Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 14:17, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие общества, его основные признаки, различные подходы к его пониманию.
2. Национальные отношения в современном мире.
3. Социальные организации, их виды. Производственные организации.
4. Социализация индивида: сущность, этапы, агенты, институты, типы.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 

Виды социальных организаций

Организация часто употребляется  в связи с такими понятиями, как  трудовая, производственная и общественная организация.

I. Трудовая организация — это: организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг. Необходимо различать и такие понятия, как трудовая и производственная организация. Трудовая организация значительно шире производственной и охватывает работников производственных, научных, учебных, медицинских, культурно-просветительских, административных и других организаций.

II. Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ. Трудовые организации действуют во всех сферах общественной жизни и отличаются друг от друга в основном по двум критериям:

1) по форме собственности.  В настоящее время можно выделить  следующие формы собственности:

а) государственная;

б) кооперативная;

в) акционерная;

г) собственность трудового  коллектива;

д) частная;

е) совместная с иностранным капиталом;

ж) иностранная;

2) по сферам деятельности:

а) организации, действующие  в сфере материального производства (в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве и т.д.),

б) организации, функционирующие  в непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образования  и т.д.).

III. Общественные организации — неправительственные/негосударственные добровольные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. Выделяются экологические, политические, спортивные, досуговые, благотворительные, культурные и др.

По степени сплоченности среди социальные организаций выделяются следующие: организация-ассоциация, организация-кооперация, организация-коллектив, организация-корпорация.

 

Под производственной организацией понимается производственное предприятие, целью которого является производство определённой продукции и услуг. Производственная организация – комплексная, открытая социально-экономическая система, объединенная множеством специфических связей с окружающей (внешней) средой.

Применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется в различных смыслах. Наиболее значимыми являются три из них.

Во-первых, так может  называться искусственное объединение, занимающее определённое место в  обществе и предназначенное для  выполнения функций. В этом смысле организация  выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект.

Во-вторых, этот термин означает определённую организационную деятельность, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию. Здесь организация - это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление».

В-третьих, здесь можно иметь в виду упорядоченность какого-либо объекта. В этом смысле под организацией понимаются структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое. Тогда организация выступает как свойство, атрибут объекта.

Также в производственной организации существуют определённые официально утверждённые правила поведения её членов, стандарты деятельности: правила внутреннего распорядка, должностные инструкции. Будучи членом данной организации человек, оказывается включённым в сложную систему этих норм и правил, которым он вынужден подчиняться.

 

Производственным организациям характерны следующие особенности:

        1. Производственная организация – основной поставщик материальных благ.
        2. Именно производственные организации решили одну из ключевых задач развития человеческого общества: они осуществляют расширенное воспроизводство, что позволяет не только накапливать материальные, интеллектуальные и духовные ценности (за счет полученной прибыли), но и качественно преобразовывают их, то есть предоставляют саму возможность для развития общества.
        3. Фирмы, осуществляя свою хозяйственную деятельность, являются основным «донором» государства, направляя в казну налоговые платежи, которые используют для решения общенациональных и региональных задач.
        4. Выплачивая заработную плату своим работникам, дивиденды акционерам, выступая в качестве продавца и покупателя на рынке предприятий, они формируют покупательную способность.
        5. Производственные организации формируют важнейшие рынки – рабочей силы, капиталов и инвестиций, товаров и средств производства.

В то же время сами производственные предприятия являются объектом воздействия со стороны общества.

 

Любая хозяйственная  организация, независимо от ее общих  целей и функций, является социальной системой. К их числу относятся  социальные общности, производственные организации, социальные институты.

 

Производственная организация  как социальная система характеризуется  прежде всего своими целями. Цель организации  отражает ее место и связь с  более широкой социальной системой. Очевидно, что основной целью производственной организации является определенный экономический результат – выпуск конкретной продукции и оказание услуг в заданном объеме, осуществление других, необходимых для этого видов деятельности.

 

Производственная организация  состоит из трех подсистем:

  1. Производственно-техническая подсистема – образуется из комплекса зданий, помещений, машин, устройств, оборудования, обеспечивающее производство соответствующей продукции или оказание услуг.
  2. Экономическая подсистема – характеризуется показателями прибыли, рентабельности производства, производительности труда, положением организации на рынке.
  3. Социальная подсистема – это сообщество сотрудников организации, связанных между собой не только участием в едином трудовом процессе, но и неформальными отношениями, основанными на социальных потребностях и интересах (культурных, семейных, политических, досуговых). Взаимосвязи работников, образующиеся на основе выполняемых ими производственных и служебных обязанностей, образуют формальную (официальную) структуру социальной подсистемы организации. Взаимосвязи, возникшие на почве внепроизводственных потребностей, составляют неформальную (неофициальную) структуру. Характер взаимодействия и степень взаимовлияния формальной и неформальной структур определяют успешность выполнения основной, хозяйственной функции организации. К социальной подсистеме относится также все то, что принято называть социальной инфраструктурой организации. Это здания, сооружения, учреждения, специальные помещения, использование которых служит целям удовлетворения личных потребностей работников.

