Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:39, контрольная работа
Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества. Поэтому, то обыденное понимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся, когда говорим: "Это некультурный человек, ему неведомо, что такое культура", - неверно. Говоря так, мы обычно имеем в виду, что человек, о котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован. Однако, человек всегда культурен, ведь он социальное существо, а общества без культуры не существует.
1.Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура. 3
2.Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения 10
социальных изменений. 10
3. Практическая часть. 15
Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры:
б) сами виды культуры развиваются неравномерно;
Большое значение для развития и функционирования культуры имеют качественные изменения в науке и технике, дающие новые возможности для производства и распространения культурных ценностей. Это и появление письменности, и изобретение книгопечатания, а также современные достижения науки и техники.
Когда речь идет не просто о культурных изменениях, а об изменениях, в которых имеет место целостность и направленность, когда можно проследить определенные закономерности, то говорят о динамике культуры.
Важными для характеристики
социокультурной динамики являются
понятия «культурная трансмисси
Культурная трансмиссия, процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение. На базе культурная трансмиссия формируется такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени. Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второстепенные. Преемственность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и учеников. Для этого надо, чтобы в исторических катаклизмах (революциях, войнах, конфликтах) не погибали те, кто считается хранителем культурных ценностей — народы, сословия, большие группы. В противном случае происходит разрыв культурной цепи. Поскольку любая культура развивается во времени, значительная часть из прошлого культурного наследия, доказавшая свою ценность, сохраняется на новом этапе. Разрыв культурной цепи происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей — носителей данной культуры. Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству.
Культурная аккумуляция - накопление культурного потенциала, наследия. Культурная аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении. Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия, указывающее на ту часть материальной и духовной культуры, которая создается прошлыми поколениями и передается следующим как нечто ценное и почитаемое. Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурных учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его следующим поколениям.
Под культурной интеграцией понимается взаимосвязь различных элементов культуры, придающая ей определенную целостность. Интеграция, или единство, культуры формируется благодаря сходству ее базисных элементов. Нарушение культурного единства может возникать из-за отсутствия четко установленных социальных норм. Такое явление французский социолог Э.Дюркгейм назвал социальной аномией. Этим термином он определял имеющий место в переходный период распад прочной системы нравственных ценностей, вызывающий рост преступности, числа самоубийств и других видов девиантного поведения.
По мнению ряда социологов, элементы социальной аномии наблюдаются в современном российском обществе, которое находится в переходном состоянии и не имеет устойчивой ценностно-нормативной системы, являющейся необходимым условием создания эффективного механизма социального контроля.
Культура выступает как важный фактор социальных изменений. Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.
Современные западные социологи отводят культуре большую роль в развитии процессов модернизации. По их мнению, «прорыв» традиционного образа жизни в ряде стран должен произойти под непосредственным влиянием их социокультурных контактов с уже существующими центрами рыночно-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психологические стереотипы и др.
Особую роль культуры в эволюции общества отмечали классики мировой социологической мысли. Одним из которых является знаменитый труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где было показано, как мировоззренческие установки протестантизма обусловили формирование системы ценностных ориентаций, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и существенным образом способствовали становлению буржуазной эпохи.
Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в период общественных реформ. Это со всей очевидностью можно проследить на примере нашей страны.
В этих условиях особое значение приобретает выработка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия. Культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной оптимально организованной и социально эффективной деятельности.
3. Практическая часть.
Возможно, вам приходилось наблюдать сцену, когда какой-то идущий по улице человек громко обсуждает с кем-то по мобильному телефону свои проблемы. Вспомните свою реакцию на его поведение:
а) вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор;
б) вас раздражал громкий голос незнакомца;
в) вам было интересно наблюдать за поведением этого человека;
г) вам было безразлично его поведение;
д) какие-то иные реакции и мысли.
Задайте этот вопрос своим знакомым. Какие реакции встречаются чаще других? Объясните полученный результат с точки зрения наличия (или отсутствия) противоречия:
1) между доминирующими культурными ценностями и ценностями, привносимыми новыми техническими средствами;
2) между культурой (обычаи, традиции, нормы) и социальной (практические цели, социальные связи и отношения) составляющей в жизни общества.
В данной ситуации моя реакция была неоднозначной. С одной стороны я испытала неудобство в связи с тем, что невольно подслушала чужой разговор, а с другой – меня раздражал громкий голос незнакомца.
В числе опрошенных мною людей мнения разделились, но все же большинство из них ответили, что им было безразлично его поведение. Получившийся результат объясняется противоречием между доминирующими культурными ценностями и ценностями, привносимыми техническими средствами.
Человек, разговаривающий по мобильному телефону, уже не привлекает к себе внимание окружающих, как это было в 90-х годах, когда они только начали появляться. Однако, в случаях, когда человек (может, и сам того не подозревая) начинает очень громко разговаривать по мобильному телефону окружающие его люди начинают испытывать дискомфорт, так как он нарушает правила поведения в общественных местах.
Но, к сожалению, в современном обществе встречается все больше случаев, когда человек забывает про доминирующие культурные ценности и разговаривая по телефону не обращает внимание на то, что он мешает окружающим.
Заключение
Социология изучает культуру, т.к. она неотъемлемая часть человеческой жизни. Социологию интересует, прежде всего, роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура четко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности.
Изучение места и роли культуры в общественной жизни, закономерностей ее развития имеет большое практическое значение. В современных условиях становления отчетливо видно: нельзя усиленно проводить в жизнь экономические и политические программы без учета культурного уровня населения.
Таким образом, повышение культурного уровня является необходимой предпосылкой социально-экономического роста.
Культурную политику следует определить как систему практических мероприятий, финансируемых и регулируемых государством, направленных на сохранение и развитие культурного наследия нации.
Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации.
Список используемой литературы: