Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 23:25, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является:
1. рассмотрение личности в социологии;
2. рассмотрение различных теорий о развитии личности;
3. анализ личности и факторов, влияющих на ее становление;
4. изучение понятия социализации личности.

Содержание работы

Введение.
1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности.
2. Теории развития личности.
3. Основные факторы формирования личности, ее социализации.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

кон раб.docx

— 437.46 Кб (Скачать файл)

 

 

Несмотря на различие подходов, все социологические теории признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные факторы формирования личности, ее социализации.

 

В человеке в течение его жизни параллельно идут два взаимосвязанных процесса: процесс его личностного становления и процесс социализации. Личностное, внутреннее становление проходит, как уже говорилось, в борьбе божественного, культурного начала с инстинктами.

Социализация есть процесс вхождения человека в общности, его знакомство с постепенно расширяющимся кругом различных общностей, выработки человеком отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в целом.

Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию «Я». Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Так, у некоторых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях личности.

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» – это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности.

Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого». Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного «Я» и степень социализации личности – это идентичность и самоуважение.

Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа вступая в сообщество, человек не только подчиняется его законам, но и вносит в него свое содержание, активно воздействует на его характер, в особенности когда он постепенно входит в элиту сообщества.

Опасность, подстерегающая человека в процессе его социализации состоит в том, что, оказавшись в некой общности, он останавливается на этом, не стремится расширить круг общностей, принимает как руководство к действию лишь те установки, которые уже действуют в удобной для него общности. Чем к большему числу общностей принадлежит человек, тем более терпимым, толерантным он становится.

Самоидентификация человека заключается в сознании собственной принадлежности общностям, в расстановке приоритетов: какие установки общностей, к которым ты принадлежишь, для тебя являются наиболее важными. Выстраивается иерархия ценностей, причем это всегда индивидуальное дело. В своих контактах человек стремиться понять, какова иерархия ценностей нового знакомого. Совпадение этих иерархий служит основой особого уважения, дружбы, любви.

На разных уровнях социализации действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.

Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Одни социологи исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).

Социализация наиболее интенсивно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Особенно велика здесь роль родителей и других членов семьи - первичных агентов социализации, оказывающих непосредственное воздействие на процесс становления личности ребенка.

Важен юношеский этап социализации (13-19 лет), когда подростки приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование основ своей личности, определяют своё место в окружающей жизни. Сложность этого периода во многом обусловлена противоречием между высоким уровнем притязаний молодых людей и их низким возрастным социальным статусом.

На этапе зрелости главным в социализации личности становится приобретение и освоение социальных статусов и ролей, актив­ное включение в производственную, общественную, политическую и другие сферы жизни общества. В этот период личность не только конкретно усваивает социальный опыт, но и обновляет его через свою деятельность. «Зрелая личность порой сталкивается с необходимостью многое менять в своей жизни. Возникает ресоциализация – процесс усвоения новых знаний, ценностей, норм, установок, статусов, ролей вместо прежних» [5].

В период старости, с выходом на пенсию: завершается активный цикл социализации. В это время, как правило, происходит снижение социального статуса личности, сокращение диапазона выполняемых ею социальных ролей.

Социальный контроль и представляет собой совокупность ценностей и норм (моральных, правовых) общества, а также санкций к нарушителям них, принуждающих к соблюдению этих ценностей и норм. В первом случае он включает в себя механизмы управления действиями, а во втором – механизмы собственно контроля. Теория социального контроля – составная часть теории девиантного поведения, изучающая механизмы противодействующие процессам девиантного поведения. Она должна соотносится как с проблемой равновесия (стабильности) общества, нормативными моделями регуляции, так и с мотивациями, связанными с проблемой конформности – девиации.

Механизмы социального контроля возникают в социальной связи в семье, на улице, в школе, на работе и т.п. Именно в них происходит как социализация, так и социальный контроль. Если не установить заранее приоритеты своим ролям, ценностям, мотивам, то возможна фрустрация и аномия ценностей человека.

Важным механизмом социального контроля выступают привычки, традиции, ритуалы. Они особенно действенны в ситуациях чрезвычайной социальной напряженности: болезни, безработицы, смерти, стихийного бедствия и др.

