Контент - анализ на примере исследования конкретной проблематики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить метод контент - анализа и применить данный метод для исследования конкретной проблематики.

Задачи :
1. Дать общую характеристику контент - анализа.
2. Выделить основные процедуры контент - анализа.
3. Изучить процедуры подсчета.
4. Рассмотреть контент - анализ на примере конкретной проблематики.
5. Составить программу исследования.

Содержание работы

Ведение
1. Контент-анализ как метод анализа документов
1.1 Общая характеристика метода контент - анализа
1.2 Основные процедуры контент - анализа
1.3 Процедуры подсчета
2. Контент - анализ на примере исследования конкретной проблематики
2.1 Программа исследования
2.2 Классификация категорий анализа в исследовании
2.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая моя(оригинал).docx

— 72.04 Кб (Скачать файл)

План

 

   Ведение

   1. Контент-анализ как метод анализа документов

   1.1 Общая характеристика метода контент - анализа

   1.2 Основные процедуры контент - анализа

   1.3 Процедуры подсчета

   2. Контент  - анализ на примере исследования конкретной проблематики

   2.1 Программа  исследования

   2.2 Классификация категорий анализа в исследовании

   2.3 Выводы  и рекомендации

   Заключение

   Список  литературы

   Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении XX века, который совпал с периодом становления и развития социологии как науки, в ее недрах широкое применение нашел такой метод изучения текстов, как «анализ содержания», или контент-анализ. Этим термином обозначается методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, которая позволяет ему делать некоторые выводы относительно намерений создателя этого текста или возможных реакций адресата. Применение процедуры измерения при анализе текстов сделало возможным получить точные, объективные данные о характере всех видов общения по их содержанию. Действительно, в процессе коммуникации содержание занимает центральное место. Это и реализация намерений автора-коммуникатора и возможные реакции получателя сообщения.

Наиболее  эффективным оказывается применение этого метода для анализа потоков  информации, содержащейся на страницах  газет, в передачах радио и  телевидения, в рекламных сообщениях, но нередки обращения социологов к этому методу для анализа  и менее объемно представленной информации (личных писем, дневниковых  записей, речей политических деятелей и т.д.). Объективный, систематичный  анализ совокупности таких текстов  снабжает исследователя надежной информацией  о тенденциях деятельности авторов, об эксплицитно присутствующих намерениях коммуникатора, о возможных, ожидаемых воздействиях информации на потребителя, в определенной степени о потенциальных реакциях его.

           Контент-анализ - это перевод в количественные, показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, особенно А. Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Вихалемм, Б. Л. Грушин, Т. М. Дридзе, М. Лауристинь.

       Объектом курсовой работы является метод контент - анализа.

     Предметом является  контент -  анализ как метод исследования на примере конкретной проблематики.

      Цель: изучить метод контент - анализа и применить данный метод для исследования конкретной проблематики.

     

      Задачи :

      1. Дать общую характеристику контент - анализа.

      2. Выделить основные процедуры контент - анализа.

      3. Изучить процедуры подсчета.

      4. Рассмотреть контент - анализ  на примере конкретной проблематики.

      5. Составить программу исследования.

      6. Определить классификатор категорий анализа.

      7. Написать выводы и рекомендации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Контент-анализ как метод анализа  документов

1.1 Общая характеристика метода  контент - анализа

Контент-анализ — это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.). Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, обеспечивающих формализацию и измерение исследуемых признаков, что позволяет делать профессиональные заключения о характере и особенностях изучаемого объекта. Особенно эффективно использование контент - анализа при исследовании программ политических партий и движений, когда по ключевым понятиям и словосочетаниям можно составить представление об отличительных особенностях каждой из них. К примеру, использование контент - анализа позволяет на основе подсчета слов, фотографий или газетных столбцов, посвященных тому ли иному кандидату в депутаты, определить его рейтинг в средствах массовой информации.

Контент-анализ может быть содержательным и структурным. Содержательный контент-анализ сосредоточивает внимание исследователя  на содержании сообщения, тогда как  структурный — на количестве и  особенностях упоминания контрольного термина или имени в тексте сообщения.

Основными задачами контент - анализа являются:

  1. Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдельных сторон исследуемого объекта.
  2. Выяснение причин или условий, повлиявших на соответствующие особенности текстового сообщения.
  3. Оценка эффекта воздействия сообщения на аудиторию, установление адресных точек такого воздействия.

Контент-анализ применяется при исследовании разного рода публикаций политического характера, опубликованных договоров, программ политических партий, радио- и телепередач и т.д. В данных материалах так или иначе отражается реальная действительность, в том числе политическая, которая и подвергается анализу.

Считается, что с помощью этого  метода можно более объективно исследовать  происходящие политические явления  и процессы.

Исследование начинается с анализа  текстов, в которых содержится информация об указанных явлениях и процессах. Прежде всего выделяются соответствующие  смысловые единицы; определенные сведения, количественные показатели, оценки, понятия, раскрывающие содержание того или иного политического текста и, следовательно, отражаемого им политического явления. Поскольку содержащиеся в тексте сведения, оценки, понятия выражаются определенными терминами и характерными словосочетаниями, они также учитываются при контент - анализе.

Таким образом, контент-анализ начинается с логической, лингвистической и другой формализации изучаемого текста (в данном случае текста политического содержания). Поскольку чаше всего исследуются большие массивы информации, порой весьма сложные, то выделяется множество смысловых единиц и разрабатывается соответствующий математический аппарат их количественного анализа.

