Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 23:25, контрольная работа
Целью работы является:
1. рассмотрение личности в социологии;
2. рассмотрение различных теорий о развитии личности;
3. анализ личности и факторов, влияющих на ее становление;
4. изучение понятия социализации личности.
Введение.
1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности.
2. Теории развития личности.
3. Основные факторы формирования личности, ее социализации.
Заключение.
Список используемой литературы.
Несмотря на различие подходов, все социологические теории признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.
Основные факторы формирования личности, ее социализации.
В человеке в течение его жизни параллельно идут два взаимосвязанных процесса: процесс его личностного становления и процесс социализации. Личностное, внутреннее становление проходит, как уже говорилось, в борьбе божественного, культурного начала с инстинктами.
Социализация есть процесс вхождения человека в общности, его знакомство с постепенно расширяющимся кругом различных общностей, выработки человеком отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в целом.
Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию «Я». Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Так, у некоторых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях личности.
Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» – это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности.
Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого». Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного «Я» и степень социализации личности – это идентичность и самоуважение.
Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа вступая в сообщество, человек не только подчиняется его законам, но и вносит в него свое содержание, активно воздействует на его характер, в особенности когда он постепенно входит в элиту сообщества.
Опасность, подстерегающая человека в процессе его социализации состоит в том, что, оказавшись в некой общности, он останавливается на этом, не стремится расширить круг общностей, принимает как руководство к действию лишь те установки, которые уже действуют в удобной для него общности. Чем к большему числу общностей принадлежит человек, тем более терпимым, толерантным он становится.
Самоидентификация человека заключается в сознании собственной принадлежности общностям, в расстановке приоритетов: какие установки общностей, к которым ты принадлежишь, для тебя являются наиболее важными. Выстраивается иерархия ценностей, причем это всегда индивидуальное дело. В своих контактах человек стремиться понять, какова иерархия ценностей нового знакомого. Совпадение этих иерархий служит основой особого уважения, дружбы, любви.
На разных уровнях социализации действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.
Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Одни социологи исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).
Социализация наиболее интенсивно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Особенно велика здесь роль родителей и других членов семьи - первичных агентов социализации, оказывающих непосредственное воздействие на процесс становления личности ребенка.
Важен юношеский этап социализации (13-19 лет), когда подростки приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование основ своей личности, определяют своё место в окружающей жизни. Сложность этого периода во многом обусловлена противоречием между высоким уровнем притязаний молодых людей и их низким возрастным социальным статусом.
На этапе зрелости главным в социализации личности становится приобретение и освоение социальных статусов и ролей, активное включение в производственную, общественную, политическую и другие сферы жизни общества. В этот период личность не только конкретно усваивает социальный опыт, но и обновляет его через свою деятельность. «Зрелая личность порой сталкивается с необходимостью многое менять в своей жизни. Возникает ресоциализация – процесс усвоения новых знаний, ценностей, норм, установок, статусов, ролей вместо прежних» [5].
В период старости, с выходом на пенсию: завершается активный цикл социализации. В это время, как правило, происходит снижение социального статуса личности, сокращение диапазона выполняемых ею социальных ролей.
Социальный контроль и представляет собой совокупность ценностей и норм (моральных, правовых) общества, а также санкций к нарушителям них, принуждающих к соблюдению этих ценностей и норм. В первом случае он включает в себя механизмы управления действиями, а во втором – механизмы собственно контроля. Теория социального контроля – составная часть теории девиантного поведения, изучающая механизмы противодействующие процессам девиантного поведения. Она должна соотносится как с проблемой равновесия (стабильности) общества, нормативными моделями регуляции, так и с мотивациями, связанными с проблемой конформности – девиации.
Механизмы социального контроля возникают в социальной связи в семье, на улице, в школе, на работе и т.п. Именно в них происходит как социализация, так и социальный контроль. Если не установить заранее приоритеты своим ролям, ценностям, мотивам, то возможна фрустрация и аномия ценностей человека.
