Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Она стремится выяснить реальные интересы и потребности, мотивы поведения людей, почему люди ведут себя определенным образом, а не иначе, объединяются в те или иные группы – семейные, религиозные, политические и другие, почему они воспринимают свой этнос, язык культуру или религию в качестве именно своих, а не чужих. Социологи способны достоверно выявлять ценностные ориентации различных категорий людей, прогнозировать их поступки, моделировать социальные процессы и явления, разрабатывать научные рекомендации по их оптимизации, устойчивому социальному развитию общества.

Содержание работы

1 Покажите, что дает знание социологии члену современного общества
2 Раскройте, что такое «парадигма». Какие парадигмы существуют в социологии
3 Охарактеризуйте особенности общества как системы, какова его структура
4 Раскройте основы взаимоотношений личности и общества

Список использованной литературы

2

3

7
10

13

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 37.56 Кб (Скачать файл)

 

3  Охарактеризуйте  особенности общества как системы,  какова его структура

 

Представление об обществе как упорядоченном целостном, гармоничном  космосе сформировалось еще в  античности. С точки зрения наработанных в философии и науке подходов общество можно охарактеризовать как  сложноорганизованную саморазвивающуюся, открытую систему, включающую в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенных оперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

В качестве специфических  черт общества как сложноорганизованной, саморазвивающейся системы можно  указать следующие характеристики.

1. В обществе присутствует  большое разнообразие различных  социальных структур, систем, подсистем.  Общество не является механической  суммой индивидов, а представляет  собой сложную систему, в которой  формируются и функционируют  различные общности и группы, большие и малые (род, племя,  классы, нации, семьи). Это указывает  на сверхсложный иерархический  характер организации социума,  причем различные системы в  нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем может обладать известной степенью автономности и самостоятельности.

2. Общество обладает интегративным  качеством, присущим ему в целом  и не свойственным отдельным  образующим его компонентам.

3 Самодостаточность общества - то есть, способность общества  своей активной совместной деятельностью  воспроизводить необходимые условия  своего собственного существования.  Общество как самодостаточная  социальная система является  продуктом совместной кооперативной  деятельности людей, где ни  один из ее видов не может  функционировать вне взаимодействия  с другими видами деятельности, группами, коллективами, что и создает  предпосылки и условия жизнедеятельности  общества.

4. Общество отличается  исключительной динамичностью незавершенностью  и альтернативностью развития. Здесь  следует отметить, что если выбор  вариантов развития в других  областях осуществляется естественным  образом в процессе самоорганизации  природы и без наличия человека, то в обществе главным действующим  лицом является человек.

5. Нелинейность общественного  развития. Наличие большого количества  подсистем, постоянное столкновение  интересов и целей создает  предпосылку для реализации различных  вариантов и моделей будущего  развития.

Самую важную роль во всей жизнедеятельности  общества играют такие его подсистемы как социальная, политическая и экономическая.

В рамках социальной системы  формируются и функционируют  различные общности и группы - роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы в разных сферах общественного производства, социальные слои и т.д.

Социальная подсистема общества представляет собой совокупность конкретно-исторических социальных общностей и групп, взятых в их взаимодействии и специальных  институтов и учреждений, регулирующих эти взаимодействия или отношения.

Существование социальной подсистемы связано с социальным расслоением  и неравенством людей, возникшими с  разделением труда и специализацией в общественном производстве на определенном историческом этапе развития человеческого  общества. Процесс разделения труда (в частности, разделение на умственный и физический труд) и возникновение  института собственности способствовали формированию относительно обособленных социальных общностей и групп, выполняющих  только им свойственные функции и  занимающих определенное положение  в обществе. Они в своей основе, при влиянии факторов, связанных  с территорией, языком, верованиями  и т.д., сформировывают социальную структуру  общества, в которой могут быть выделены: этническая, демографическая, поселенческая, классовая профессионально-образовательная  подструктуры.

Этническая структура  общества. Она включает в себя род, племя, народность, нация. Род - объединение  кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим  местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Такие производственные отношения (включая уравнительное распределение продуктов) соответствовали крайне низкому уровню развития производительных сил.

