Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:06, контрольная работа
Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.
1. Сущность социальной политики государства…………………………….……3
2. Сущность социального мониторинга в России…………………………………7
3.Понятие «минимальный потребительский бюджет» в социальном управлении……………………………………………………………………….…11
4. Факторы, обусловливающие цели социального управления…………………13
Список использованной литературы……………………………………………...14
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Всероссийский
заочный финансово-
Факультет менеджмента и маркетинга
Кафедра Экономики труда и
управления персоналом
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология управления»
Воронеж
20011
Социальная
политика государства может быть
представлена как форма сознательного
воздействия на социальную сферу
жизнедеятельности людей с
Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
Итак,
говоря о социальной политике государства,
мы подразумеваем прежде всего действия
правительства, направленные на распределение
и перераспределение доходов различных
членов и групп общества. Так можно определить
социальную политику в узком смысле слова.
В широком смысле социальная политика
- это одно из направлений макроэкономического
регулирования, призванное обеспечить
социальную стабильность общества и создать,
насколько это возможно, одинаковые “стартовые
условия” для граждан страны.
2.Сущность мониторинга
В наше время внимание исследователей, специалистов- практиков привлекают возможности, связанные с проведением мониторингов социальных объектов. Практически все исследователи отмечают присутствие в социальной среде элементов неопределенности, инвариантности. Обосновывается необходимость привлечения достижений различных наук, системного подхода в социальном предвидении и прогнозировании. Этим объясняются поиски комплексных методов измерения существующих общественных явлений, их адекватного отражения и выработки способов оптимального управленческого воздействия.
В естественных науках термин “мониторинг” применяется достаточно длительно и систематично (экологические исследования, исследования технологических процессов, медицина и т. д.). Как дефиниция и вид научно- практической деятельности социальный мониторинг трактуется по-разному в зависимости от видения его сути, механизмов осуществления, отличительных свойств, особенностей, и чаще всего отождествляется с социологическими исследованиями.
Некоторые авторы (Ревайкин, Быстрицкий и т.д.) под мониторингом социально-экономической ситуации понимают организационное системное наблюдение за ходом и характером качественных изменений в экономике, связанных с ее переходом из одного состояния в другое. Представляется более конструктивным использовать трактовку категории мониторинга принятую современной наукой, в соответствии с которой под социально- экономическим мониторингом можно понимать систему наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории.
Особенность социального мониторинга: непрерывность слежения и прогнозного оценивания социальных объектов по стандартному набору показателей, относительно устойчивых и повторяющихся во времени.
Цели, задачи и принципы организации социального мониторинга.
Организация
социального мониторинга
-
определение ключевых
-
возможность проведения ранней
диагностики негативных
-
выработка сценариев развития
и совершенствования городской
социальной среды с
-
долгосрочное и среднесрочное
планирование альтернатив
-
выделение основных звеньев в
цепочках управления, дающих сбои
в продвижении решений
-
совершенствование системы
Задачи
социально-экономический
-
Организация наблюдения, получение
достоверной и объективной
- Оценка и системный анализ полученной информации, выявление причин, вызвавших тот или иной характер протекания социально-экономических процессов;
-
Обеспечение в установленном
порядке органов управления, предприятий,
учреждений и организаций,
Подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержание позитивных тенденций, доведения их до соответствующих органов управления и власти.
Главная
же функция системы социально-
Ведущим
принципом организации
Реализация системного подхода к организации мониторинга ориентирует на рассмотрение муниципального образования как подсистемы более крупной общественной системы, на исследование связей его с другими территориальными звеньями. Системный подход выводит также на принцип комплексности, обеспечение которого требует соблюдения ряда требований.
Во-первых, мониторинг отдельных сфер и направлений развития территории должен осуществляться во взаимосвязи с другими сферами; во- вторых, следует стремиться к последовательному решению всей совокупности задач мониторинга по каждому из его направлений (поднаправлений), начиная от наблюдения за ходом какого-либо процесса и вплоть до разработки рекомендаций на улучшение положения в той или иной сфере экономики, смягчение социальной напряженности.
Среди
других принципов социально-
- непрерывность наблюдения за объектами,
-
периодичность снятия
-
сопоставимость применяемых
-
развитие системы социально-
-
расширение наблюдаемых
Разумеется при организации мониторинга необходимо соблюдение обычных требований к информации, используемой в сфере управления. Речь идет об ее полноте, достоверности, своевременности, репрезентативности.
Минимальный потребительский бюджет —
самое широкое из трех представленных
определений, отражает расходы на приобретение
набора потребительских товаров и услуг
для удовлетворения основных физиологических
и социальных потребностей человека, семьи.
В отличие
от прожиточного минимума минимальный
потребительский бюджет характеризуется
более высокими нормами потребления и
расширенным спектром платных услуг. Например,
прожиточным минимумом для мужчины трудоспособного
возраста предусмотрен один костюм из
шерстяных или полушерстяных тканей на
пять лет, а минимальным потребительским
бюджетом - два костюма на три года. Прожиточный
минимум не предусматривает услуги здравоохранения
(считается, что основной минимум этих
услуг населению предоставляется бесплатно),
а в минимальный потребительский бюджет
включены не только затраты на услуги
здравоохранения, но и правовые услуги,
оплата ремонта бытовой техники, посещение
культурных, спортивных учреждений, поездки
в отпуск, услуги связи и так далее - в списке
около 300 наименований.
Показатели продовольственной корзины, прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета используются государством в качестве инструментов социальной политики. С помощью этих показателей происходит оценка уровня жизни населения, эти цифры используются в качестве одного из критериев определения малообеспеченности, дающей право на социальные выплаты и пособия. Кроме того, при помощи минимального потребительского бюджета должны определяться размеры минимальной заработной платы и минимальной пенсии по старости, однако, на практике этого, к сожалению, не происходит.
Потребительские бюджеты (особенно минимальные) широко используются и за рубежом. В США особое место среди потребительских бюджетов занимает бюджет Геллера, характеризующий "общепринятый уровень жизни", основанный на наборе тех товаров и услуг, которые общественное мнение считает в данное время необходимыми для здоровой и достаточно комфортной жизни. Поэтому размеры этого бюджета существенно превышают средний уровень потребления страны.
Очевидно, что определение величины минимума - одна из важных задач, необходимый ориентир при разработке мер по социальной защите населения. Однако, надо помнить, что любой «минимум» отражает лишь минимально необходимые нормы потребления товаров и услуг, и даже в своем расширенном виде не может являться стандартом для определения оптимального уровня жизни.
Информация о работе КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Социология управления»