Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:13, контрольная работа
Она стремится выяснить реальные интересы и потребности, мотивы поведения людей, почему люди ведут себя определенным образом, а не иначе, объединяются в те или иные группы – семейные, религиозные, политические и другие, почему они воспринимают свой этнос, язык культуру или религию в качестве именно своих, а не чужих. Социологи способны достоверно выявлять ценностные ориентации различных категорий людей, прогнозировать их поступки, моделировать социальные процессы и явления, разрабатывать научные рекомендации по их оптимизации, устойчивому социальному развитию общества.
1 Покажите, что дает знание социологии члену современного общества
2 Раскройте, что такое «парадигма». Какие парадигмы существуют в социологии
3 Охарактеризуйте особенности общества как системы, какова его структура
4 Раскройте основы взаимоотношений личности и общества
Список использованной литературы
2
3
7
10
13
Содержание:
1 Покажите, что дает знание социологии члену современного общества 2 Раскройте, что такое «парадигма». Какие парадигмы существуют в социологии 3 Охарактеризуйте особенности общества как системы, какова его структура 4 Раскройте основы взаимоотношений личности и общества
Список использованной литературы |
2
3
7 10
13 |
1 Покажите, что дает знание социологии члену современного общества
Социология является одним
из основных способов изучения закономерностей,
особенностей и форм поведения людей
в определенных условиях жизни в
содружестве или соперничестве
с другими людьми. Она стремится
выяснить реальные интересы и потребности,
мотивы поведения людей, почему люди
ведут себя определенным образом, а
не иначе, объединяются в те или иные
группы – семейные, религиозные, политические
и другие, почему они воспринимают
свой этнос, язык культуру или религию
в качестве именно своих, а не чужих.
Социологи способны достоверно выявлять
ценностные ориентации различных категорий
людей, прогнозировать их поступки, моделировать
социальные процессы и явления, разрабатывать
научные рекомендации по их оптимизации,
устойчивому социальному
Социология дает ответы на актуальные проблемы взаимоотношения людей в различных областях жизнедеятельности: семейно-бытовой, культурно-познавательной, производственно-трудовой, общественно-политической.
Она исследует причины
возникновения различных
Особое внимание социология уделяет социальным технологиям и формированию имиджа личности. Она дает ответ на вопросы, почему люди создают себе кумиров и поклоняются им, будь это образ в религии – Христос, Магомет, Будда, или политические идолы – Наполеон, Гитлер, Сталин, или поп-звезды, актеры – Майкл Джексон, Мадонна, Шварцнеггер, или кто-либо еще.
Социологи объясняют, почему одни люди занимаются бизнесом, а другие политикой, одни развивают национальную культуру, а другие вступают в деструктивные секты, почему одни проявляют высокую активность, а другие – инфантильность, пассивность, почему дни склонны к девиантному (отклоняющемуся) поведению, а другие проявляют высокие нравственные качества.
Социологию также интересует,
какие необходимо создать реальные
условия для стабильного
Большое внимание социология
уделяет факторному анализу социальных
процессов и явлений в
Новой областью исследования в социологии является создание многофункциональных экосистем, обеспечивающих гармоничное развитие всех сфер жизнедеятельности общества и продолжение человеческого рода. Социологи доказали, что жизнь человека можно значительно продлить при условии создания благоприятной среды обитания и формирования нового образа жизни.
Уже из этого перечня,
а его свободно и без труда
можно продолжить, становится ясно,
как обширен тот объект, который
стремится исследовать
2 Раскройте,
что такое «парадигма». Какие
парадигмы существуют в
В переводе с древнегреческого «парадигма» значит «образец». Новое звучание ему придал Томас Кун (1922–1996), автор книги «Структура научных революций» (1962). Он обратил внимание на то, что наука развивается не сама по себе, а в результате деятельности сообществ ученых, научных школ и направлений, разделяющих определенные научные традиции. В рамках одной и той же парадигмы возможны дискуссии и даже разногласия, однако они существуют на базе общих исходных теоретических моделей, правил и стандартов научной практики. О парадигме можно говорить тогда, когда сообщество ученых опирается на: 1) некоторые очевидные для данного сообщества базовые теоретические представления об исследуемой реальности; 2) представления о том, какие проблемы достойны внимания науки; 3) представления о подлинно научных методах исследования.
Парадигма – это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму. Очевидно, что речь идет не только о философском, но и о социологическом понятии. Поэтому вполне логично, что социологи одни из первых стали рассматривать свою науку сквозь призму парадигм, обратив внимание прежде всего на две большие группы теоретических направлений.
