Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:56, курсовая работа
Цель: изучить метод контент - анализа и применить данный метод для исследования конкретной проблематики.
Задачи :
1. Дать общую характеристику контент - анализа.
2. Выделить основные процедуры контент - анализа.
3. Изучить процедуры подсчета.
4. Рассмотреть контент - анализ на примере конкретной проблематики.
5. Составить программу исследования.
Ведение
1. Контент-анализ как метод анализа документов
1.1 Общая характеристика метода контент - анализа
1.2 Основные процедуры контент - анализа
1.3 Процедуры подсчета
2. Контент - анализ на примере исследования конкретной проблематики
2.1 Программа исследования
2.2 Классификация категорий анализа в исследовании
2.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы
План
Ведение
1. Контент-анализ как метод анализа документов
1.1 Общая характеристика метода контент - анализа
1.2 Основные процедуры контент - анализа
1.3 Процедуры подсчета
2. Контент - анализ на примере исследования конкретной проблематики
2.1 Программа исследования
2.2 Классификация категорий анализа в исследовании
2.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
На протяжении XX века, который совпал с периодом становления и развития социологии как науки, в ее недрах широкое применение нашел такой метод изучения текстов, как «анализ содержания», или контент-анализ. Этим термином обозначается методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, которая позволяет ему делать некоторые выводы относительно намерений создателя этого текста или возможных реакций адресата. Применение процедуры измерения при анализе текстов сделало возможным получить точные, объективные данные о характере всех видов общения по их содержанию. Действительно, в процессе коммуникации содержание занимает центральное место. Это и реализация намерений автора-коммуникатора и возможные реакции получателя сообщения.
Наиболее
эффективным оказывается
Контент-анализ - это перевод в количественные, показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, особенно А. Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Вихалемм, Б. Л. Грушин, Т. М. Дридзе, М. Лауристинь.
Объектом курсовой работы является метод контент - анализа.
Предметом является контент - анализ как метод исследования на примере конкретной проблематики.
Цель: изучить метод контент - анализа и применить данный метод для исследования конкретной проблематики.
Задачи :
1. Дать общую характеристику контент - анализа.
2. Выделить основные процедуры контент - анализа.
3. Изучить процедуры подсчета.
4. Рассмотреть контент - анализ
на примере конкретной
5. Составить программу
6. Определить классификатор категорий анализа.
7. Написать выводы и
1.
Контент-анализ как метод
1.1 Общая характеристика метода контент - анализа
Контент-анализ — это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.). Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, обеспечивающих формализацию и измерение исследуемых признаков, что позволяет делать профессиональные заключения о характере и особенностях изучаемого объекта. Особенно эффективно использование контент - анализа при исследовании программ политических партий и движений, когда по ключевым понятиям и словосочетаниям можно составить представление об отличительных особенностях каждой из них. К примеру, использование контент - анализа позволяет на основе подсчета слов, фотографий или газетных столбцов, посвященных тому ли иному кандидату в депутаты, определить его рейтинг в средствах массовой информации.
Контент-анализ может быть содержательным и структурным. Содержательный контент-анализ сосредоточивает внимание исследователя на содержании сообщения, тогда как структурный — на количестве и особенностях упоминания контрольного термина или имени в тексте сообщения.
Основными задачами контент - анализа являются:
Контент-анализ применяется при исследовании разного рода публикаций политического характера, опубликованных договоров, программ политических партий, радио- и телепередач и т.д. В данных материалах так или иначе отражается реальная действительность, в том числе политическая, которая и подвергается анализу.
Считается, что с помощью этого метода можно более объективно исследовать происходящие политические явления и процессы.
Исследование начинается с анализа текстов, в которых содержится информация об указанных явлениях и процессах. Прежде всего выделяются соответствующие смысловые единицы; определенные сведения, количественные показатели, оценки, понятия, раскрывающие содержание того или иного политического текста и, следовательно, отражаемого им политического явления. Поскольку содержащиеся в тексте сведения, оценки, понятия выражаются определенными терминами и характерными словосочетаниями, они также учитываются при контент - анализе.
Таким образом, контент-анализ начинается с логической, лингвистической и другой формализации изучаемого текста (в данном случае текста политического содержания). Поскольку чаше всего исследуются большие массивы информации, порой весьма сложные, то выделяется множество смысловых единиц и разрабатывается соответствующий математический аппарат их количественного анализа.
Тем самым контент-анализ является методом качественно-количественного изучения текстов с присущими ему процедурами формализации исследуемого материала. Выделенные смысловые единицы подвергаются соответствующим математическим операциям.
1.2 Основные процедуры контент - анализа
Контент - анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют:
1. Понятия, выраженные в
2. Тема, выраженная в целых смысловых
абзацах, частях текстов,
3. Имена исторических личностей,
политиков, выдающихся ученых
и деятелен искусства,
Эти характеристики могут свидетельствовать о влиянии отдельных лиц или представляемых ими социальных институтов, сообществ, групп на общественное мнение. По числу ссылок на отдельных авторов определяют значимость той или иной научной идеи: если число ссылок растет или падает, это свидетельствует о росте или падении авторитета данной концепции. По частоте упоминаний общественных движений или их лидеров легко заключить о влиятельности этих движений.
4. Целостное общественное
5. Смысл апелляций к
Итак, смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы.
Единицы счета могут и совпадать и не совпадать с единицами анализа. Контент-анализ текста может быть весьма многосторонним, причем одновременно используются несколько единиц анализа и несколько единиц счета.
Рассмотрим, как, например, фиксировалось содержание информации по проблемам международной жизни (центральные и местные газеты):
1. Частота информации определяется как частота упоминания данной страны или проблемы, указанных в разделе "в", частота положительных—отрицательных оценок (раздел "г") и частота описательно-оценочной информации (раздел "д").
2. Объем информации фиксируется двумя единицами: по числу строк текста и по удельному весу информации о данной стране в общем объеме газетного текста.
3. Содержание сообщений о данной стране группируется в таких, например, смысловых единицах, как сообщения, касающиеся промышленности, сельского хозяйства, политического и общественного устройства, природных условий... быта и нравов... освободительной борьбы... внутриполитических акций... отношении к СССР и т. д. (всего 28 категорий).
4. Итак информации определяется как "положительное" и "отрицательное", "сбалансированное" и "нейтральное" отношения, что соответственно кодируется как +, —, ±, 0.
5. Тип и характер информации:
1. Фактографическая, содержащая сведения,
полученные из неопределенного
источника (источник не
2. Комментаторская: оценка
3. Комментаторская: оценки
4. Художественно-
5. Художественно-
6. Общетеоретическая информация
иностранных авторов, не
7. Аналогия предыдущей —
8. Абстрактно-художественная: безадресные
стихи, рассказы и т. п.
Далее по каждому из этих пунктов
разрабатывается подробная
Закодированный по детальной инструкции текст заносится в шифрованный лист и далее подвергается статистической обработке.
Информация о работе Контент - анализ на примере исследования конкретной проблематики