Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

1.Раскройте связи и отношения социологии с другими науками?
6. Ваши представления о процессах глобализации социальной жизни.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)


1.Раскройте  связи и отношения социологии  с другими науками?

Чтобы понять связь  социологии с другими науками, необходимо, прежде всего, дать понятие социологии.

 Согласно  определению Парка и Берджесса,  социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение. Алекс Инкелес, в свою очередь, отмечает, что социология изучает системы социальных действий и их взаимоотношения, и ее объектами являются общества, институты и социальные отношения.

 Социология  пытается постичь поведение человека, детерминируемое, прежде всего, культурой, бытом, социальной организацией и другими подобными факторами. При этом, естественно, в поле зрения исследователя попадают различные причинные связи, отношения и зависимости, т.е. социальное поведение изучается в динамике.

Социология  как система знаний не может развиваться  и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками.

1) Социология  и философия. Сходство в объекте  заключается в том, что обе  науки осмысливают своеобразие  общества, его отличие от природы  и следуют цели его существования и развития. Предмет социальной философии, в отличие от социологии, заключается в изучении общественной жизни сточки зрения, мировоззренческих проблем, главные из которых – смыслообразующие. Если у философии основной метод познания – это умозрительный анализ на основе цепи логических заключений, то для социологии – это эмпирические методы данных статистики, демографии и других дисциплин. Философия рассматривает общество в более широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его с помощью предельно общих понятий, категорий, философских законов, т.е. законов, действующих и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении.

2) Социология  и психология. Сфера психологии  – изучение индивидуального «Я», т.е. выявление индивидуальных психологических особенностей (инстинкты, желания, темперамент), психика человека как неповторимый уникальный мир, а также иррациональное бессознательное. Сфера социологии – проблема межличностных взаимодействий, взаимодействие личности и групп, в личности социолога интересуют ценностей ориентации, его социальные позиции, ролевые ожидания.

3) Социология  и история. Общим предметом  данных наук является анализ  социальных фактов – общей  проблемой необходимость учитывать  как наличие определенных социальных закономерностей, так и существования индивидуальных неповторимых процессов, которые влияют на направление развития общества. Специфика заключается в следующем: науки разделяют на две группы:

a) номотеические,  которые ищут в социуме общие законы функционирования и изменения общества исследует повторяющееся, неизменное в событиях, это науки о законах, и к которым относятся социология. Главный метод социологии – обобщающий, отыскивающий главные тенденции.

б) Идеографические – это науки о событиях, которые описывают единичные, с точки зрения его неповторимых индивидуальных характеристик.

4) Экономика  и социология. Общее в этих науках – понимание того, что материальное производство и экономическую деятельность человека, это основные формы деятельности общества. Экономика изучает формы математического производства и его средства. Социология изучает положение человека в этих экономических условиях; каковы отношения между людьми в разных экономических условиях.

5) Социология  и политология. Политология изучает политическую сферу, политической структуры, режимы, влияние государства на общество. Социология исследует политическую сферу через призму отношений между людьми и полагает, что выявить закономерности политической жизни, можно только учитывая особенности общества как социальной системы.

2. Каковы  основные положения социологической  мысли в средние века?

В период средневековья  развитие социальных отношений осуществляется преимущественно под контролем  системы нравственных, религиозных  норм, что оказало влияние и на развитие социальной мысли.

Наиболее видной фигурой теологической социально-политической мысли этого периода является Фома Аквинский, осуществивший «модернизацию» раннесредневекового христианства на основе комментариев Аристотеля. Учение Фомы (томизм) стало важным шагом в укреплении духовной власти католицизма над развитием социальной жизни (в 1879 г. это учение было объявлено «единственно истинной философией католицизма»), но не остановило Реформацию католицизма. Идейное оформление Реформация получила в учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, представлявших бюргерско-буржуазное направление, и Т. Мюнцера, вождя народной Реформации. Важнейшая идея Реформации — необходимость личной ответственности человека, отрицание посредничества церковной иерархии.

Реформация  оказала серьезное влияние на развитие социально-критического мышления, теорий самосознания, раннебуржуазного идеала «правового государства». Она  способствовала разрушению феодально-религиозных  представлений и утверждению  новых, предпринимательских ориентации в хозяйственной практике. М. Вебер раскрыл воздействие на процесс становления европейского капитализма протестантского религиозно-этического комплекса, обеспечившего воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. В социальной мысли на новом уровне возрождается противостояние идей «индивидуализма» и «коллективизма». Идея приоритета индивидуального интереса над общественным утверждается в качестве ядра идеологии формирующегося класса предпринимателей, буржуазии.

Наряду с  идеями индивидуалистическими, частнособственническими  в XVI в. постепенно оформляется социалистическое социально-политическое течение как идеология нарождающегося пролетариата. Родоначальником утопического социализма принято считать Т. Мора (1478—1535 гг.), изобразившего в «Утопии» общество, в котором нет частной собственности, обобществлены производство и быт, а труд является обязательным для всех.

Критикуя капитализм и вскрывая его антигуманную сущность, социалисты-утописты считали идеальным такое общество, в котором осуществляется государственное или общественное руководство экономикой, не знающей товарно-денежных отношений. Но они не смогли найти стимулы к труду в обществе без конкуренции, частной собственности и самоорганизации экономической жизни. Главное — ставка на прямое государственное регулирование и социальный контроль.

Вывод: немалое  влияние оказало на развитие социальной мысли, то, что развитие социальных отношений осуществлялось преимущественно  под контролем системы нравственных, религиозных норм.

3. П.А.  Сорокин – выдающийся русский социолог. Раскройте его теоретическое наследие.

Питирим Александрович  Сорокин (1889-1968) — один из виднейших  классиков социологии, оказавший  большое влияние на се развитие в XX в. Иногда П. Сорокина называют не русским социологом, а американским. Действительно, хронологически «русский» период его деятельности жестко ограничен 1922 г. — годом его высылки из России. Однако становление социологических взглядов Сорокина, а также его политической позиции происходило именно на родине, в условиях войн, революций, борьбы политических партий и научных школ. В основном труде «русского» периода — двухтомной «Системе социологии» (1920) — он формулирует основные принципы теории социальной стратификации и социальной мобильности (эти термины он и ввел в научный оборот), структурирует теоретическую социологию, выделяя в ней социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику.

Основой социологического анализа Сорокин считает социальное поведение, социальное взаимодействие индивидов, которое он рассматривает как родовую модель и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы он подразделяет на организованные и неорганизованные, особое внимание уделяя анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация является неизменной характеристикой любого организованного общества и существует в недемократическом обществе и в обществе с «процветающей демократией».

Сорокин говорит  о наличии в обществе социальной мобильности двух типов — вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный «лифт» для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д.; кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенство должно быть разумным.

Общество должно стремиться к такому состоянию, при  котором человек может развивать  свои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революции. В работе «Социология революции» (1925) Сорокин называет революцию «великой трагедией» и определяет ее как «машину смерти, нарочито уничтожающую с обеих сторон самые здоровые и трудоспособные, самые выдающиеся, одаренные, волевые и умственно квалифицированные элементы населения». Революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы, а не ее приращением. Она деформирует социальную структуру общества, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно «тестироваться» в малом социальном масштабе.

Теоретическое наследие Сорокина и его вклад  в развитие отечественной и мировой  социологии трудно переоценить, настолько  он богат глубоко осмысленным, теоретически и методологически подкрепленным знанием социальной реальности и тенденций будущего развития общества.

4. Охаректиризуйте  символический интеракционизм как  одно из направлений теоретической  социологии.

1. Символический  интеракционизм (англ. interaction - взаимодействие) - теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии (прежде всего американской), кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении. Кроме абсолютизации микросоциологической проблематики (в ее противопоставлении макросоциологическим проблемам) для символического интеракционизма характерно подчеркивание процессуальной природы социального. В определенной мере это связано с влиянием на конституирование символическим интеракционизмом идей прагматизма (в том числе и инструментализма Дьюи) и стремлением преодолеть жесткость и схематизм господствовавших бихевиористских концепций социального поведения. Однако, если различные концепции социальных ролей и теории социального обмена (также решавшие сходные задачи) пошли по пути анализа прежде всего функциональных и (или) институционализационных аспектов социальных взаимодействий, породив ряд идей, близких к классическому структурно-функциональному анализу в социологии, то символический интеракционизм выдвинул ряд неклассических идей, оказавшихся родственными некоторым положениям понимающей социологии (обращение к внутренним структурам личности, к культурной проблематике, к анализу языка и т.д.).

5. Дайте  характеристику традиционному, индустриальному  и постиндустриальному обществу.

Основные характеристики традиционного, индустриального и  постиндустриального обществ

Традиционное  общество (древность, средневековье)

Индустриальное  общество (техногенная, научно-техническая, экономическая цивилизация)

Постиндустриальное  общество (развитые страны Западной Европы, США, Япония, Южная Корея)

Экономическая основа – сельское натуральное хозяйство, примитивное ремесло, экстенсивные технологии.

Используются  ручные орудия труда

Экономическая база – промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается  объем капитала. Повышается производительность труда. Используются интенсивные технологии. Преобладает рыночная экономика. Это эпоха научно-технического прогресса.

На первый план выдвигается сфера услуг. Происходит индивидуализация производства и потребления. Ведущая роль науки, знаний, информации.

Социальная  система сословно корпоративна, стабильна  и неподвижна

Социальная  структура мобильна. Появляются новые  классы – промышленный пролетариат  и буржуазия, укрепляются средние  слои. Аристократия приходит в упадок.

Происходит  стирание классовых различий, ликвидация социальной поляризации

Человеческая  жизнь считалась осуществлением божественного промысла. Основное качество человека – коллективизм. Духовная жизнь была приоритетна перед экономикой

Основные качества человека – индивидуализм, рационализм, утилитаризм (человек действует  для определенной пользы). Происходит секуляризация сознания (освобождение сознания от зависимости от религии). Человек стремится к саморазвитию, самосовершенствованию.

Основные качества человека – индивидуализм, рационализм, утилитаризм. Человек стремится  к саморазвитию, самосовершенствованию.

Огромная роль главы государства и его приближенных

Растет роль государства в обществе, складывается демократический режим, господствует право и закон.

Развивается гражданское  общество.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.  Ваши представления о процессах глобализации социальной  жизни.

В современном  мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями  и государствами, растет взаимозависимость  между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"