Важным механизмом социального контроля выступают привычки, традиции, ритуалы. Они особенно действенны в ситуациях чрезвычайной социальной напряженности: болезни, безработицы, смерти, стихийного бедствия и др.
Роль механизма социального контроля – своеобразного «отводного клапана» играет массовая молодежная культура. Обладая чертами сверхдопустимости, она позволяет молодежи, снять эмоциональное и девиантное напряжение, сохранить над нею контроль со стороны взрослых и стандартов поведения общества. Уверенность молодых людей в их независимости от взрослых в рамках молодежной культуры формирует чувство и мотивы ответственности за свое поведение. Гидденс указывает: «с взрослением молодой человек обычно теряет интерес к этой культуре, социализируется и становится конформным к стандартам поведения. Но у некоторых молодых людей сверхдопустимость молодежной культуры формирует девиантное поведение и мотивацию» [6]. Крайней формой социального контроля является изоляция от социальной среды, для прекращения контактов девианта с другими людьми. Этот механизм блокирует потенциальные конфликты, девиантные мотивы и действия людей. Тем самым они оставляют поле проявления конформных мотивов, стандартов поведения.
Как свидетельствуют происходящие в России события, глубокая трансформация общества, связанная с переходом от тоталитаризма к демократии, от жестко централизованной системы управления экономикой к рыночным механизмам хозяйствования, предполагает усвоение новых знаний, идей, ценностных идеалов, норм, социальных установок, образцов и моделей поведения. Это ставит перед многими людьми задачи, решение которых не предусматривалось ни прежней системой воспитания и образования, ни всем образом прошлой жизни.
Как показывают социологические и социально-психологические исследования, в условиях советского общества сложился социальный тип личности набор качеств которой включал среди прочих и такие черты, как двоемыслие, фамилизм (доверие, прежде всего, к кровнородственным отношениям), неприятие всего нового, плохое знание реальности, неумение представить себя в другой, нетрадиционной роли.
По мере развития рыночных отношений в нашей стране стали формироваться новые интересы, ценностные ориентации, стереотипы поведения. Исследователи отмечают появление таких психологических феноменов, как «рыночная ориентация» и «личностный рынок».
Однако значительная часть населения не смогла адаптироваться к новым условиям. У многих россиян возникло ощущение своей социальной уязвимости, незащищенности. Социологические опросы выявили три реакции человека на такую ситуацию: первая — усиление ориентации на индивидуальную вертикальную мобильность, на индивидуальное выживание; вторая — усиление группового эгоизма, т.е. стремление реализовать индивидуальные интересы через интересы групповые, причем любыми средствами, от неформальных до насильственных, криминальных; третья — усиление стихийного процесса сопоставления собственного положения с положением других, в результате чего возникают различные формы социальной зависти и агрессивного поведения.
В исследованиях высказываются опасения, что, поскольку для российской культуры типична антикапиталистическая ментальность, то построение современного рыночного хозяйства в России невозможно. Сторонники этой позиции полагают, что высокая криминализация и низкая эффективность постсоветской экономики – это не издержки переходного процесса, а закономерные результаты «навязывания» России чуждой ей модели развития.
Сегодня в России объективно возникает потребность в новом социальном типе личности, который интегрировал бы такие качества, как предприимчивость, инициативность, энергичность, ответственность, профессионализм, компетентность, здоровый риск, способность принимать самостоятельные решения и выстраивать альтернативы жизненного выбора. Такой тип личности может сформироваться, прежде всего, среди молодого поколения, которое в большинстве своем позитивно относится к происходящим в стране переменам и активно в них участвует.
Заключение.
Исходя из вышеизложенного, сделаем краткие выводы.
Социология личности – это отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей.
Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель.
Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:
1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов;
2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания);
3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.
Основными механизмами социального поведения личности является социализация и социальная адаптация.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и продолжается всю жизнь. Социальная адаптация - активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды, которые происходят постоянно.
В социологии личности множество выработано множество теорий личности, различия между которыми связаны с подходами к обществу в микросоциологической или макросоциологической перспективе.
Список используемой литературы: