Консультирование в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение консультирования как технологии
социальной работы, основных направлений и методов.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи:
1. рассмотрение теоретических аспектов консультирования в социальной работе.
2. характеристика основных направлений и методов консультирования.
3. анализ возможностей применения консультативной деятельности среди
безработной молодежи

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 4
1.1 Понятие социального консультирования, его формы и виды 4
1.2 Принципы организации социального консультирования 7
1.3 Методы социального консультирования 10
2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА 13
2.1 Социальное консультирование безработной молодежи 13
2.2 Социальное консультирование пожилых людей 17
2.3 Социальное консультирование многодетных семей 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2013.docx

— 56.96 Кб (Скачать файл)

В процессе тренинга корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

Кроме рассмотренных методов решения проблем существуют: техника самоанализа с помощью групп, проблемный анализ ситуации, метод "мозговой атаки", технология группового решения проблем [24].

Итак, консультирование - это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять существо проблемы и предположить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения. Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым.

 

 

2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА

2.1 Социальное консультирование  безработной молодежи

Особым видом социономической консультативной деятельности является консультирование по вопросам занятости населения. В соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" гражданам нашей страны предоставлено право на бесплатную консультацию в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения[2].

Проблема клиента, которая решается с помощью данного метода: Консультирование по приоритетным направлениям молодежной политики (данная услуга позволит молодежи определить могут ли они рассчитывать на поддержку органами власти их проекта и какие основные направления реализации молодежных проектов планируют органы власти в ближайшее время, услуга направлена на предоставление всем молодым людям и молодежным общественным организациям информации о планах и направлениях деятельности органов власти в сфере молодежной политики), правовые вопросы, проблема трудоустройства, материальные и жилищные вопросы.

В профессиональной деятельности специалиста по социальной работе большое значение имеет непосредственное воздействие на клиента. Среди различных способов подобного воздействия ключевая роль принадлежит консультированию. Направления: по приоритетным направлениям молодежной политики, социальным программам, материальным и жилищным вопросам, правовым, трудовым вопросам, о возможностях участия в мероприятиях, проектах. Оно является важным элементом в любой из сфер социальной работы с различными категориями клиентов

По своей форме и технологии консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого консультант передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении назревших проблем, а также при подготовке социальных прогнозов, перспективных программ и т.п. [16].

Консультативный процесс в городе Владивостока по проблемам занятости населения включает в себя несколько этапов.

1 этап. Подготовительный этап консультирования

На данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущем клиенте, проводит предварительные беседы с официальными лицами (преподавателями, воспитателями) и лицами из ближайшего окружения. При необходимости социальный работник (социальный психолог) подбирает и готовит методики для дополнительного психологического тестирования. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиентом.

Социальному работнику важно решить перед началом консультирования следующие вопросы:

Что я хочу получить в результате собеседования?

Как этого добиться?

Что нужно уметь для этого?

То есть он должен определить цель, стратегию и тактику консультирования. [19].

2 этап. Основной этап консультирования

Основной этап консультирования – это беседа психолога (социального работника) с клиентом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. В развернутом виде основной этап включает несколько обязательных стадий (фаз), переходящих друг в друга.

2.1. Первая фаза – психологическая  настройка консультанта. Она начинается  задолго до приглашения клиента  в кабинет и завершается с  первыми словами взаимных приветствий. В течение первой фазы психолог (социальный работник) освежает в  памяти всю сумму сведений  об очередном клиенте, намеченный  на предварительном этапе план  и оптимальный стиль консультирования.

2.2. Вторая фаза – взаимные  приветствия будущих собеседников  и их представление друг другу. Первое, что должен сделать консультант  после приветствия – предложить  человеку сесть и чувствовать  себя как дома. Большинство клиентов  в первые минуты разговора  чувствуют себя в лучшем случае  неуверенно. В это время на  клиента воздействует множество  новой информации, работает так  называемый “ориентировочный рефлекс”. Поэтому необходимо дать клиенту  возможность освоиться и осмотреться  в помещении в течение 1-3 минут. Именно на этой стадии работы  снимается чувство смущения, напряжение  и устанавливается психологический  контакт, взаимопонимание между  участниками беседы. Этому способствуют  мягкая шутка, к месту рассказанный  анекдот или история из жизни.

2.3. Третья фаза – заключение  “договора-контракта” между психологом (социальным работником) и клиентом. Психолог уясняет первичный запрос  и требования клиента к предстоящей  консультации, принимает решение  о ее проведении, либо отказе  от консультации и направлении  клиента к другому специалисту. После этого консультант в  деловом и конкретном стиле  доводит до сведения клиента  цель, задачи и регламент консультирования, сообщает ему об этических  принципах работы, защищающих интересы  клиента, его правах и обязанностях. “Для успешного проведения этого этапа следует придерживаться так называемого “Вы - метода”. Суть его состоит в том, что на первый план выдвигаются интересы клиента, его задачи и проблемы. Надо дать понять клиенту, что он может рассчитывать на помощь, сопереживание, конкретные действия со стороны социального работника. Именно в это время формируется либо усиливается позитивная мотивация клиента к предстоящей работе. На этой стадии консультирования необходимо активное участие обеих сторон. В результате правильно заключенного контракта достигается взаимопонимание, намечается программа сотрудничества психолога и клиента, распределяются роли, формируется чувство психологической безопасности и доверия к консультанту.

