Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 14:17, контрольная работа
1. Понятие общества, его основные признаки, различные подходы к его пониманию.
2. Национальные отношения в современном мире.
3. Социальные организации, их виды. Производственные организации.
4. Социализация индивида: сущность, этапы, агенты, институты, типы.
Ганс Моргентау включал
в понятие “национальный
1. Национальный интерес – объективная данность. Он основан, во-первых, на своеобразии геополитического положения государства и связанных с ним особенностях геоэкономического и социокультурного развития; во-вторых, опосредуется особенностями человеческой природы.
2. Государственные деятели обязаны исходить из того, что хорошая политика – это рациональная политика, опирающаяся на правильно понятый национальный интерес. База такой политики – чётко выстроенный имидж государства, через который происходит восприятие национального интереса.
3. Национальный интерес кардинально отличается от общественного интереса. Национальные интересы обеспечиваются внешней политикой, а общественные – внутренней. Они не должны ни противопоставляться, ни сливаться.
Национальные интересы Моргентау делил на постоянные и преходящие. Постоянные интересы являются основополагающими и включают в себя:
защиту территории, населения, государственных институтов от внешней опасности;
развитие внешней торговли;
обеспечение роста инвестиций;
защита частного капитала за границей;
взаимоотношения с союзниками;
выбор внешнего курса.
К преходящим национальным интересам он отнес:
интересы выживания нации и государства;
безопасность и благосостояние общества;
периферийные, локальные интересы.
Другой подход к определению
национальных интересов можно
Наконец, третий подход к характеристике национальных интересов исходит из географического принципа. В этом случае интересы нации, обычно, формулируют и располагают по признаку убывающей географической дальности.
Изложенное позволяет понять, что интерес – это, прежде всего отношение потребности к условиям ее реализации. В частности, национальный интерес проявляется через сознательную деятельность лидеров, отражающую потребности государства. Чем более активно и целеустремленно политические лидеры позиционируют национальные интересы, тем более четкий образ государства формируется в сознании собственной и зарубежной общественности.
Формирование национального интереса в любом обществе представляет собой чрезвычайно сложный и динамичный процесс, так как любое общество являет собой картину многослойного переплетения многообразных противоречивых интересов. В нем сталкиваются, взаимодействуют, противоборствуют частные специфические интересы различных общественных, в том числе и национально-этнических групп. Через это взаимодействие частных интересов различных уровней происходит весьма трудная интеграция потребностей, устремлений и запросов социальных, этнических, культурных данного общества в систему общих национальных интересов. При этом неизбежны противоречия и конфликты, временами довольно напряженные.
Главный политический институт выражения и защиты национальных интересов – государство. Это одна из его важнейших функций. Любое государство в той или иной степени опирается на общенациональный интерес, т.е. выражает потребности представляемой социокультурной общности. В конечном счете, именно на этом базируется легитимность государственной власти. Вместе с тем национальные интересы отнюдь не монополия государства. Государственные и национальные интересы вовсе не тождественны. Политическая мобилизация населения, его приобщение к политике осуществляется также и гражданским обществом. Именно здесь формируются гражданское сознание и гражданская ответственность, способные влиять на выработку основных параметров общенациональных интересов. Поэтому институты гражданского общества играют исключительно важную роль в сознании, реализации и защите национальных интересов.
По сути дела, национальные
интересы воплощают в себе двуединство
гражданского общества и государства,
взаимодействие между ними. Нарушение
этого взаимодействия, гегемония
одного из начал и слабость, подавленность
другого наносят ущерб
Оптимальный вариант выражения национальных интересов в государственной политике достигается тогда, когда государство приобретает в гражданском обществе опору и находит противовес авторитарным и бюрократическим тенденциям. В системе интересов устанавливается более или менее устойчивое равновесие.
В России, где исторически государство доминирует над гражданским обществом, а последнее недостаточно развито, достижение хотя бы минимального согласия в понимании национального интереса и соответственно более или менее устойчивого баланса интересов представляет собой особенно трудную проблему. Ее кардинальное решение требует развития современного гражданского общества, а до той поры нахождения временных политических и социальных механизмов согласования и координации многообразных и еще не устоявшихся частных интересов, прежде всего на базе общенационального дискурса, т.е. конструктивного взаимодействия различных идейных и политических течений.
