Консультирование в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение консультирования как технологии
социальной работы, основных направлений и методов.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи:
1. рассмотрение теоретических аспектов консультирования в социальной работе.
2. характеристика основных направлений и методов консультирования.
3. анализ возможностей применения консультативной деятельности среди
безработной молодежи

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 4
1.1 Понятие социального консультирования, его формы и виды 4
1.2 Принципы организации социального консультирования 7
1.3 Методы социального консультирования 10
2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА 13
2.1 Социальное консультирование безработной молодежи 13
2.2 Социальное консультирование пожилых людей 17
2.3 Социальное консультирование многодетных семей 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2013.docx

— 56.96 Кб (Скачать файл)

- отказа от конкретных рекомендаций, направленного на то, чтобы исключить  навязывание клиенту какого - либо  одного способа поведения и  деятельности. Консультант должен  предложить некоторый определённый  спектр возможностей. Выбор из  предложенного – прерогатива  клиента и только его.

- системности, позволяющий консультанту  при работе с клиентом выделить  своеобразную «единицу анализа  обсуждаемой проблемы»: семья, определённые  цели и потребности клиента, особенности  его личности и т.п. Это позволяет  определить основу формирования  проблемы, с которой столкнулся  человек и возможные пути её  решения.

- уважения личности клиента, направленный  на пресечение любых попыток  консультанта «перевоспитать» или  «переделать» клиента в соответствие  с собственными представлениями  о человеке в целом, его свойствах  и качествах.

2. Принципы осуществления социального  консультирования:

- компетентности и профессионализма, предполагающий наличие у консультанта  необходимых знаний, умений и  навыков, которые он предоставляет  в распоряжение клиента. Личные  интересы консультанта при этом  должны быть подчинены интересам  клиента;

- доверительности и сотрудничества, реализация которого на практике  позволяет создать атмосферу  взаимного доверия между консультантом  и клиентом. В таких условиях  возможность решения проблемы  клиента становится более реальной. Кроме того, атмосфера доверия и доверительности является залогом того, что при возникновении подобных проблем и затруднений в будущем, клиент вновь обратится за помощью к консультанту;

- конфиденциальности, гарантирующей, что полученная консультантом  в процессе консультации информация  о клиенте не будет распространена  и обнародована без согласия  и разрешения последнего. Нарушение  этого принципа является для  консультанта недопустимым превышением  своих полномочий;

- результативности, направленной  на то, чтобы усилия консультанта  либо помогли клиенту решить  возникшую у него проблему, либо  создали для этого необходимые  условия. При этом ведущая роль  в оценке результативности работы  консультанта принадлежит клиенту.

Рассмотренные выше виды социального консультирования, принципы его организации и осуществления позволяют рассматривать процесс консультирования как направление социоинженерной деятельности, объектом которой выступает система ценностей, норм и установок человека или группы. Важнейшая задача консультанта состоит в том, чтобы способствовать преобразованию внутреннего мира клиента на основе переосмысления им своих жизненных ценностей. Подобный процесс получил в теории и практике социальной работы название аксикреация.

В дословном переводе на русский язык этот термин означает «создание, творение ценностей». Более строгое определение этого понятия звучит следующим образом. Аксикреация – это процесс порождения, формирования и закрепления у человека или группы новых ценностей, а также регенерация, переосмысление и принятие переосмысленных прежних ценностей (22.c.12).

Изменение ценностных структур происходит в результате длительного и систематического общения клиента с консультантом, в процессе реализации разнообразных видов консультирования. Длительность этого процесса позволяет выделить последовательный ряд этапов социального консультирования, каждый из которых направлен на решение определённых задач и достижения определённых целей.

1.Анализ проблемы, задача которого  состоит в том, чтобы клиент  мог «взглянуть на себя со  стороны». Подобный взгляд позволяет  понять, что многие затруднения  связаны не столько с объективными  трудностями и обстоятельствами, сколько с субъективными установками, стремлениями, целями и идеалами  человека.

