КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Социология управления»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:06, контрольная работа

Описание работы

Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.

Содержание работы

1. Сущность социальной политики государства…………………………….……3
2. Сущность социального мониторинга в России…………………………………7
3.Понятие «минимальный потребительский бюджет» в социальном управлении……………………………………………………………………….…11
4. Факторы, обусловливающие цели социального управления…………………13
Список использованной литературы……………………………………………...14

Файлы: 1 файл

социалогия управления к.р..doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 

Факультет  менеджмента и маркетинга

Кафедра    Экономики труда и управления персоналом  
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Социология управления»

                                                    Вариант №10 
 
 
 

 

                                                                           Студент:       Иванова С.  В.

                                                                          Специальность: ГМУ, 5 курс

                                                                            Личное дело     № 07МГБ01480

                                                                          Преподаватель Федченко А. А. 
 
 

Воронеж 20011                                  

     

 

      Содержание

1. Сущность  социальной политики государства…………………………….……3

2. Сущность  социального мониторинга в России…………………………………7

3.Понятие  «минимальный потребительский бюджет»  в социальном управлении……………………………………………………………………….…11

4. Факторы,  обусловливающие цели социального  управления…………………13

Список использованной литературы……………………………………………...14 
1. Сущность социальной политики государства.

     Социальная  политика государства может быть представлена как форма сознательного  воздействия на социальную сферу  жизнедеятельности людей с целью  ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенность социальной сферы, мы сможем также понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «социальная политика». Социальная сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. К объективным необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным — потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия в установлении таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости. Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей. Развитая потребность человека появляется с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам данного производства, базирующегося на разделении труда. Замечено, в рамках социально-экономической школы анализа социальной политики, что чем больше в социальной структуре общества представителей наемного труда, чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны. Если экономической основой социально-политической деятельности государства является промышленный способ производства и разделение труда, то социальной основой является объединение представителей наемного труда, чей интерес так же, как и интерес предпринимателей, покоится на данном производстве. В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами, как результат ограниченного производства, порождает такие группы людей, которые могут воспроизводится при условии помощи последним со стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне. Социальная защита как легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества — человек — начинает носить общественный характер. Этот общественный характер производства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека. Для того, чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу в категории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть. Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политического влияния, своей защиты данной социальной зоны всеми средствами и способами, находящимися в его распоряжении. Социальная сфера при этом предстает перед нами как конституируемые социальные права и обеспеченные экономическими возможностями социальные гарантии..

     Суть  социальной политики государства заключается  в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

     Однако   социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

     Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение  и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Сущность  мониторинга

     В наше время внимание исследователей, специалистов- практиков привлекают возможности, связанные с проведением  мониторингов социальных объектов. Практически все исследователи отмечают присутствие в социальной среде элементов неопределенности, инвариантности. Обосновывается необходимость привлечения достижений различных наук, системного подхода в социальном предвидении и прогнозировании. Этим объясняются поиски комплексных методов измерения существующих общественных явлений, их адекватного отражения и выработки способов оптимального управленческого воздействия.

     В естественных науках термин “мониторинг” применяется достаточно длительно и систематично (экологические исследования, исследования технологических процессов, медицина и т. д.). Как дефиниция и вид научно- практической деятельности социальный мониторинг трактуется по-разному в зависимости от видения его сути, механизмов осуществления, отличительных свойств, особенностей, и чаще всего отождествляется с социологическими исследованиями.

     Некоторые авторы (Ревайкин, Быстрицкий и т.д.) под мониторингом социально-экономической  ситуации понимают организационное  системное наблюдение за ходом и характером качественных изменений в экономике, связанных с ее переходом из одного состояния в другое. Представляется более конструктивным использовать трактовку категории мониторинга принятую современной наукой, в соответствии с которой под социально- экономическим мониторингом можно понимать систему наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории.

     Особенность социального мониторинга: непрерывность  слежения и прогнозного оценивания социальных объектов по стандартному набору показателей, относительно устойчивых и повторяющихся во времени.

     Цели, задачи и принципы организации социального  мониторинга.

     Организация социального мониторинга преследует следующие основные цели:

     - определение ключевых индикаторов, дающих наиболее полную информацию о сегодняшнем состоянии всех сфер жизнедеятельности города,

     - возможность проведения ранней  диагностики негативных процессов,  связанных с неблагополучием  в определенных сферах жизнедеятельности  и жизнеобеспечения городского сообщества,

     - выработка сценариев развития  и совершенствования городской  социальной среды с ориентацией  на насущные потребности жителей  города,

     - долгосрочное и среднесрочное  планирование альтернатив развития  города в целом или его отдельных  районов,

     - выделение основных звеньев в  цепочках управления, дающих сбои  в продвижении решений администрации  до населения,

     - совершенствование системы управления  социально-экономической жизнью  города.

