Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:10, контрольная работа
Объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.
Объектами социологического познания могут являться:
- глобальное мировое сообщество;
- традиционное национальное общество;
- микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);
- индивид.
Объект исследование социологии…………………………………………….3
13. Принципы учения об обществе К. Маркса………………………………….4
24. Понятие культуры и культурного наследия………………………………...6
35. Социальный контроль (определение)……………………………………...8
48. Социальная мобильность и ее основные типы…………………………....9
58. Лоббизм в политической жизни общества……………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………14
Социальная мобильность – это перемещение индивидов или их групп между различными уровнями социальной иерархии, определяемой с точки зрения широких профессиональных или социально-классовых категорий. Мобильность – это изменение места в социальном пространстве.
Типы социальной мобильности:
Горизонтальная мобильность – переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне социального пространства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Как разновидность выделяют географическую мобильность – перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и наоборот, переход с одного предприятия на другое. Если подобное перемещение сопровождается переменой статуса, то говорят о миграции.
Вертикальная мобильность – переход индивида или социального объекта их одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти. Вертикальная может быть восходящей или нисходящей. Как правило, восходящая мобильность, связанная с повышением социального статуса, доходов, является добровольной, а нисходящая – вынужденной. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов их низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижение социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильность может служить падение социального статуса группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе.
58. Лоббизм в политической жизни общества
Лоббизм (от англ. lobby — кулуары) — термин, означающий систему агентств или организованных групп при законодательных и других органах, оказывающих в интересах представляемых этими организациями давление на законодателей в пользу какого-либо решения при принятии законов. Этот термин и отражаемые им явления вошли и в российскую политическую жизнь.
В общественном сознании термин «лоббизм» используется в двух значениях — нейтрально-позитивном и негативном. Во втором значении он близок «протекционизму», «подкупу», «подкупу голосов» в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб другим интересам, прежде всего общественным. Крайнее выражение негативного лоббирования — незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются решения в интересах определенных групп и лиц. Лоббизм в нейтрально-позитивном смысле — нормальное жизненное явление, элемент демократического процесса. Он представляет собой форму законного влияния «групп давления» на управленческие, в том числе законодательные, решения с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур и слоев населения.
Как необходимый элемент демократии лоббизм появляется, когда возникают необходимые предпосылки: 1) большое многообразие интересов в обществе, обусловленное его социальной дифференциацией; 2) расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, многопартийной системы. Поскольку государство не может удовлетворить интересы всех и сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации его политики в свою пользу.
К «плюсам» лоббизма можно отнести следующее.
Во-первых, он влияет на качество управленческих решений, придает управлению большую динамику и гибкость.
Во-вторых, лоббизм служит своеобразной формой самоорганизации гражданского общества, с помощью которой мобилизуется общественная поддержка или оппозиция тому или иному законопроекту, оказывается влияние на политику. Лоббизм с этой точки зрения — своего рода соперник демократии.
В-третьих, лоббизм
создает возможность для
В-четвертых, посредством лоббизма реализуется демократический принцип свободы негосударственных структур и институтов: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т. д. Используя лоббирование, они сами пытаются решать свои проблемы. Кроме того, лоббизм играет роль стимулятора активизации политических процессов и явлений.
В-пятых, лоббисты расширяют информационную и организационную базу принимаемых решений и гораздо убедительнее, чем кто-либо, привлекают общественное внимание к наиболее острым проблемам политической жизни. Они обеспечивают органы государственной власти необходимой информацией по тому вопросу, который выносится на парламентское слушание, привлекают внимание законодателей к тому, что происходит на самых нижних общественных уровнях.
В-шестых, лоббизм выполняет функцию достижения компромисса различных интересов, способствует сохранению равновесия различных сил, нахождению точек соприкосновения и достижения консенсуса при принятии управленческих решений.
Однако и минусов у лоббизма немало:
1) он может
стать инструментом
2) может служить ведомственным, местническим, националистическим и другим интересам;
3) способен «размывать» начала народовластия, превращать демократические институты в мощный инструмент отдельных властных структур, чиновничества;
4) деятельность
лоббистских групп может
5) лоббизм своими
действиями может создавать
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