Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 23:25, контрольная работа
Целью работы является:
1. рассмотрение личности в социологии;
2. рассмотрение различных теорий о развитии личности;
3. анализ личности и факторов, влияющих на ее становление;
4. изучение понятия социализации личности.
Введение.
1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности.
2. Теории развития личности.
3. Основные факторы формирования личности, ее социализации.
Заключение.
Список используемой литературы.
Тула 2012г.
Оглавление.
Вариант №24.
Введение.
1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности.
2. Теории развития личности.
3. Основные факторы формирования личности, ее социализации.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
Тема контрольной работы весьма актуальна – повышенный интерес к человеку как индивидуальному феномену, как личности – одно из главных понятий в социологии.
Личность рассматривается социологией не в терминах индивидуально неповторимых (это задача психологии), а в терминах социально - типических черт. Иными словами, в социологии личность – типичный представитель большой социальной группы, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов и отношений.
Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития, непременным условием чего являются: биологические, генетические заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.
Проблема личности является одной из центральных в системе современного социологического знания. Ею также занимаются и другие науки: философия, право, психология, этика, эстетика, педагогика. Каждая из них в соответствии со своей спецификой, рассматривает какую – либо из сторон деятельности человека. Личность выступает объектом социологии. Но и сама личность влияет на общество, выступая субъектом общественных отношений.
Все вышеизложенное обосновывает актуальность выбранной темы.
Целью работы является:
1. рассмотрение личности в социологии;
2. рассмотрение различных теорий о развитии личности;
3. анализ личности и факторов, влияющих на ее становление;
4. изучение понятия социализации личности.
Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности.
Перед тем как говорить о социологии личности, необходимо прежде всего, определиться с самим понятием личности. Общественное сознание часто объединяет такие понятия как «человек», «индивид», «личность», что не совсем верно. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.
Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. «Индивидуальность» – это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.
Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.). С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречаем те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания.
Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения. Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.
Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность.
Психологическая структура личности – это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида) Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.[1]
Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.
В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.[2]
Теории развития личности.
Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Сложность и многогранность процесса формирования и развития личности обусловили появление различных теорий развития личности. Что касается социологической теории, то это не результат простого пополнения знаний, т.е. замены старого знания новым в свете более действительного или точного знания. Скорее, это результат многогранного прироста знаний, усложнения и обогащения более или менее оформившихся направлений теоретического анализа личности и общества.
Социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилсон, Д. Фридман и др.) делают акцент на биологических факторах. По мнению Фридмана, государство должно признать себя ответственным за формирование индивида с детства не только через образование, но и через техническую среду, и особенно через массовые коммуникации. Задача — установить равновесие, с одной стороны, между индивидом, которому нужна полная свобода в познании, жизни, любви, и необходимым «просвещенным деспотизмом», умеряемым децентрализацией и прогрессивным участием граждан, с другой стороны. «Э. Уилсон утверждал, что биологические особенности человека, накапливаемые и передаваемые из поколения в поколение и закрепленные на генетическом уровне, стимулируют альтруизм, употребление мясной пищи, создание структур власти, совершенствование половых ролей и охрану своей территории» [3]. По Э. Уилсону, любое живое существо, в том числе и человек, не может оказаться вне действия репродуктивного императива, свойственного его биологическому статусу. Человеческая культура, совокупный продукт отдельных принятых решений. По мнению Э. Уилсона и Д. Фридмана, некоторые типы поведения человека обусловлены генетически, то есть наличием врожденных механизмов, являющихся результатом длительной эволюции. Эта теория подвергается критике со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиологи не принимают во внимание способность людей мыслить, использовать символы и тем самым игнорируют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.
Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основоположники – Дж. Мид, Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. Выявлены феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений. В трактовке Дж. Мида и других социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, но в интерпретации Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей – как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимающему определенную позицию в социальной системе. Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств (самосознания, мировоззрения, диспозиции личности), выражающихся в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения, персонифицированное выполнение социальных функций с учетом социально-локальных условий для достижения значимых целей.
Социальная роль – совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной среде лиц в зависимости от статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. Общество или любая социальная группа предстают в виде набора определенных социальных позиций (рабочий, ученый и т.п.), находясь в которых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям других людей, связанных с данной позицией.
Американские социологи (Р. Линтон, Дж. Мид) по-разному трактуют социальную роль – как единицу общественной структуры (Р. Линтон) или в плане непосредственного взаимодействия людей (ролевой игры), в ходе которой благодаря тому, что человек представляет себе в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. В действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными.
Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.. Однако они отнюдь не равнозначны, и сила их воздействия изменяется в зависимости от исторических условий. В разные эпохи как решающий выдвигается такой субъект, который является основной движущей силой данного исторического периода. Маркс считал, что именно в период коммунизма начнется подлинная история человечества. И субъектом общественного развития станет целенаправленно действующее, освободившееся от классовой борьбы и прочих стихийных проявлений, осознавшее себя и смысл своего существования человечество. Жизнедеятельность личности – определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории.
Идеологические отношения как компонент общих социальных условий, а также духовная культура аккумулирующая исторически сложившиеся традиции и обычаи данного общества. «Социальная структура и общественное разделение труда, по мнению марксистской социологии, является главным элементом обуславливающим все социальные отношения и отношения в духовной сфере, так как они определяют специфику интересов различных классов и социальных слоев общества».[4, с. 71]
Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.