Одна из них опирается
на идеи, появившиеся в марксистской
и позитивистской социологии, и прежде
всего на социологизм Э. Дюркгейма.
Эту группу, объединяющую различные
системные и структурно-
Другую группу направлений можно назвать дефиционистской, конструктивистской или субъективистской парадигмой. Она опирается на идеи понимающей социологии Макса Вебера, на психологические, за исключением бихевиоризма, направления, а также на феноменологическую философию. Объединяет эту парадигму следующее: 1) социальная реальность понимается как возникающая в результате взаимодействий, опосредованных индивидуальными смыслами и представлениями действующих лиц; 2) поэтому основная задача социологии – понять внутренний смысл тех или иных действий, описать представления, на основе которых конструируется социальная реальность, и процесс этого конструирования; 3) задача эта должна решаться с помощью методов, принципиально отличающихся от естественно-научных.
Существуют направления,
которые нельзя отнести ни к одной
из двух вышеназванных парадигм. Например,
бихевиористические теории обмена, которые
выделяют в отдельную парадигму
в социологии. Теории обмена, когда
они появились, в каком-то смысле
были попыткой найти «третий путь»
в теоретической социологии. Но в
целом теории обмена намного ближе
к фактуалистической, чем дефиционистской
парадигме. Бихевиористическая методология,
на которую они опираются –
это традиция изучения психики человека,
опирающаяся на внешнее наблюдение
за поведением с использованием методов,
заимствованных из естественных наук.
Исследователя-бихевиориста не интересуют
индивидуальные смыслы действующего лица,
поскольку он не считает возможным
их познать научными методами. Еще
одно влиятельное направление, которое
не вписывается в вышеназванные
парадигмы – это
Новейшие направления
конца XX века представляют собой попытки
выйти за рамки традиционных парадигм,
создать синтетическую теорию общества.
Например, Пьер Бурдье (р. 1930) осуществляет
синтез структуралистских и
Чем более близки позиции индивидов, групп или организаций в социальном пространстве, тем больше они имеют общих свойств, тем больше вероятность общих диспозиций. Но связь позиций и диспозиций не является жесткой и необходимой. Следует различать социальные классы «на бумаге» (т. е. номинальные группы, конструируемые теоретиком на основе общности социальных позиций) и реальные социальные классы (группы, характеризуемые единством установок и реальных действий). Например, рабочий класс, рабочее движение – это «хорошо обоснованный исторический артефакт», т. е. в известном смысле результат теоретической и политической деятельности тех, кто одновременно изучал рабочий класс, формировал его, действовал от его имени и вместе с ним. Однако в основе возможности конструирования и воспроизводства рабочего класса лежит общность объективных позиций индивидов, составляющих его.
П. Бурдье считает, что нельзя редуцировать структуры к взаимодействию субъектов (что делает субъективизм), но также нельзя выводить действия и взаимодействия из структуры (что делает объективизм). В отличие от структуралистов П. Бурдье понимает социальное действие не как выполнение правила, подчинение правилу. Люди – агенты действия – это не абсолютно свободные субъекты, но и не просто социальные автоматы. Конкретные действия, практики – это результат некоторого чувства игры, а не бессознательного расчета или подчинения правилу. Но само это практическое чувство структурировано, приобретается в результате опыта. Агенты не подчиняются правилам, а действуют согласно стратегиям. Стратегия, чувство игры предполагают свободу в рамках игры, но обусловлены габитусом – ментальными структурами и самоощущением индивида, его самоопределением в социальном пространстве, усвоенной с детства и инкорпорированной в теле, сознании и подсознании предрасположенностью играть в одни и не играть в другие социальные игры, предрасположенность играть определенные роли. Габитус как чувство игры – это инкорпорированная социальная игра, ставшая натурой. Габитус – это структурирующая структура, схемы восприятия, мышления и действия, социально конституированная природа индивида. Габитус – это система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агента и его представления, позволяющая агенту спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и реагировать более или менее адекватно на события и ситуации. Габитус – это совокупность инкорпорированных социальных статусов индивида, инкорпорированное положение в социальном пространстве, которое индивид несет в себе относительно независимо от объективированного положения в данный момент времени. Например, разорившийся аристократ – все равно аристократ; студент, работающий официантом, отличается от официанта, не имеющего другой профессии, и т. п. Габитус формируется в ходе субъективного усвоения объективных структур социального пространства и склоняет индивидов воспринимать эти структуры как само собой разумеющееся. Габитус – это негласное принятие своей позиции и чувство того, что можно и чего нельзя «себе позволить».
В современной социологии
все более сильной становится
тенденция рассматривать