Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:10, контрольная работа
Объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.
Объектами социологического познания могут являться:
- глобальное мировое сообщество;
- традиционное национальное общество;
- микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);
- индивид.
Объект исследование социологии…………………………………………….3
13. Принципы учения об обществе К. Маркса………………………………….4
24. Понятие культуры и культурного наследия………………………………...6
35. Социальный контроль (определение)……………………………………...8
48. Социальная мобильность и ее основные типы…………………………....9
58. Лоббизм в политической жизни общества……………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………14
ГБОУ СПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОЗЕРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»
Стехова Н.О.
г. Озерск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
2. Объект исследование социологии…………………………………………….3
13. Принципы учения об обществе К. Маркса………………………………….4
24. Понятие культуры
и культурного наследия……………………
35. Социальный
контроль (определение)……………………………………...
48. Социальная мобильность и ее основные типы…………………………....9
58. Лоббизм в
политической жизни общества………
Список использованной литературы…………………………………………14
2. Объект исследование социологии
Для того чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.
Для того чтобы наиболее точно определить объект и предмет социологии как науки, следует уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.
Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.
Объектами социологического познания могут являться:
- глобальное мировое сообщество;
- традиционное национальное общество;
- микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);
- индивид.
Следует подчеркнуть, что социология мало интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если интересуется, то лишь типичными, повторяющимися у всех, или очень многих. Соответственно эта наука принципиально и изначально безличностна.
13. Принципы учения об обществе К. Маркса
Своеобразный
синтез классического и
1) Одним из
важнейших принципов
2) Признание закономерности
в материалистической теории
истории тесно связано с
3) Третьим важным
принципом материалистического
4) Использование
к оценке общества
5) Все вышеизложенное
показывает, что марксистская социология
находится в русле традиционног
24. Понятие культуры и культурного наследия
Культура – фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и осмыслению проявился относительно недавно.
Исходя из существующих точек зрения на культуру, можно сказать, что понятие культуры имеет три основных значения:
1) возделывание, творчество, производство;
2) образование, воспитание и развитие; 3) поклонение и почитание; имеется в виду религиозный культ.
В самом широком смысле
под культурой нередко
Материальная культура охватывает
сферу материального
Между материальной и духовной культурами имеется глубинное единство. Обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится духовное начало – идеи, проекты и замыслы человека, воплощаемые им в материальную форму. Поэтому Н. А. Бердяев считал, что всякая культура является духовной. Материальная форма требуется не только для технического сооружения, но и для художественного произведения – скульптурного, живописного, литературного и т. д. Примерами органического единства материальной и духовной культуры могут служить архитектурные творения, они одновременно являются и произведениями искусства, и служат практическим целям (здание театра, храм, гостиница, жилой дом).
Вместе с тем между продуктами материального и духовного производства имеются существенные различия. В художественном произведении равно значимы и материальная оболочка, и духовное содержание, тогда как в некоторых технических творениях бывает весьма трудно обнаружить признаки духовности. В конкретных социально-исторических условиях указанные различия могут вступить не только в противоречие, но и в конфликт. Таким образом, сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования.
Культурное наследие, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого имени. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов. Если же к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия. Оно часто идеализируется, пользуется авторитетом и окружено ореолом. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге культурное наследие становится фактором сплочения нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.
35. Социальный контроль (определение)
Социализация – это процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей. В процессе социализации социальные агенты не только обучают, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом – семьей, группой, учреждением или социальным институтом, - то он приобретает общественный характер и называется социальным контролем. Социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный. Первый основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи, либо через средства массовой информации Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных правилах, то в современном обществе его основой выступают писаные нормы: указы, юридические законы, постановления. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты, как суды, образование, армия, производство, политические партии, правительство и.т.д.
Социальный контроль – это, прежде всего, внешний контроль, но помимо него выделяют еще внутренний контроль или самоконтроль. Индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального порядка: армии, судам, государству.
48. Социальная мобильность и ее основные типы
Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют такие перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях. В связи с этим важно определить, как осуществляются процессы перемещения индивидов в социальном пространстве, которые получили название процессов мобильности.