 

Все социальные системы, в том числе и производственные организации, характеризуются такими показателями, как динамизм, активность, открытость, предсказуемость, целенаправленность и самоорганизация. Соответственно речь идет о таких важнейших характеристиках социальных систем, как:

  • способность к быстрым изменениям;
  • способность и степень влияния на окружающую среду;
  • способность к восприятию полезной внешней информации;
  • возможность предвидеть состояние системы при заданных условиях ее деятельности;
  • способность достигать поставленных целей и способность к изменению собственной структуры и развитию.

 

Если рассматривать  организацию как социальную систему, то необходимо для начала узнать где  и как именно она проявляет  себя в качестве системы. Связи, делающие объекты частями единой социальной системы (организации) пролегают в некотором пространстве, которое называется социальным.

 

Деятельность  любой  организации базируется на уставных документах, законодательных и нормативных  актах, должностных инструкциях  для персонала, отделов, цехов и  т. д. Наряду со штатной управленческой деятельностью в организации происходят процессы, связанные с появлением неформальных лидеров, с несанкционированной организацией и управлением. Эти процессы называются самоорганизацией и самоуправлением.

 

Самоорганизация – спонтанное возникновение процессов, направленных на устранение диспропорций (нарушения гармонии), введение новых элементов в организации или ликвидацию устаревших.

 

Самоуправление – автономное функционирование какой-либо социальной системы: коллективов, организаций, объединений и даже одного человека.

 

Самоорганизация и самоуправление могут при определенных условиях помогать штатным процессам  или  мешать им. Самоорганизация и самоуправление – это естественные процессы, свойственные живой и неживой материи.

 

В ряде случаев самоуправление и самоорганизация  более эффективны, чем искусственные  управление и  организация. В некоторых  случаях  они инициируют развитие искусственного управления в организации или  же функционируют совместно. Иногда трудно определить, что послужило источником профессионального управления: оно само или элементы самоуправления.

 

 

4. Социализация индивида: сущность, этапы, агенты, институты,  типы.

 

Социализация – процесс  усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

 

Механизмы социализации

По Г. Тарду существуют следующие механизмы социализации:

- Закон подражания (повторения): дети подражают взрослым, подчиненные  – руководителям. Моды, традиции  и ритуалы зиждятся на подражании.

- Закон противопоставления. Это противостояние происходит  в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения.

- Закон приспособления. В процессе борьбы идей и  людей происходит их адаптация  друг к другу с достижением  согласия и компромисса.

Э. Дюркгейм, критикуя концепцию подражания, считает важным механизмом социализации принуждение индивида обществом, социальный контроль.

По П. А. Сорокину механизмами социализации являются: 1) имитация; 2) идентификация (осознание принадлежности к той или иной общности); 3) стыд (индивидуальный контроль); 4) вина (социальный контроль).

 

Институты (агенты) социализации

Агенты социализации – это те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формируют его. К ним относятся люди и социальные институты.

 

Семья – один из определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и становление всей структуры личности. «Семья, - пишет П. Штомка, - должна быть настолько прочной, чтобы обеспечить опеку и заботу о человеке в относительно длительный промежуток времени, охватывающий его младенчество и детство» (С. 409). Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или безотцовских семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.

 

Группа ровесников выполняет  функцию «охраны» от авторитета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равные партнеры, изгой, маргинал).

 

Школа действует как  общество в миниатюре. Дает новые  знания и навыки социализации, развивает  интеллект, формирует ценности и  нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значение формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим.

 

Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о структуре общества. Действуют  обезличенно, формально.

 

Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно, чтобы процессы протекали на невысоком уровне конфликтности.

 

Этапы социализации

Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс, от рождения до смерти. Жизненный цикл людей связан с разнообразными социальными структурами. Некоторые из этих структур имеют  дело с детством, хотя общества значительно различаются в своем определении детства. Объем детских знаний, усвоенных за относительно короткий период, огромен. Многие психологи и социологи считают этот период основополагающим в процессе социализации.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"