Племя - объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга, родов. Народность - это  исторически сложившаяся общность людей, в основе которой лежат  не кровно-родственные, а территориальные  соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками  экономических связей.

Нация - историческая общность людей, которая отличается такими признаками, как общность территории, языка, экономической  жизни, общие черты психического склада, наличие национального самосознания и специфической культуры, общность духовной жизни.

Демографическая структура  общества. В качестве фундаментальной  общности демографической структуры  общества выступает народонаселение. Народонаселение — непрерывно воспроизводящая  себя совокупность людей (народонаселение  города, региона, страны, всей Земли). Темпы  общественного развития общества зависит  от таких демографических показателей, как:

- общая численность населения;

- его плотность;

- темпы роста;

- половозрастная структура  (соотношение мужчин и женщин, постарение населения);

- состояние психофизического  здоровья;

- миграционная подвижность.

Поселенческая структура. Поселенческая  подструктура есть пространственная форма  организации общества. Она выражает отношение людей к территории их обитания, отношения людей между  собой в связи с их принадлежностью  к одному и тому же, либо к разным типам поселения (внутрисельские, внутригородские  и межпоселенческие отношения).

Профессионально-образовательная  структура. Она характеризует общество с точки зрения профессиональных и образовательных параметров. Профессионально-образовательная  структура общества образовалась позднее  этнической структуры Общество приобретает  профессионально-образовательную структуру  лишь с окончательным утверждением трех великих общественных разделений труда, когда произошло отделение  скотоводства от земледелия; ремесла, торговли от сельского хозяйства; труда  умственного от труда физического.

Классовая структура общества. Анализ классовой структуры общества рассматривается в рамках марксистского  подхода хотя само учение об общественных классах возникает уже в домарксовый  период. В качестве предпосылок формирования классов указываются следующие:

1) общественное разделение  труда, которое закрепляет людей  за определенным видом деятельности (земледелие, скотоводство, ремесло,  торговля, умственный труд);

2) развитие производительных  сил; появление прибавочного продукта;

3) возникновение частной  собственности на средства производства, которая разделяет людей по  отношению к средствам производства. .

Стратификационная структура  населения - понятие многомерное, что  связано с многообразием выполняемых  индивидом ролей и характеристикой  и типологизацией страт с множества  сторон. Например, начальник, рабочий, студент, ученый и т.д.

 

 

4  Раскройте  основы взаимоотношений личности  и общества

Взаимодействие личности и общества – это взаимосвязанный  процесс, с одной стороны, активных действий индивида, способного изменять и изменяющего как социальную среду, так и среду обитания, а  с другой – воздействия на индивида самой социальной системы и среды  обитания.

Отношения, которые формируются  и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными. Социальные отношения – это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного  общества. По существу это отношения, складывающиеся между людьми, включенными  в различные социальные группы. Для  их более полной характеристики обратимся  к примерам. Допустим, что вы хотите жениться (выйти замуж). Вы сможете  это сделать только в том случае, если установите строго определенные отношения с другим человеком  и его близкими родственниками, т.е. такие отношения, которые бы заставили  их пожелать того же. Вы хотите иметь  хорошую семью. У вас есть все  основания для этого, если вы сможете  найти верный вариант отношений  с членами своей семьи. Для  того чтобы иметь продвижение  по службе, мало быть хорошим специалистом. Необходимо еще уметь построить правильные отношения и с начальниками, и с сослуживцами.

Таким образом все, что  мы делаем, есть результат социальных отношений, и что бы мы не делали, мы прежде всего строим, воспроизводим  эти отношения. Если человек в  чем-то преуспел, это означает, что  он прежде всего преуспел в умении устанавливать отношения с другими  людьми. Социальные отношения –  это чисто человеческое изобретение. Животные, например, как справедливо  отмечал К.Маркс, вообще ни к чему не относятся. Социальные отношения  являются отражением общественных отношений  и включают в себя два уровня:

- социальный уровень:  люди относятся друг к другу  через посредство различных социальных  групп;

- психологический уровень:  это непосредственно межличностные  отношения “человек – человек”, “человек – другие люди”. 

