Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.
Объектами социологического познания могут являться:
- глобальное мировое сообщество;
- традиционное национальное общество;
- микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);
- индивид.

Содержание работы

Объект исследование социологии…………………………………………….3
13. Принципы учения об обществе К. Маркса………………………………….4
24. Понятие культуры и культурного наследия………………………………...6
35. Социальный контроль (определение)……………………………………...8
48. Социальная мобильность и ее основные типы…………………………....9
58. Лоббизм в политической жизни общества……………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………14

Файлы: 1 файл

социология и политология.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО  КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОЗЕРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнила студентка

                                                                                    3 курса ЗИ шифр 12/210

Стехова Н.О.

 

 

 

 

 

 г. Озерск 

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 2. Объект исследование социологии…………………………………………….3

13. Принципы  учения об обществе К. Маркса………………………………….4

24. Понятие культуры  и культурного наследия………………………………...6

35. Социальный  контроль (определение)……………………………………...8

48. Социальная  мобильность и ее основные  типы…………………………....9

58. Лоббизм в  политической жизни общества……………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Объект исследование  социологии

 

Для того чтобы  понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

Для того чтобы  наиболее точно определить объект и  предмет социологии как науки, следует уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

- глобальное  мировое сообщество;

- традиционное  национальное общество;

- микрообщество  (социальная группа, семья и т.д.);

- индивид.

Следует подчеркнуть, что социология мало интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если интересуется, то лишь типичными, повторяющимися у всех, или очень многих. Соответственно эта наука принципиально и изначально безличностна.

 

 

13. Принципы учения об обществе К. Маркса

 

Своеобразный  синтез классического и неклассического  типа научности в места социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса, Ф Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании данного учения К. Маркс исходил из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с типичным для них причинно-следственным объяснением фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось ранее, является изучение общества, главных закономерностей его продвижения, а в свою очередь главных социальных общностей и институтов. Каковы же самый важные принципы материалистического учения об обществе?

1) Одним из  важнейших принципов исторического  материализма является признание  закономерности общественного продвижения.  Признание закономерности означает  признание действия в обществе общих, постоянных, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями.

2) Признание закономерности  в материалистической теории  истории тесно связано с принципом  детерминизма, то есть признанием  существования причинно-следственных связей и зависимостей. К. Маркс считал нужным из в итоге многообразия естественных структур, связей и отношений выделить основные, определяющие. Таковым, по их мнению, является средство производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обусловленности, определяющей воздействие на общественную жизнь метода производства, является свежим важнейшим положением марксистского учения об обществе.

3) Третьим важным  принципом материалистического учения об обществе является утверждение о его поступательном прогрессивном продвижении. Принцип прогресса реализуется в марксизме посредством учение об общественно-экономических формациях как главных структурах общественной жизни. Общественно-экономическая формация, по определению К. Маркса, представляет собой «общество, находящееся на указанной уровня исторического продвижения, общество со своеобразным отличительным характером». Понятие «формация» К. Маркс заимствовал из современного ему естествознания. В марксистском учении об обществе все эти признаки относятся к социальному организму, образованному на основе сходных закономерностей, с единой экономической и политической структурой. Основу экономической формации составляет тот либо другой метод производства, который характеризуется указанным степенью и характером продвижения производственных сил и подходящими данному степени и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются государственные, правовые, политические отношения и учреждения, которым, в собственную очередь, соответствуют заданные формы общественного сознания.

4) Использование  к оценке общества общенаучного  критерия закономерности и причинной  обусловленности в продвижении  увязывается в марксизме с  признанием своеобразия продвижения  общественных процессов. Данная  увязка нашла собственное яркое выражение в задумки продвижения общества как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, нужен и объективен, как и природные процессы. Он не всего лишь зависит от воли и сознания людей, хотя и определяет их волю и сознание. Хотя в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой следствие деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя путём сознание людей. В связи с данным в марксистской социологии огромное внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятельности людей.

5) Все вышеизложенное  показывает, что марксистская социология  находится в русле традиционного типа научности и нацелена на признание объективности научных знаний об обществе, однако в ней существует и противоположная тенденция, которая ориентируется на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических этих и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под которым понимались лишь интересы пролетариата. Данный подход трансформировался у В. И. Ленина в принцип партийности. В соответствии данному принципу социологическое исследование, каждая план общественной жизни несут на себе отпечаток социально-классовых позиций ее авторов.

 

24. Понятие культуры  и культурного наследия

Культура –  фундамент человеческой жизни. Она  возникла и развивается вместе с  человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и осмыслению проявился относительно недавно.

Исходя из существующих точек  зрения на культуру, можно сказать, что понятие культуры имеет три основных значения:

1) возделывание, творчество, производство;

2) образование, воспитание  и развитие; 3) поклонение и почитание;  имеется в виду религиозный  культ.

В самом широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком, все  достижения человечества. Культура предстает как «вторая природа», которая сотворена самим человеком и образует собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».

Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты: технику, технологию, инфраструктуру, жилища, предметы быта, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты: религию, философию, мораль, искусство, науку и т. д. Внутри ее часто особо выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.

Между материальной и духовной культурами имеется глубинное единство. Обе они являются результатом  человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится духовное начало – идеи, проекты и замыслы человека, воплощаемые им в материальную форму. Поэтому Н. А. Бердяев считал, что всякая культура является духовной. Материальная форма требуется не только для технического сооружения, но и для художественного произведения – скульптурного, живописного, литературного и т. д. Примерами органического единства материальной и духовной культуры могут служить архитектурные творения, они одновременно являются и произведениями искусства, и служат практическим целям (здание театра, храм, гостиница, жилой дом).

Вместе с тем между  продуктами материального и духовного  производства имеются существенные различия. В художественном произведении равно значимы и материальная оболочка, и духовное содержание, тогда как в некоторых технических творениях бывает весьма трудно обнаружить признаки духовности. В конкретных социально-исторических условиях указанные различия могут вступить не только в противоречие, но и в конфликт. Таким образом, сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования.

Культурное  наследие, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого имени. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов. Если же к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия. Оно часто идеализируется, пользуется авторитетом и окружено ореолом. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге культурное наследие становится фактором сплочения нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.

 

35. Социальный контроль (определение)

 

Социализация  – это процесс  обучения культурным нормам и освоения социальных ролей. В процессе социализации социальные агенты не только обучают, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль  осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом – семьей, группой, учреждением или социальным институтом, - то он приобретает  общественный характер и называется социальным контролем.  Социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный. Первый  основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи, либо через средства массовой информации Если в  традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных правилах, то  в современном обществе его основой выступают  писаные нормы: указы, юридические законы, постановления. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты, как суды, образование, армия, производство, политические партии, правительство и.т.д.

Социальный  контроль – это, прежде всего, внешний  контроль, но помимо него выделяют еще  внутренний контроль или самоконтроль. Индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального порядка: армии, судам, государству.

 

48. Социальная  мобильность и ее основные  типы

 

Каждый человек  перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко  ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места  в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют такие перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях. В связи с этим важно определить, как осуществляются процессы перемещения индивидов в социальном пространстве, которые получили название процессов мобильности.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"