Национальные интересы – исходное ключевое понятие для определения содержания национальной безопасности, смысл которой собственно в том и заключается, чтобы обеспечить защиту национальных интересов.
Национальные интересы России и их защита во внешней политике
Существует различная
классификация национальных интересов
России. Исходя из классификации Моргентау
можно отнести к нашим
братские, дружеские, очень тесные отношения между этносами внутри российской нации;
обеспечение единства российской территории, российской нации;
создание и поддержание условий для развития и роста, а не упадка нации, роста ее экономики, науки, культуры;
всестороннее развитие человека: интеллектуальное и нравственное, индивидуальное и социальное;
развитие отношений с соседними странами, в первую очередь государствами СНГ;
поддержание мира, решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество.
К преходящим интересам России на данном этапе ее развития можно отнести:
обеспечение интересов русскоязычного населения в странах СНГ;
поддержание наиболее тесных отношений с братскими народами Украины и Белоруссии;
укрепление стратегического союза с Арменией и Казахстаном, позволяющего России контролировать Закавказье и Среднюю Азию;
улучшение отношений с соседними странами (Китай, Монголия, Финляндия, страны Балтии, Средней Азии и др.)
Исходя из географического принципа, национальные интересы России могут быть дифференцированы по следующим группам:
национальные интересы на территории России;
интересы России внутри СНГ;
национальные интересы России в различных регионах мира;
глобальные интересы России.
Т.о., национальные интересы можно определить как долговременные, жизненно важные для всей нации выражения общности. Их можно разделять на постоянные и переменные; в зависимости от жизненной важности и необходимости и по географическому принципу. Защита национальных интересов является важнейшей функцией любого государства. Национальная безопасность зависит от соблюдения национальных интересов.
3. Социальные организации, их виды. Производственные организации.
Социальная организация — это целевая группа (вторичная и практическая группа), возникающая из социальной потребности и представляющая собой упорядоченный, регулируемый и скоординированный способ совместной деятельности, применяющий определенный алгоритм к действиям людей, группирующихся вокруг набора целевых установок: социальных предписаний и ожиданий (социальных ролей).
Признаки социальной организации
Три специфические черты отличают социальные организации от социальных общностей, социальных групп и социальных институтов:
во-первых, организации — это, прежде всего сообщества, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, специфических целей;
во-вторых, организации — это такие группы людей, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована, нормативна и стандартизована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.
во-третьих, организации очень зависимы от качественного состава участников, личных качеств своих членов, организаторов, их групповых свойств (организованности, сплоченности, солидарности, мобильности, управляемости и т.п.), меняется состав - меняется "лицо" организации.
Структура формальной социальной организации характеризуется следующими чертами:
а) рациональность, т.е. в
основе ее формирования и деятельности
находится принцип
б) безличность, т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;
в) служебные отношения, т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения;
г) функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникациях функциональным (необходимым, нужным) целям;
д) наличие организаторов, лиц, систематически занимающейся ее управлением, т.е. обладает (в большинстве случаев) управленческим звеном ("ядром"), административным персоналом, постоянно ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как целого.
Структура социальной организации
В социальной организации можно выделить формальную и неформальную структуры. Формальная структура социальной организации включает в себя следующие элементы (компоненты):
цели организации;
членов организации, или участников;
"организаторов", образующих управленческое звено, "организационное ядро" (данный признак характерен для больших групп, для малых он не обязателен);
совокупность взаимосвязанных ролей (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела);
правила, регулирующие поведение людей;
средства деятельности (технические, технологические, информационные, финансовые и др.), включая технологию - систематизированное знание полезных и наиболее рациональных способов практических действий (приемов, операций, процедур);
заданный алгоритм действий;
систему взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти подчинения;
упорядоченные связи с другими организациями, окружающими социальными группами и общностями (например, с клиентами), институтами (например, с государством), обществом в целом.
Типы социальных организаций
В зависимости от оформления организационной структур социальные организации подразделяются на формальные и неформальные.
Неформальная — это система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.).
Можно выделить три основные черты данного явления:
а) спонтанность, то есть
незапланированность
б) существование и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной;
в) главная особенность — неслужебное, «неделовое» содержание межличностных отношений.
Формальная — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.
Во многих формальных организациях существуют неформальные организации, которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного - нескольких человек и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом.