Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

1.Руководитель центра изучения элиты Института социологии РАН О. Крыштановская утверждает : "Наша система такова, что она порождает временщиков : прорвался в депутаты или в правительство - и давай карманы набивать. Растут заборы, за которыми она прячут свои богатства. Средство против этого одно - жесткий контроль со стороны общества. А мы молчим! Знаем, что происходит, и молчим". В чем, по вашему мнению, заключаются причины такой инертности, пассивности, равнодушия населения в современной России?

Файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Осуществляя управление различными сторонами жизни общества, политика как социальный институт интегрирует  развитие разных сфер общества, т.е. осуществляет особую интегрирующую функцию.

 Наконец,  политика как специфическая среда  социализации осуществляет функцию  воспитания, формирования личности. Примером политического социального института является государство, суд, политические партии.

Семейные  политические институты(институты  регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей). Семья как институт, точнее как совокупность институтов, не относится к реальным людям. Институт семьи связан с обычаями, законами и правилами поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Законодательство — важнейшая часть семьи как института. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет минимальный возраст заключения брака, правила раздела имущества после развода и т. д. Говоря о важнейших социальных институтах — столпах общества, то в числе первых называют семью. Так оно и есть: семья—главный институт человеческого общества. Он, в свою очередь, включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и др.

Функции семьи  — это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Среди разнообразных функций семьи важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреационная, социально-статусная, медицинская. Примером семейного социального института является семья, брак, отцовство, материнство.

 

Социальный институт культуры(институт обеспечивающий воспроизводство и развитие общества).   Образование как социальный институт выполняет очень важные социальные функции. Во-первых, образование существенно влияет на распределение индивидов по социальным слоям, стратам в соответствии с уровнем и качеством полученного образования. Во-вторых, образование удовлетворяет запросы индивидов, возрастающие и изменяющиеся в условиях рыночных отношений. Сервисная, прагматическая функции образования способствуют адаптации индивидов, их социальной защите. В-третьих, образование влияет на жизненные стратегии индивидов, т.е. формирует определенные системы ценностей. В процессе образования происходит приобщение личности к культурным смыслам бытия, которые преломляются через личный опыт. Каждая культура содержит правила, приемы, способы объяснения явлений, их интерпретации, установления взаимосвязей между ними. Они и усваиваются в процессе образования, благодаря чему человек оказывается способным жить, нормально функционировать в данном обществе. Образование, следовательно, призвано обеспечить определенную интеграцию общества, единство смыслов. В противном случае, разрушается основа для адекватного взаимопонимания, общения, сохранения целостности культурного поля.. Современный мир усложняется и изменяется, поэтому возрастают требования к уровню и качеству образования. Более того, «Концепция модернизации российского образования» подчеркивает необходимость его опережающего развития по отношению к обществу.

«Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к  демократии и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала». Примером социального института культуры является наука, воспитание, образование, мораль.

Религиозный социальный институт(институт сформированный на основе единого вероисповедания). Основателями социологии религии стали М. Вебер и Э. Дюркгейм. С точки зрения М. Вебера, для социолога религия является лишь одним из многих типов мотивации социального поведения людей, способов придания им смысла. Следовательно, социология не должна выходить за пределы мотивирующего воздействия религиозных идей и представлений при объяснении того, как и почему они оказывают влияние на общественную жизнь. По мнению Вебера, религия представляет собой социокультурный институт, обладающий чертами, которые делают его промежуточным явлением между культурой и социальным институтом. Он задает сферу смыслов и ценностей, поскольку на основе религиозных установок человек осмысляет события своей жизни, находит их осмысленными или бессмысленными. Религиозное истолкование мира оказывается средством регуляции поведения, поскольку создает систему ценностей и норм, в соответствии с которыми индивид должен оценивать свои собственные действия и действия других людей. Однако в то же время он является частью общества. Вебер показал, что тогда как одни религии стимулируют уход этого мира, созерцательно-мистическое к нему отношение (например, буддизм), другие подвигают его на завоевание и преобразование (например, христианство в его протестантской разновидности). Вебер утверждал, что религией обусловлено не только повседневное поведение верующих (т.е. поведение в соответствии с картиной мира), но и такая, казалось бы, отдаленная сфера, как экономическое поведение.

Вебер обосновал влияние  религии на становление и развитие индустриального общества. 
Э. Дюркгейм рассматривает религию как созданный человеком социальный институт.  Функция данного института состоит в том, чтобы культивировать социальное чувство, обеспечивать влияние коллектива на индивида. Таким образом, для Дюркгейма религиозными являются все коллективные представления и верования, если они носят обязательный для всех членов общества характер, и тем самым связывают индивида и общество, подчиняют его последнему.  Главным признаком религии, по Дюркгейму, является различение двух различных сфер – мирской и священной. Мирская сфера – это сфера повседневной жизни. Священное – это отдельная область, которая состоит из особых предметов, верований и обрядов. Культовые действия всегда совершаются коллективно. А следовательно, священное – это почитание в качестве святого главной социальной ценности данного общества – самого этого сообщества. В религии общество обожествляет само себя. Примером религиозного социального института является собор, церковь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.В чем заключаются  сильные и слабые стороны метода  интервью в социологическом исследовании?

Интервью обычно применяют, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.

Интервью — это, прежде всего взаимодействие двух людей, связанных  особыми нормами поведения: интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты, в  свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво. В обычном разговоре мы можем игнорировать неприятные вопросы или давать двусмысленные, не относящиеся к делу ответы, или отвечать вопросом на вопрос. Однако при интервьюировании сложнее уйти от вопроса подобными способами. Опытный интервьюер либо повторит вопрос, либо попытается подвести респондента к однозначному и уместному ответу .

Интервью может проводиться  по месту работы (учебы) или на дому — в зависимости от характера  проблем и поставленной цели. По месту учебы или работы лучше обсуждать вопросы учебного или производственного характера. Но такая обстановка не располагает к откровенности и доверительности. Они достигаются успешнее в домашней атмосфере.

По технике проведения интервью подразделяются на свободные, стандартизованные и полустандартизованные. Свободное интервью — это довольно длительная беседа без строгой детализации вопросов, по общей программе. Здесь обозначается только тема, предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы складывается уже в ходе опроса. Интервьюер свободно определяет форму и способ ведения беседы, то, каких проблем он будет касаться, какие вопросы задавать, с учетом возможностей самого респондента. Респондент свободен в выборе формы ответа .

Стандартизированное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры опроса, т.е. включает в себя общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов. Интервьюер не может менять ни форму вопросов, ни их последовательность. Данный тип интервью используется при массовых опросах, целью которых является получение, однотипной информации, пригодной для последующей статистической обработки. К стандартизованному интервью часто прибегают, когда человеку физически сложно заполнить анкету (он стоит у станка или у конвейера).

Полустандартизированное интервью означает использование элементов двух предыдущих .

Следует отметить еще  один вид интервью - фокусированное: сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений  и процессов. Предполагается, что перед фокусированным интервью респонденты включаются в определенную ситуацию. Например, группа студентов посмотрела фильм, а затем была проинтервьюирована по поводу поднятых в нем вопросов.

Отсюда следует еще  одна классификация интервью – групповое и индивидуальное — в зависимости от того, кто выступает респондентом. Можно одновременно беседовать с небольшой группой учащихся, семьей, бригадой рабочих, причем интервью способно приобретать в таких ситуациях дискуссионный характер .

Для проведения интервью важно обеспечить внешние условия, место проведения, время дня и продолжительность. Одним из важнейших условий получения достоверной информации является наличие качественного инструментария (бланка интервью) и соблюдение правил его применения.

Бланк интервью — это документ, в котором соответствующим образом поставлены и сгруппированы вопросы по теме и есть место для записи ответов на них. В нем указываются имя интервьюера, тема, место проведения интервью, длительность беседы, отношение респондента к беседе. Длительность интервью может составлять от 10—15 минут и больше, что зависит от темы беседы, количества вопросов, физиологических возможностей активного восприятия. Регистрация ответов респондентов может осуществляться с использованием диктофона, видеокамеры, стенографиста или фиксации кодов ответов в бланке интервью. В ходе проведения интервью интервьюер должен придерживаться нейтральной позиции, не высказывать своего отношения к предмету разговора. Он не должен задавать наводящие вопросы, требующие вынужденных ответов, делать подсказки .

Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи  должны уделять особое внимание процедурам выборки:

§  определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность);

§  определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную для репрезентации генеральной совокупности;

§  определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора .

После рассмотрения двух основных видов опросов, можно выделить основные преимущества и недостатки устного метода относительно письменного.

Преимущества:

1)  при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

2)  устный метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;

3)  опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу чего интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.

Недостатки:

1)  интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога высокого профессионализма.

2)  Используя данный метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает «эффект избирательного слушания», что снижает качество получаемой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Попова О.В. Политическая идентификация в условиях трансформации общества. СПб., 2002.

2.   Кутковец Т.И., Клямкин И.М.  Русские идеи. // Полис. 1997. №2

3. Никонов В. Российское и советское в массовом сознании // Современная российская политика: 4. Курс лекций. / Под ред. В.Никонова. М., 2003.

4. Автономов В.С. Введение в экономику. – М.: Вита – Пресс, 1998.. 
5.  Волков Ю.Г. Социология. – Ростов н / Д: Феникс, 2005. 
6.  Исаев Б.А. Социология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2007. 
7.    Касьянов В.В. Социология. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

8.  Зборовский, Г. Е. Общая социология: Учебник/Г. Е. Зборовский. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики,2004.

9.  Социология: Учебник для вузов/Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"