2.Постановка проблемы, при которой  происходит непосредственное воздействие  на систему ценностей клиента  с целью её изменения. Именно  здесь и начинается процесс  восстановление связей между  субъектом и окружающим его  миром. Успешным и результативным  подобное воздействие станет  тогда, когда последовательно будут  решены важнейшие задачи, а именно: «разблокирование» предыдущей системы ценностей, т.е. её пересмотр и переоценка, в ходе которых свойственные человеку ценностнонормативные структуры подвергаются сомнению, становятся менее прочными, в результате чего создаётся пространство для формирования новой системы ценностей, норм и установок. (21, 23 c.179). Необходимо помнить, что для решения всего комплекса задач требуется время, в течение которого клиент нуждается в поддержке, поощрении и необходимой помощи.

В настоящее время в практике социальной работы в целом и социального консультирования в частности используются следующие формы и способы деятельности: монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом; диалог, свободная беседа клиента и консультанта; ответы консультанта на прямые вопросы клиента; разнообразные тестирования; различные тренинги и обучения и т.п.

Какую бы форму работы с клиентом не избрал консультант в каждом конкретном случае, необходимо помнить, что любая из них требует от специалиста, во - первых, искреннего желания помочь человеку, во - вторых, деликатности при контакте с ним, и, в - третьих, тщательности, осторожности и постепенности в работе.

Для успешной и эффективной организации и осуществления процесса социального консультирования необходимо соблюдение ряда принципов, помимо тех, которые были перечислены выше.

1.Принцип заинтересованности клиента, предполагающий, что при работе  с клиентом консультант должен, в первую очередь, убедить его  в необходимости и полезности  аксикреации или аксиокоррекции  с целью последующего решения  существующей проблемы.

2.Принцип ситуативного контроля, соблюдение которого позволяет  консультанту даже в условиях  напряжённой работы сохранять  возможность трезвого и объективного  взгляда на ситуацию, чтобы вмешаться  в неё в случае возникновения  негативных или деструктивных  тенденций.

3.Принцип органичности и естественности, заключающийся в том, что консультанту  не следует форсировать и искусственно  ускорять процесс аксикреации. Он  должен быть естественным результатом  совместной деятельности консультанта  и клиента по осмыслению и  анализу возникшей проблемы.

4.Принцип незавершённости, направленный  на то, чтобы оставить клиенту  возможность принятия другого  решения, формирования новых, дополнительных  ценностей, пересмотра решений, принятых  ранее.

Реализуя эти принципы в практике своей профессиональной деятельности, консультант всегда должен помнить о том, что ведущая роль в процессе консультирования принадлежит клиенту. Именно он выбирает конкретный вид консультирования, формы и методы его осуществления. В распоряжении консультанта – опыт, знания, информация, умения и навыки, которые он предлагает в распоряжение клиента. Задача консультанта состоит в том, чтобы побудить клиента к принятию правильного и адекватного в данной ситуации решения, не демонстрируя при этом своего превосходства и не принимая на себя роль лидера.

Как любая другая социальная технология, социальное консультирование предполагает выполнение ряда значимых для общества и человека функций. К ним можно отнести следующие: передача определённых норм, ценностей и представлений об оптимальных моделях поведения и способов деятельности; предоставление необходимой клиенту информации; аксиокоррекция, аксикреация, аксиогенез; контроль за реализацией новых ценностей и норм в повседневной жизни клиента; формирование у клиента адекватных представлений о себе, своих возможностях, ценностях и идеалах и об окружающем мире; обучение человека эффективным и адекватным способам разрешения ценностнонормативных конфликтов.

Развитие в обществе системы органов и учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере социального консультирования, укоренение в общественном и массовом сознании представлений об эффективности подобной помощи, развитие системы подготовки соответствующих специалистов позволит в будущем значительно повысить уровень социальной защищённости как общества в целом, так и каждого отдельного человека [11, c.92].

1.3 Методы социального консультирования

Методы социального консультирования можно разделить на две группы.

1. Консультант может предложить  наиболее подходящие рекомендации  или советы исходя из своих  знаний и опыта работы. Используя  такие методы, консультант отвечает  за качество и законченность  совета.

2. Консультант стремится развить  у организации способности самостоятельного  решения проблем.

