртуальной реальности