Тем самым контент-анализ является методом качественно-количественного изучения текстов с присущими ему процедурами формализации исследуемого материала. Выделенные смысловые единицы подвергаются соответствующим математическим операциям.

 

1.2 Основные процедуры  контент - анализа

Контент - анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют:

1. Понятия, выраженные в отдельных  терминах. Это могут быть понятия  из области экономики: формы  собственности, приватизация, финансовая  система, технический прогресс, оптимизация  управления и др.; термины политического  содержания; правящие круги и  оппозиция, империализм или национализм,  авторитаризм, демократия, международное  сотрудничество, консенсус, конфликт  интересов; нравственные или правовые  символы: права человека, гуманизм, активность, инициативность, деловая  предприимчивость, нарушение законности, преступность, коррупция; научные:  модель, система, космическое пространство  и т. п. Очевидно, что анализ  текста по содержанию понятий  несет немало важной социальной  информации. Например, по частоте  употребления понятий, связанных  с наукой и новой техникой, можно определить, в какой мере  источник информации ориентирован  на научно-техническую модернизацию.

2. Тема, выраженная в целых смысловых  абзацах, частях текстов, статьях,  радиопередачах и т. п.

3. Имена исторических личностей,  политиков, выдающихся ученых  и деятелен искусства, организаторов  производства, лидеров движений  и партий, наименования общественных  институтов, организации и учреждений.

Эти характеристики могут свидетельствовать  о влиянии отдельных лиц или  представляемых ими социальных институтов, сообществ, групп на общественное мнение. По числу ссылок на отдельных авторов  определяют значимость той или иной научной идеи: если число ссылок растет или падает, это свидетельствует  о росте или падении авторитета данной концепции. По частоте упоминаний общественных движений или их лидеров легко заключить о влиятельности этих движений.

4. Целостное общественное событие,  официальный документ, факт, произведение, случай и т. п. несут специфическую  смысловую нагрузку и тоже  могут быть приняты за единицу  анализа. Частота и длительность (во времени) упоминания общественного  события или государственного  решения - свидетельство его важности  для общества.

5. Смысл апелляций к потенциальному  адресату — пользователю рекламируемой  продукции, или гражданину как  возможному стороннику политического,  иного движения. В коммерческой  рекламе содержатся апелляции  к возрастным когортам (например, "молодежь выбирает..."), социальному  слою, активирующие разные потребности  личности (здоровье, социальный статус...), нацеленные на мотивацию избежания опасности или достижение успеха и т. д. В политической рекламе, как правило, единицами анализа могут выступать апелляции к определенным ценностям (справедливости, разумности и, добру), к нравственным нормам и стремлениям обустроить жизнь лучшим образом и т.д.

Итак, смысловые единицы анализа  выделяются на основе содержания гипотез  исследования, подсказываются методологическими  посылками программы.

Единицы счета могут и совпадать и не совпадать с единицами анализа. Контент-анализ текста может быть весьма многосторонним, причем одновременно используются несколько единиц анализа и несколько единиц счета.

Рассмотрим, как, например, фиксировалось  содержание информации по проблемам  международной жизни (центральные  и местные газеты):

1. Частота информации определяется как частота упоминания данной страны или проблемы, указанных в разделе "в", частота положительных—отрицательных оценок (раздел "г") и частота описательно-оценочной информации (раздел "д").

2. Объем информации фиксируется двумя единицами: по числу строк текста и по удельному весу информации о данной стране в общем объеме газетного текста.

3. Содержание сообщений о данной стране группируется в таких, например, смысловых единицах, как сообщения, касающиеся промышленности, сельского хозяйства, политического и общественного устройства, природных условий... быта и нравов... освободительной борьбы... внутриполитических акций... отношении к СССР и т. д. (всего 28 категорий).

4. Итак информации определяется как "положительное" и "отрицательное", "сбалансированное" и "нейтральное" отношения, что соответственно кодируется как +, —, ±, 0.

5. Тип и характер информации:

1. Фактографическая, содержащая сведения, полученные из неопределенного  источника (источник не укалывается);

2. Комментаторская: оценка фактов, свидетелем которых' был автор  сообщения; 

3. Комментаторская: оценки фактов, свидетели которых не указываются;

4. Художественно-фактографическая: типа очерков, зарисовок "с натуры" (1) участием автора пли с указанием источника;

5. Художественно-фактографическая: типа безадресных очерков с упоминанием событий, реальность которых сомнительна;

6. Общетеоретическая информация  иностранных авторов, не содержащая  ссылок на конкретные факты; 

7. Аналогия предыдущей — советских  авторов; 

8. Абстрактно-художественная: безадресные  стихи, рассказы и т. п. иностранных  авторов;

Далее по каждому из этих пунктов  разрабатывается подробная инструкция с указанием правил отнесения  материалов в рубрику по индикаторам  газетного текста. Например, при  определении знака информации инструкция требует от кодировщика определять знак "не на основе собственных впечатлений  от текста (тем более не на основе привычных традиционных для средств  массовой коммуникации способов освещения  того или иного вопроса), но исключительно  на основе видимым образом (и лексике  текста) выраженного отношения коммуникатора  к проблеме". Дается инструкция по тематике и "знаку" информации, например, о позиции в вопросах войны  и мира. Кодировать "+": "...выступает  за сохранение мира на земле..."; кодировать "±": "...Занимает в вопросах войны  и мира нейтральную позицию..."; кодировать "—"; "...Создает обстановку военного напряжения".

Закодированный по детальной инструкции текст заносится в шифрованный  лист и далее подвергается статистической обработке.

Информация о работе Контент - анализ на примере исследования конкретной проблематики