Это разделение на группы зависит от поведенческих ролей консультанта, его "директивного" и "недирективного" поведения.

Директивный – консультант занимает позицию руководителя и является инициатором действий.

Недирективный – позволяет клиенту активно участвовать в выработке решений.

Рассмотрим методы консультирования:

1. Проективное консультирование  – консультант ставит диагноз  и разрабатывает предложения. Консультант  не обучает клиента использованию  методов диагностики и решения  проблем и не принимает участие  в процессе внедрения своих  предложений.

Способ консультирования процесса – диагностика проводится консультантом совместно с клиентом. Консультант обучает клиента использованию методов диагностики в решении проблем, а клиенты вырабатывают при помощи этих методов предложения, консультант участвует в процессе их внедрения. Задача консультанта – подвести клиентов к решению. Консультанты осуществляют руководство, процессом мышления клиентов, предполагая, что решение должно быть выработано (найдено) при помощи эффективного использования имеющегося у них потенциала. Консультант задает наводящие вопросы, а клиенты сами ставят диагноз и находят решение проблем.

2. Рефлексивное консультирование  – один из методов, основанный  на осмыслении процесса, способов  и результатов деятельности отдельного  человека и группы. Человек имеет  возможность взглянуть на происходящее  как бы со стороны. Рефлексия  – механизм саморазвития человека, закрепляющий удачные элементы  и отмечающий неудачные.

Рефлексивное консультирование позволяет предложить клиентам ситуацию отстраненности от реальной жизни. Это дает возможность выявить, развивать, проживать и рефлексировать на всех уровнях различные профессиональные и ролевые позиции, разные модели организаций и их социального окружения, варианты возможных проблем и их решений. Клиенты возвращаются к своей реальности максимально обогащенными новым профессиональным и личностным опытом, новыми возможностями и навыками.

3. Прогностическое консультирование  – консультирование, ставящее своей  целью предусмотреть возможные  варианты развития тех или  иных процессов и явлений. Оно  состоит в подготовке рекомендаций, предложений, проектов о том, в  каком направлении желательно  развитие объекта.

4. Интервью как метод консультирования  предполагает оказание воздействия  с помощью вопросов и специальных  заданий, раскрывающих возможности  клиента.

Пятишаговая модель интервью:

1) достижение взаимопонимания. Консультант  конструирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия  с клиентом. Дает клиенту информацию  о своих возможностях. Эта стадия  заканчивается, когда достигнуто  соответствие психолога и клиента;

2) сбор информации. Консультант  решает вопросы: "Зачем клиент  пришел?", уясняет позитивные возможности  клиента в решении проблемы;

3) определение желаемого результата (клиенту предлагается определить  свой идеал, а также что произойдет, когда желаемый результат будет  достигнут);

4) выработка альтернативных решений (вместе работают над вариантами  решений);

5) обобщение предыдущих стадий, переход к действию.

5. Игровые методы в консультировании. Их используют, когда консультант  не может сразу предложить  решение проблемы. Он провел диагностику, выяснил трудности, но сформулировать  полезные рекомендации не может. Возможен другой вариант. Консультант  знает решение проблемы, но появились  сомнения, что клиент примет его  рекомендации.

В обоих случаях консультант хочет, чтобы клиенты самостоятельно прошли путь от осознания проблемы до принятия решения. С этой целью предлагается деловая игра.

6. При проведении игры создаются  проблемные группировки, представляющие  различные точки зрения и разные  цели. Консультант составляет программу  проведения игры, в которой обосновывает  ее необходимость, кратко излагает  правила игры.

Деловая игра состоит из трех этапов. Игре предшествует диагностика (анализ состояния выявленных проблем, возможностей и путей их решения); после завершения игры идет реализация результатов, то есть доведение разработанного решения до конкретных форм реализации.

Этапы игры: диагностика – игра – реализация.

7. Социально-психологический тренинг  направлен на развитие коммуникативных  способностей индивидов, рефлексивных  навыков (умение анализировать поведение  и состояние членов группы  и свое собственное, анализировать  ситуацию и себя в ней), умение  адекватно воспринимать себя  и окружающих.

Информация о работе Консультирование в социальной работе