Роль механизма социального контроля – своеобразного «отводного клапана» играет массовая молодежная культура. Обладая чертами сверхдопустимости, она позволяет молодежи, снять эмоциональное и девиантное напряжение, сохранить над нею контроль со стороны взрослых и стандартов поведения общества. Уверенность молодых людей в их независимости от взрослых в рамках молодежной культуры формирует чувство и мотивы ответственности за свое поведение. Гидденс указывает: «с взрослением молодой человек обычно теряет интерес к этой культуре, социализируется и становится конформным к стандартам поведения. Но у некоторых молодых людей сверхдопустимость молодежной культуры формирует девиантное поведение и мотивацию» [6]. Крайней формой социального контроля является изоляция от социальной среды, для прекращения контактов девианта с другими людьми. Этот механизм блокирует потенциальные конфликты, девиантные мотивы и действия людей. Тем самым они оставляют поле проявления конформных мотивов, стандартов поведения.

Как свидетельствуют происходящие в России события, глубокая трансформация общества, связанная с переходом от тоталитаризма к демократии, от жестко централизованной системы управления экономикой к рыночным механизмам хозяйствования, предполагает усвоение новых знаний, идей, ценностных идеалов, норм, социальных установок, образцов и моделей по­ведения. Это ставит перед многими людьми задачи, решение которых не предусматривалось ни прежней системой воспитания и образования, ни всем образом прошлой жизни.

Как показывают социологические и социально-психологичес­кие исследования, в условиях советского общества сложился социальный тип личности набор качеств которой включал среди прочих и такие черты, как двоемыслие, фамилизм (доверие, прежде всего, к кровнородственным отношениям), неприятие всего нового, плохое знание реальности, неумение пред­ставить себя в другой, нетрадиционной роли.

По мере развития рыночных отношений в нашей стране стали формироваться новые интересы, ценностные ориентации, стереотипы поведения. Исследователи отмечают появление таких психологических феноменов, как «рыночная ориентация» и «личностный рынок».

Однако значительная часть населения не смогла адаптироваться к новым условиям. У многих россиян возникло ощущение своей социальной уязвимости, незащищенности. Социологические опросы выявили три реакции человека на такую ситуацию: первая — усиление ориентации на индивидуальную вертикальную мобильность, на индивидуальное выживание; вторая — усиление группового эгоизма, т.е. стремление реализовать индивидуальные интересы через интересы групповые, причем любыми средствами, от неформальных до насильственных, криминальных; третья — усиление стихийного процесса сопоставления собственного положения с положением других, в результате чего возникают различные формы социальной зависти и агрессивного поведения.

В исследованиях высказываются опасения, что, поскольку для российской культуры типична антикапиталистическая ментальность, то построение современного рыночного хозяйства в России невозможно. Сторонники этой позиции полагают, что высокая криминализация и низкая эффективность постсоветской экономики – это не издержки переходного процесса, а закономерные результаты «навязывания» России чуждой ей модели развития.

Сегодня в России объективно возникает потребность в новом социальном типе личности, который интегрировал бы такие качества, как предприимчивость, инициативность, энергичность, ответственность, профессионализм, компетентность, здоровый риск, способность принимать самостоятельные решения и выстраивать альтернативы жизненного выбора. Такой тип личности может сформироваться, прежде всего, среди молодого поколения, которое в большинстве своем позитивно относится к происходящим в стране переменам и активно в них участвует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Исходя из вышеизложенного, сделаем краткие выводы.

Социология личности – это отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей.

Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель.

Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:

1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов;

2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания);

3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

 

Основными механизмами социального поведения личности является социализация и социальная адаптация.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и продолжается всю жизнь. Социальная адаптация - активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды, которые происходят постоянно.

В социологии личности множество выработано множество теорий личности, различия между которыми связаны с подходами к обществу в микросоциологической или макросоциологической перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  • Фролов С.С. Социология. Учебник: для высших учебных заведений. / С.С.Фролов. - М.: Наука, 1994 - 256 с.
  • Смирнов П.И. Социология личности: Учеб. пособие. / П.И.Смирнов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. – 380 с.
  • Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999, с. 87;
  • Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва: Центр, 1997 – 160 с.: ил. с. 71;
  • Адорно Т. Введение в социологию. — М.: Праксис, 2010, с. 25;
  • Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 2005, с. 155;

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"