Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:02, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение консультирования как технологии
социальной работы, основных направлений и методов.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи:
1. рассмотрение теоретических аспектов консультирования в социальной работе.
2. характеристика основных направлений и методов консультирования.
3. анализ возможностей применения консультативной деятельности среди
безработной молодежи
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 4
1.1 Понятие социального консультирования, его формы и виды 4
1.2 Принципы организации социального консультирования 7
1.3 Методы социального консультирования 10
2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА 13
2.1 Социальное консультирование безработной молодежи 13
2.2 Социальное консультирование пожилых людей 17
2.3 Социальное консультирование многодетных семей 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
- отказа от конкретных
- системности, позволяющий консультанту
при работе с клиентом
- уважения личности клиента, направленный
на пресечение любых попыток
консультанта «перевоспитать»
2.
Принципы осуществления
- компетентности и
- доверительности и
- конфиденциальности, гарантирующей,
что полученная консультантом
в процессе консультации
- результативности, направленной
на то, чтобы усилия консультанта
либо помогли клиенту решить
возникшую у него проблему, либо
создали для этого необходимые
условия. При этом ведущая роль
в оценке результативности
Рассмотренные выше виды социального консультирования, принципы его организации и осуществления позволяют рассматривать процесс консультирования как направление социоинженерной деятельности, объектом которой выступает система ценностей, норм и установок человека или группы. Важнейшая задача консультанта состоит в том, чтобы способствовать преобразованию внутреннего мира клиента на основе переосмысления им своих жизненных ценностей. Подобный процесс получил в теории и практике социальной работы название аксикреация.
В дословном переводе на русский язык этот термин означает «создание, творение ценностей». Более строгое определение этого понятия звучит следующим образом. Аксикреация – это процесс порождения, формирования и закрепления у человека или группы новых ценностей, а также регенерация, переосмысление и принятие переосмысленных прежних ценностей (22.c.12).
Изменение ценностных структур происходит в результате длительного и систематического общения клиента с консультантом, в процессе реализации разнообразных видов консультирования. Длительность этого процесса позволяет выделить последовательный ряд этапов социального консультирования, каждый из которых направлен на решение определённых задач и достижения определённых целей.
1.Анализ проблемы, задача которого
состоит в том, чтобы клиент
мог «взглянуть на себя со
стороны». Подобный взгляд позволяет
понять, что многие затруднения
связаны не столько с
2.Постановка проблемы, при которой
происходит непосредственное
В настоящее время в практике социальной работы в целом и социального консультирования в частности используются следующие формы и способы деятельности: монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом; диалог, свободная беседа клиента и консультанта; ответы консультанта на прямые вопросы клиента; разнообразные тестирования; различные тренинги и обучения и т.п.
Какую бы форму работы с клиентом не избрал консультант в каждом конкретном случае, необходимо помнить, что любая из них требует от специалиста, во - первых, искреннего желания помочь человеку, во - вторых, деликатности при контакте с ним, и, в - третьих, тщательности, осторожности и постепенности в работе.
Для успешной и эффективной организации и осуществления процесса социального консультирования необходимо соблюдение ряда принципов, помимо тех, которые были перечислены выше.
1.Принцип заинтересованности
2.Принцип ситуативного
3.Принцип органичности и
4.Принцип незавершённости, направленный на то, чтобы оставить клиенту возможность принятия другого решения, формирования новых, дополнительных ценностей, пересмотра решений, принятых ранее.
Реализуя эти принципы в практике своей профессиональной деятельности, консультант всегда должен помнить о том, что ведущая роль в процессе консультирования принадлежит клиенту. Именно он выбирает конкретный вид консультирования, формы и методы его осуществления. В распоряжении консультанта – опыт, знания, информация, умения и навыки, которые он предлагает в распоряжение клиента. Задача консультанта состоит в том, чтобы побудить клиента к принятию правильного и адекватного в данной ситуации решения, не демонстрируя при этом своего превосходства и не принимая на себя роль лидера.
Как любая другая социальная технология, социальное консультирование предполагает выполнение ряда значимых для общества и человека функций. К ним можно отнести следующие: передача определённых норм, ценностей и представлений об оптимальных моделях поведения и способов деятельности; предоставление необходимой клиенту информации; аксиокоррекция, аксикреация, аксиогенез; контроль за реализацией новых ценностей и норм в повседневной жизни клиента; формирование у клиента адекватных представлений о себе, своих возможностях, ценностях и идеалах и об окружающем мире; обучение человека эффективным и адекватным способам разрешения ценностнонормативных конфликтов.
Развитие в обществе системы органов и учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере социального консультирования, укоренение в общественном и массовом сознании представлений об эффективности подобной помощи, развитие системы подготовки соответствующих специалистов позволит в будущем значительно повысить уровень социальной защищённости как общества в целом, так и каждого отдельного человека [11, c.92].
1.3 Методы социального
Методы социального консультирования можно разделить на две группы.
1. Консультант может предложить
наиболее подходящие
2. Консультант стремится развить
у организации способности
Это разделение на группы зависит от поведенческих ролей консультанта, его "директивного" и "недирективного" поведения.
Директивный – консультант занимает позицию руководителя и является инициатором действий.
Недирективный – позволяет клиенту активно участвовать в выработке решений.
Рассмотрим методы консультирования:
1. Проективное консультирование
– консультант ставит диагноз
и разрабатывает предложения. Консультант
не обучает клиента
Способ консультирования процесса – диагностика проводится консультантом совместно с клиентом. Консультант обучает клиента использованию методов диагностики в решении проблем, а клиенты вырабатывают при помощи этих методов предложения, консультант участвует в процессе их внедрения. Задача консультанта – подвести клиентов к решению. Консультанты осуществляют руководство, процессом мышления клиентов, предполагая, что решение должно быть выработано (найдено) при помощи эффективного использования имеющегося у них потенциала. Консультант задает наводящие вопросы, а клиенты сами ставят диагноз и находят решение проблем.
2. Рефлексивное консультирование
– один из методов, основанный
на осмыслении процесса, способов
и результатов деятельности
Рефлексивное консультирование позволяет предложить клиентам ситуацию отстраненности от реальной жизни. Это дает возможность выявить, развивать, проживать и рефлексировать на всех уровнях различные профессиональные и ролевые позиции, разные модели организаций и их социального окружения, варианты возможных проблем и их решений. Клиенты возвращаются к своей реальности максимально обогащенными новым профессиональным и личностным опытом, новыми возможностями и навыками.
3. Прогностическое
4. Интервью как метод
Пятишаговая модель интервью:
1) достижение взаимопонимания. Консультант
конструирует ситуацию, определяя,
что будет темой его
2) сбор информации. Консультант
решает вопросы: "Зачем клиент
пришел?", уясняет позитивные
3) определение желаемого
4) выработка альтернативных
5) обобщение предыдущих стадий, переход к действию.
5. Игровые методы в
В обоих случаях консультант хочет, чтобы клиенты самостоятельно прошли путь от осознания проблемы до принятия решения. С этой целью предлагается деловая игра.
6. При проведении игры создаются
проблемные группировки, представляющие
различные точки зрения и
Деловая игра состоит из трех этапов. Игре предшествует диагностика (анализ состояния выявленных проблем, возможностей и путей их решения); после завершения игры идет реализация результатов, то есть доведение разработанного решения до конкретных форм реализации.
Этапы игры: диагностика – игра – реализация.
7. Социально-психологический