     Задачи  социально-экономический мониторинга  могут быть сведены к следующим:

     - Организация наблюдения, получение  достоверной и объективной информации  о протекании на территории  социально-экономических процессов;

     - Оценка и системный анализ  полученной информации, выявление  причин, вызвавших тот или иной  характер протекания социально-экономических процессов;

     - Обеспечение в установленном  порядке органов управления, предприятий,  учреждений и организаций, независимо  от их подчиненности и форм  собственности, граждан информацией,  полученной при осуществлении  социально-экономический мониторинга.

     Подготовка  рекомендаций, направленных на преодоление  негативных и поддержание позитивных тенденций, доведения их до соответствующих  органов управления и власти.

     Главная же функция системы социально-экономического мониторинга состоит в обеспечении соответствующих органов территории полной, достоверной и своевременной информацией о процессах, происходящих в различных сферах его экономики, о складывающейся социальной ситуации.

     Ведущим принципом организации социально-экономического мониторинга является целенаправленность. Он предполагает, что вся система мониторинга должна быть «настроена» на решение конкретных управленческих задач. Четкое следование этому принципу позволит не заниматься сбором и обработкой информации «на всякий случай», предохранит от ненужной информационной избыточности, создаст предпосылки для создания экономически эффективной системы.

     Реализация  системного подхода к организации  мониторинга ориентирует на рассмотрение муниципального образования как  подсистемы более крупной общественной системы, на исследование связей его с другими территориальными звеньями. Системный подход выводит также на принцип комплексности, обеспечение которого требует соблюдения ряда требований.

     Во-первых, мониторинг отдельных сфер и направлений  развития территории должен осуществляться во взаимосвязи с другими сферами; во- вторых, следует стремиться к последовательному решению всей совокупности задач мониторинга по каждому из его направлений (поднаправлений), начиная от наблюдения за ходом какого-либо процесса и вплоть до разработки рекомендаций на улучшение положения в той или иной сфере экономики, смягчение социальной напряженности.

     Среди других принципов социально-экономического мониторинга необходимо отметить:

     - непрерывность наблюдения за  объектами,

     - периодичность снятия информации  о происходящих изменениях,

     - сопоставимость применяемых показателей  мониторинга во времени,

     - развитие системы социально-экономического  мониторинга территории на основе  совершенствования используемого  методического инструментария, технического оснащения,

     - расширение наблюдаемых процессов  и увеличение числа объектов.

     Разумеется  при организации мониторинга  необходимо соблюдение обычных требований к информации, используемой в сфере  управления. Речь идет об ее полноте, достоверности, своевременности, репрезентативности.

     3.Понятие  «минимальный потребительский  бюджет» в социальном  управлении.

            Минимальный потребительский бюджет — самое широкое из трех представленных определений, отражает расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социальных потребностей человека, семьи. 
           В отличие от прожиточного минимума минимальный потребительский бюджет характеризуется более высокими нормами потребления и расширенным спектром платных услуг. Например, прожиточным минимумом для мужчины трудоспособного возраста предусмотрен один костюм из шерстяных или полушерстяных тканей на пять лет, а минимальным потребительским бюджетом - два костюма на три года. Прожиточный минимум не предусматривает услуги здравоохранения (считается, что основной минимум этих услуг населению предоставляется бесплатно), а в минимальный потребительский бюджет включены не только затраты на услуги здравоохранения, но и правовые услуги, оплата ремонта бытовой техники, посещение культурных, спортивных учреждений, поездки в отпуск, услуги связи и так далее - в списке около 300 наименований.

     Показатели продовольственной корзины, прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета используются государством в качестве инструментов социальной политики. С помощью этих показателей происходит оценка уровня жизни населения, эти цифры используются в качестве одного из критериев определения малообеспеченности, дающей право на социальные выплаты и пособия. Кроме того, при помощи минимального потребительского бюджета должны определяться размеры минимальной заработной платы и минимальной пенсии по старости, однако, на практике этого, к сожалению, не происходит. 

     Потребительские бюджеты (особенно минимальные) широко используются и за рубежом. В США особое место среди потребительских бюджетов занимает бюджет Геллера, характеризующий "общепринятый уровень жизни", основанный на наборе тех товаров и услуг, которые общественное мнение считает в данное время необходимыми для здоровой и достаточно комфортной жизни. Поэтому размеры этого бюджета существенно превышают средний уровень потребления страны.

     Очевидно, что определение величины минимума - одна из важных задач, необходимый ориентир при разработке мер по социальной защите населения. Однако, надо помнить, что любой «минимум» отражает лишь минимально необходимые нормы потребления товаров и услуг, и даже в своем расширенном виде не может являться стандартом для определения оптимального уровня жизни.

Информация о работе КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Социология управления»