2.4. Четвертая фаза – так называемая  фаза “исповеди”. Социальный работник  задает клиенту прямой вопрос  примерно следующего содержания: “Расскажите подробно, что вас  ко мне привело?” Этот вопрос  дает начало стадии “исповеди”, во время которой человек имеет  возможность “выговориться”, откровенно  и эмоционально рассказать о  волнующих его проблемах. Опытные  консультанты отводят этой стадии  не менее двух третей основного  этапа консультации, но не более  часа. На стадии исповеди консультант  большую часть времени молчит, но, активно слушая, поддерживает  клиента, выражает ему свой интерес  и сочувствие средствами невербальной  коммуникации. При необходимости  возможны короткие уточняющие  и наводящие вопросы в русле  основной линии повествования  клиента. Параллельно на этой  стадии происходит интенсивный  анализ получаемой информации, формулируется  гипотеза (гипотезы) о причинах психологических  проблем клиента и намечаются  дополнительные вопросы, которые  будут заданы ему на следующей  фазе.

На этом этапе могут возникнуть некоторые трудности, связанные с тем, что:

Клиент не может сам изложить суть своей проблемы. У него может быть невнятная дикция, плохая речь, он не может правильно сформулировать причины, которые его привели на прием;

Клиент неверно оценивает свои способности и имеет неадекватный уровень притязаний;

Клиент считает, что ему обязаны помочь, он хочет возложить свою ответственность за выход из кризисного состояния на социального работника;

Клиент не верит в свои силы и отчаялся самостоятельно разрешить ситуацию.

2.5. Пятая фаза – фаза активного  расспроса клиента и получения  дополнительной психологической  информации. Психолог задает ряд  целенаправленных вопросов для  уточнения психологического диагноза  и проверка собственной гипотезы  об источнике проблемы клиента. При необходимости на этой стадии уместно предложить консультируемому выполнить ряд психологических тестов.

В результате пятой фазы консультант формирует обоснованное мнение о причинах психологических затруднений клиента и намечает конструктивные пути их преодоления. На этой стадии консультант не сообщает свое мнение клиенту.

2.6. Шестая фаза консультирования  является решающей по своей  значимости и требует от консультанта  максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства. Содержание  этой стадии – совместная интерпретация  психологических проблем клиента. Консультанту не следует в  категоричной форме предъявлять  клиенту свое понимание ситуации, здесь лучше подойдут фразы  типа: “Мне кажется, что дело в  том-то”, или “Здесь прослеживается  связь с тем-то”. При этом следует  внимательно наблюдать за реакцией  человека и оценивать степень  его согласия с предлагаемыми  интерпретациями. Если согласие  достигается, данная версия принимается  за основу обоими участниками  консультирования. Но если предположение  не вызывает никакой реакции  и оставляет клиента равнодушным, консультанту приходится от него  отказаться и искать другое  решение. Однако если клиент бурно  протестует против предложенного  толкования, считая его абсолютно  неверным, можно предположить, что  консультант близок к самой  сути проблемы. В этом случае  необходимо проявить максимальную  сдержанность и, игнорируя возможные  агрессивные выпады со стороны  клиента подробно обосновать  правоту своей позиции, преодолеть  сопротивление собеседника. Таким  образом, шестую фазу можно считать  успешно завершенной, если достигнуто  взаимоприемлемое понимание причин  психологических проблем и трудностей  клиента.

2.7. Седьмая фаза вытекает из  предыдущей и направлена на  оптимизацию личностных механизмов  саморегуляции и формирование  новой модели поведения клиента. В литературе эта стадия описана  как фаза “расширения целей”. Это означает появление у человека  новых аспектов понимания себя  и мира, формирование перспективных  целей и гибких механизмов  поведения. В этот период работы  полезна детальная проработка  наиболее сложных для клиента  новых моделей поведения. При  необходимости возможно использование  отдельных форм психологического  тренинга для закрепления вновь  обретенных навыков, возможно привлечение  жизненного личного опыта консультанта, примеров из его практики, литературных  и философских ассоциаций.

2.8. Завершает общение с клиентом  восьмая фаза, суть которой состоит  в оценке эффективности консультации  методом совместного обсуждения. Клиенту предлагается высказать  свое мнение о проведенной  работе. Психолог (социальный работник) дает окончательную оценку успешности  консультирования.

После того, как закрылась дверь за клиентом, консультанту необходимо заняться собой. Эту стадию можно назвать фазой отдых и освобождения от впечатлений. Психологу (социальному работнику) на время необходимо расслабиться и переключиться на другую деятельность[19].

3 этап. Заключительный этап консультирования.

Он наступает после завершения совместной работы с клиентом. На этом этапе консультант (психолог или социальный работник) окончательно осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультирования и при необходимости намечает меры воздействия на социальное окружение в интересах клиента. На этом этапе возможно конкретное взаимодействие с официальными лицами и окружением клиента с целью оптимизации условий для решения его личных проблем.

В профессиональной деятельности специалиста по социальной работе большое значение имеет непосредственное воздействие на клиента. Среди различных способов подобного воздействия ключевая роль принадлежит консультированию. Можно сказать, что консультирование – это процесс совместного осмысления жизненной ситуации клиента и поиска наилучшего решения проблемы. В данный процесс активно вовлекаются личностные и профессиональные качества консультанта как инструменты и ресурсы движения[19].

2.2 Социальное  консультирование пожилых людей

По мере становления в нашей стране системы социальной работы как профессиональной деятельности консультирование находит все большее применение в различных ее сферах. Среди категорий граждан страны, которые нуждаются в консультационной помощи, особое место занимают люди пожилого возраста и инвалиды [17, с.126].

В соответствии с Законом РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (1995 г.) в стране стали создаваться специальные социально-консультативные службы. Такие отделения функционируют при многих муниципальных центрах социального обслуживания. Работники этих отделений выявляют лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи, работают с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организует их досуг. Они также оказывают правовую помощь в пределах своей компетенции, проводят консультации по вопросам обучения, профессиональной ориентации и трудоустройства.[1].

Информация о работе Консультирование в социальной работе