Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:39, контрольная работа

Описание работы

Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества. Поэтому, то обыденное понимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся, когда говорим: "Это некультурный человек, ему неведомо, что такое культура", - неверно. Говоря так, мы обычно имеем в виду, что человек, о котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован. Однако, человек всегда культурен, ведь он социальное существо, а общества без культуры не существует.

Содержание работы

1.Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура. 3
2.Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения 10
социальных изменений. 10
3. Практическая часть. 15

Файлы: 1 файл

ИРА.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1. Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура.

Культура – это  неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества. Поэтому, то обыденное понимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся, когда говорим: "Это некультурный человек, ему неведомо, что такое культура", - неверно. Говоря так, мы обычно имеем в виду, что человек, о котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован. Однако, человек всегда культурен, ведь он социальное существо, а общества без культуры не существует. Как бы ни было слабо развито то или иное общество, оно всегда создает соответствующую культуру, т. е. совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. Другое дело, что степень развитости культуры может быть сильной или слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от исторического этапа развития общества, от условий, в которых развивается человечество, от возможностей, которыми оно располагает.

В социологии под культурой  в широком смысле этого слова  понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура практикуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Культура, рассматривается  в социологии как сложное, динамичное, образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Основные элементы социологической культуры:

  • Язык – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации  о них. Знаки и символы всегда имеют определенное значение, которое люди усваивают в процессе воспитания и образования. Это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного. Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством своего опыта. Основные функции языка – создание, хранение и передача информации. 
  • Ценность – это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания человеком своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки.  В систему ценностей входят представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни, ценности личного развития (чувство собственного достоинства, стремление к образованию, свободному развитию своих способностей, свобода творчества и самореализации, ценности национального языка и культуры) и межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность, порядочность, взаимопомощь, терпимость, верность, любовь) и т.п. В разных культурах могут отдавать предпочтения разным ценностям, так, к числу традиционных ценностей можно отнести привязанность к малой родине, семье, традиционное уважение к лидерам, дисциплину. В религиозных общностях, например, в христианских, система ценностей сформулирована в Библии в виде десяти заповедей, а для жителей крупных городов значимыми являются личный успех, предприимчивость, социальная мобильность, свобода выбора места жительства, стиля и образа жизни. 

    Ценностные установки передаются индивидами и последующими  поколениями в процессе воспитания, обучения, они ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. 

  • Социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, удерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. Это могут быть штраф, тюремное заключение, выговор, бойкот и др. Позитивными санкциями, такими как денежное вознаграждение, наделение властью, похвала, престиж, называются поощрения за соблюдение норм.  
  • Привычки – это установившаяся схема (стереотип поведения) в определенных ситуациях. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. На привычках основаны манеры – это внешние формы поведения человека. 

Кроме того, существует несколько видов образцов поведения. Это обряды, обычаи и традиции. 

Обряд – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. В них выражаются определенные религиозные представления или бытовые традиции. Обычно обряды относятся ко всем слоям населения и сопровождают различные моменты в жизни людей. Эмоционально-психологические воздействие обычая заключается не только в рациональном усвоении через обычай тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия. 

Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай – неписаные правила поведения. 

Если обычай переходит от одного поколения к  другому, он становится традицией. Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежение к традициям ведет к нарушению преемственности, утрате ценных достижений человечества. Слепое преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой. 

В зависимости от того, кто производит культурные образцы, каков уровень элементов культуры и какая группа является её носителем, различают три формы культуры: элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная или “высокая” культура, например, живопись или музыка, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека, а круг её потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется, в этом состоит высокая роль элитарной культуры – поднимать общий уровень культуры членов общества.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (по происхождению, так как по уровню исполнительского мастерства она может быть очень высокой) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно название народного творчества – фольклор. Фольклор локализован, т.е. тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Время ее появления - середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, разные виды аудиозаписи, видеозапись) сделали доступными массовые образцы культуры для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, триллеры, газетные “сенсации” и т.д. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная, произведения её живут меньше и быстро забываются. Но массовая культура имеет авторский характер и у нее самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, именно поэтому образцы массовой культуры, так называемые шлягеры, быстро, теряют актуальность, устаревают, выходят из моды, вытесняются новыми. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – массовая культурная продукция, рассчитанная на внешний эффект – её разновидность.

Помимо этих трех уровней в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим социологи употребляют понятия “доминирующая культура”, “субкультура” и “контркультура”.

        Каждое общество имеет некоторую  совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются  всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой. В то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают способы поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также свою культуру. Юношество имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять, — таким образом создается молодежная культура.  

Такие термины, как "армейская  жизнь", "богема", "жизнь в  коммуналке", отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий. Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурами. Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Субкультурные различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и многими другими различиями между людьми. Каждое сообщество создает свою субкультуру. Например, молодежная субкультура, национальные субкультуры (это культуры тех национальностей, которые на территории государства не являются доминирующими по численности, иначе говоря, нацменьшинств), профессиональные субкультуры (культуры представителей определенных профессий (ярким проявлением этих культур в повседневной жизни является сленг).

Субкультура, которая находится  в состоянии открытого конфликта, явной конфронтации по отношению к господствующей культуре, называется контркультурой. Этот термин принадлежит американскому социологу Т. Роззаку, который ввел его для характеристики молодежных движений Запада 60-х годов (хиппи отрицали господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, политическую лояльность, рационализм). Контркультура – это комплекс, набор норм и ценностей какой либо социальной группы, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является.  

Группа бандитов, например, не лишена стандартов поведения и нравственных норм; напротив, она имеет ярко выраженные стандарты и нормы, но совершенно противоположные всеобщим, общепринятым нормам данного общества. Субкультура бандитской группы вступает в конфликт с культурой общества. Группа бандитов обучает молодежь такой культуре, которая находится в оппозиции к доминирующей; отсюда возникает возможность дальнейшего распространения контркультуры.  

Для контркультур характерны: 

  • тип протестующего мироощущения; 
  • альтернативный стиль жизни, оппозиционный господствующему; 
    • антитрадиционные формы художественного творчества. 

Культуры разных народов и стран весьма отличаются друг от друга, поэтому  социологи выделяют две основные тенденции во взаимоотношениях культур: культурный этноцентризм, культурный релятивизм.

Этноцентризм проявляется  в том, что его сторонники оценивают  культуру других народов по культурным стандартам своей этнической общности. Эталоном культуры является культура данной группы, народа, и как правило, результат сравнения предопределен заранее в пользу своей культуры.

С одной стороны, этноцентризм играет положительную роль: он способствует сплочению группы, усилению её жизнеспособности, сохранению культурного своеобразия, воспитанию положительных качеств (любовь к Родине, национальная гордость).

С другой стороны, этноцентризм может перерасти в национализм  и ксенофобию - страх и ненависть к другой расе, народу, культуре. Проявлениями этого являются известные рассуждения об отсталых нациях, примитивности культуры какого-либо народа, о богоизбранности своего народа и т.д. В этом случае этноцентризм закрывает путь к взаимодействию культур и тем самым наносит вред той социальной группе, о благе которой он вроде бы печётся, поскольку замедляется ее культурное развитие.

Сторонники культурного  релятивизма полагают, что все  в мире условно и относительно, поэтому нельзя подходить к оценке явлений чужой культуры со своими мерками. Основной постулат: ”никто никого не должен учить”. Такой подход обычно характерен для тех этносов, которые делают упор на исключительность своей культуры, придерживаются защитного национализма.

По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их самобытность и значение.

2. Функции  социальной культуры. Развитие и  механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения

социальных изменений.

Культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению. Исходя из этого выделяют основные функции культуры:

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"