Взаимоотношения личности и  общества можно рассматривать и  как деятельность индивида,  удовлетворяющего свои потребности и преследующего  определенные цели в конкретных социальных условиях. Эти взаимоотношения можно  описать по формуле: поиск (личности) – предложения (общества) – выбор (из предложенного). Связи и взаимодействия между людьми устанавливаются потому, что люди в процессе удовлетворения своих потребностей зависят в  чем-то конкретном друг от друга. Связь, например, между А и Б устанавливается  тогда, когда А нужен Б, а Б  нужен А для выполнения социальных функций.

О функциях в социологии судят по тому, что человек намеревается делать, какой смысл он вкладывает в свои действия и какие последствия  они имеют. Для выполнения конкретных функций в процессе социального  взаимодействия на человека возлагаются  обязанности. Для исполнения этих обязанностей он наделяется определенными правами. Права – это форма фиксации принципа “платы и вознаграждения”, лежащего в основе социальных связей. Функции индивида и вытекающие из них обязанности и права по отношению к другим участникам взаимодействия определяют социальный статус человека.

Взаимодействие человека с обществом может осуществляться в трех основных формах: конформизм, конфликт, сотрудничество.

1. Конформизм проявляется  прежде всего в некритическом  восприятии общественных требований, стандартов, традиций и следовании  им в своей жизни. Он обусловлен  тем, что общество воспринимается  человеком как огромная мощная  машина направления его жизни,  которая обладает правом регулировать  ее, в случае сопротивления подавлять  человека, она внушает ему страх  за свою жизнь, за жизнь своих  близких, за сохранение той  собственности, которой он обладает. Зависимость человека от общества  начинает им восприниматься или  как вынужденное обстоятельство  его жизни, или как должная,  единственно возможная форма  его существования. Человек становится  одномерным, массовизированным, частичным. 

2. Конфликт представляет  собой борьбу, столкновение человека  и общества, направленные на разрешение  своих жизненных проблем и  противоречий. Конфликт может быть  вызван как объективными, так  и субъективными причинами. Среди  них наиболее часто называются  следующие: несовпадение общественных  и личных интересов, ограничение  обществом прав и свобод человека, неадекватная оценка обществом  его трудовой, социально-политической  и т.д. деятельности, различие  жизненных ценностей и ориентаций, склонность отдельных людей к  девиантному поведению. «Конфликт  нельзя отрицать, он составляет  часть человеческой жизни. Мы  используем его как средство  для достижения цели, а цель  заключается в создании справедливых  условий жизни для человека. Наши  действия направлены к этой  цели, а мы используем для ее  достижения все средства. Мы знаем,  что потребность человека в  конфликте существует на самых  различных уровнях жизни, и  было бы не легко отрицать  это. В природе значение конфликтов может быть совсем иным, но для людей конфликт стал фактором огромной важности. Соперничество, амбиции, стремление быть или не быть чем-то, воля к достижению и т.д. – все это является частью и причиной конфликта» (1, с.164). Конфликтов столько, сколько и нас, и даже больше, поскольку большинство, так или иначе, одновременно участвуют в ряде конфликтов. Человек, включаясь в конфликтную ситуацию, приносит в нее новые особенности. Многообразие видов и проявление конфликтов обусловлено многообразием форм жизнедеятельности общества.

Определение основных видов  социальных конфликтов зависит от того, что будет взято за основание  классификации. Если идти по сферам общественной жизни, то можно говорить о политических, идеологических, межнациональных конфликтах в сфере труда, культуры, в семейно-бытовых  отношениях и т.п.

3. Сотрудничество (кооперация) представляет собой определенное  единство, соответствие направлений  деятельности, ценностных ориентаций  и взглядов при разрешении  каких-либо жизненных проблем  и противоречий. Она основывается  на взаимном признании значимости  человеком общества и, наоборот, обществом человека. Человек понимает  необходимость передачи определенных  своих полномочий, прав, функций  обществу, а общество находит  поддержку в действиях конкретного  человека. Кооперация не исключает  противоречий, борьбу в системе  «человек - общество», однако подразумевает,  что проблемы в их взаимоотношениях  решаются мирным путем, к взаимному  удовлетворению. Отношение сотрудничества, кооперации во многом зависит  от наличия в обществе социальной  солидарности и партнерства, социальной  справедливости.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"