Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:02, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение консультирования как технологии
социальной работы, основных направлений и методов.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи:
1. рассмотрение теоретических аспектов консультирования в социальной работе.
2. характеристика основных направлений и методов консультирования.
3. анализ возможностей применения консультативной деятельности среди
безработной молодежи
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 4
1.1 Понятие социального консультирования, его формы и виды 4
1.2 Принципы организации социального консультирования 7
1.3 Методы социального консультирования 10
2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА 13
2.1 Социальное консультирование безработной молодежи 13
2.2 Социальное консультирование пожилых людей 17
2.3 Социальное консультирование многодетных семей 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
В процессе тренинга корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.
Кроме рассмотренных методов решения проблем существуют: техника самоанализа с помощью групп, проблемный анализ ситуации, метод "мозговой атаки", технология группового решения проблем [24].
Итак, консультирование - это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять существо проблемы и предположить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения. Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым.
2.1 Социальное консультирование безработной молодежи
Особым видом социономической консультативной деятельности является консультирование по вопросам занятости населения. В соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" гражданам нашей страны предоставлено право на бесплатную консультацию в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения[2].
Проблема клиента, которая решается с помощью данного метода: Консультирование по приоритетным направлениям молодежной политики (данная услуга позволит молодежи определить могут ли они рассчитывать на поддержку органами власти их проекта и какие основные направления реализации молодежных проектов планируют органы власти в ближайшее время, услуга направлена на предоставление всем молодым людям и молодежным общественным организациям информации о планах и направлениях деятельности органов власти в сфере молодежной политики), правовые вопросы, проблема трудоустройства, материальные и жилищные вопросы.
В профессиональной деятельности специалиста по социальной работе большое значение имеет непосредственное воздействие на клиента. Среди различных способов подобного воздействия ключевая роль принадлежит консультированию. Направления: по приоритетным направлениям молодежной политики, социальным программам, материальным и жилищным вопросам, правовым, трудовым вопросам, о возможностях участия в мероприятиях, проектах. Оно является важным элементом в любой из сфер социальной работы с различными категориями клиентов
По своей форме и технологии консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого консультант передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении назревших проблем, а также при подготовке социальных прогнозов, перспективных программ и т.п. [16].
Консультативный процесс в городе Владивостока по проблемам занятости населения включает в себя несколько этапов.
1 этап. Подготовительный этап
На данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущем клиенте, проводит предварительные беседы с официальными лицами (преподавателями, воспитателями) и лицами из ближайшего окружения. При необходимости социальный работник (социальный психолог) подбирает и готовит методики для дополнительного психологического тестирования. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиентом.
Социальному работнику важно решить перед началом консультирования следующие вопросы:
Что я хочу получить в результате собеседования?
Как этого добиться?
Что нужно уметь для этого?
То есть он должен определить цель, стратегию и тактику консультирования. [19].
2 этап. Основной этап консультирования
Основной этап консультирования – это беседа психолога (социального работника) с клиентом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. В развернутом виде основной этап включает несколько обязательных стадий (фаз), переходящих друг в друга.
2.1. Первая фаза – психологическая
настройка консультанта. Она начинается
задолго до приглашения
2.2. Вторая фаза – взаимные
приветствия будущих
2.3. Третья фаза – заключение
“договора-контракта” между
2.4. Четвертая фаза – так
На этом этапе могут возникнуть некоторые трудности, связанные с тем, что:
Клиент не может сам изложить суть своей проблемы. У него может быть невнятная дикция, плохая речь, он не может правильно сформулировать причины, которые его привели на прием;
Клиент неверно оценивает свои способности и имеет неадекватный уровень притязаний;
Клиент считает, что ему обязаны помочь, он хочет возложить свою ответственность за выход из кризисного состояния на социального работника;
Клиент не верит в свои силы и отчаялся самостоятельно разрешить ситуацию.
2.5. Пятая фаза – фаза активного
расспроса клиента и получения
дополнительной
В результате пятой фазы консультант формирует обоснованное мнение о причинах психологических затруднений клиента и намечает конструктивные пути их преодоления. На этой стадии консультант не сообщает свое мнение клиенту.
2.6. Шестая фаза консультирования
является решающей по своей
значимости и требует от
2.7. Седьмая фаза вытекает из
предыдущей и направлена на
оптимизацию личностных
2.8. Завершает общение с клиентом
восьмая фаза, суть которой состоит
в оценке эффективности
После того, как закрылась дверь за клиентом, консультанту необходимо заняться собой. Эту стадию можно назвать фазой отдых и освобождения от впечатлений. Психологу (социальному работнику) на время необходимо расслабиться и переключиться на другую деятельность[19].
3 этап. Заключительный этап
Он наступает после завершения совместной работы с клиентом. На этом этапе консультант (психолог или социальный работник) окончательно осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультирования и при необходимости намечает меры воздействия на социальное окружение в интересах клиента. На этом этапе возможно конкретное взаимодействие с официальными лицами и окружением клиента с целью оптимизации условий для решения его личных проблем.
В профессиональной деятельности специалиста по социальной работе большое значение имеет непосредственное воздействие на клиента. Среди различных способов подобного воздействия ключевая роль принадлежит консультированию. Можно сказать, что консультирование – это процесс совместного осмысления жизненной ситуации клиента и поиска наилучшего решения проблемы. В данный процесс активно вовлекаются личностные и профессиональные качества консультанта как инструменты и ресурсы движения[19].
По мере становления в нашей стране системы социальной работы как профессиональной деятельности консультирование находит все большее применение в различных ее сферах. Среди категорий граждан страны, которые нуждаются в консультационной помощи, особое место занимают люди пожилого возраста и инвалиды [17, с.126].
В соответствии с Законом РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (1995 г.) в стране стали создаваться специальные социально-консультативные службы. Такие отделения функционируют при многих муниципальных центрах социального обслуживания. Работники этих отделений выявляют лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи, работают с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организует их досуг. Они также оказывают правовую помощь в пределах своей компетенции, проводят консультации по вопросам обучения, профессиональной ориентации и трудоустройства.[1].