Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:27, контрольная работа
Метод в социологии — это способ построения и обоснования
социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций
эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод в
социологии зависит не только от исследования социологией проблемы и
построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод
включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность
знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и
конкретно-научные. Всеобщими методами социологии есть материалистическая
диалектика. Суть всеобщих методов социологии в том, что экономический
базис общества признается первичным, а политическая надстройка — вторичной.
При изучении социальных процессов применяются такие принципы
материалистической диалектики: объективность, историзм и системный подход
№1 Что и как изучает социология
Социология (фр. sociologie, латин.
Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об
обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.
п.), процессах и общественных социальных общностях людей.
2.3. Методы социального познания
Метод в социологии — это способ построения и обоснования
социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций
эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод в
социологии зависит не только от исследования социологией проблемы и
построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод
включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность
знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и
конкретно-научные. Всеобщими методами социологии есть материалистическая
диалектика. Суть всеобщих методов социологии в том, что экономический
базис общества признается первичным, а политическая надстройка — вторичной.
При изучении социальных процессов применяются такие принципы
материалистической диалектики: объективность, историзм и системный подход
Принцип объективности означает изучение объективных закономерностей,
которыми определяются процессы социального развития. Каждое явление
рассматривается как многогранное и противоречивое. Изучается вся система
фактов — положительных и отрицательных. Объективность социологических
знаний предполагает, что процесс их изыскания соответствует объективной
реальности и не зависящим от человека и человечества законам познания.
Объективность научных выводов базируется на их доказательности,
научности аргументации.
Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных
проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии,
постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимания
общих тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм
тесно связан с пониманием противоречий как движущих сил изменения
сложившихся отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии
потребностей и интересов соответствующих социальных общностей. Историзм
дает возможность извлечь уроки из прошлого опыта самим разработать
обоснования современной политики. Используя принцип историзма социология
имеет возможность исследовать внутреннюю динамику социальных явлений и
процессов, определить уровень и направление развития и объяснить те их
особенности, которые обусловлены их исторической связью с другими
явлениями и процессами.
Системный подход — способ научного познания и практической
деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления
рассматриваются в неразрывном единстве с целым. Системный подход
сформировался путем конкретизации принципов материалистической диалектики
при изучении сложных объектов и получил распространение в социологии во
второй половине XX в. Основным понятием системного подхода выступает
система, которая обозначает определенный материальный или идеальный
объект, рассматриваемый как сложное целостное образование. В связи с
тем, что одна и та же система может рассматриваться с различных точек
зрения, системный подход предполагает выделение определенного
системообразуемого параметра, то есть свойства, обусловливающее поиск
совокупности элементов системы, сеть связей и отношений между ними, ее
структуру. В виду того, что любая система находится в определенной среде,
то системный подход должен учитывать ее связи и отношения с окружением.
Отсюда происходит второе требование системного подхода — учитывать, что
каждая система выступает подсистемой иной, большей системы, и, наоборот,
выделять в ней меньшие подсистемы, которые в другом случае могут
рассматриваться как системы. Системный подход в социологии обязательно
предполагает выяснение принципов иерархии элементов социальной системы,
форм передачи информации между ними, способов их влияния друг на
друга. При изучении общественного сознания, общественного мнения.
различных социальных общностей — классов, слоев, потребностей и
притязаний различных социальных слоев и т. п. используются методы анализа
документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения и т. п. При
исследовании межличностных отношений внутри малых групп, слоев, отношения
личности к тем или иным общественным явлениям, жизненных и ценностных
ориентаций и установок личности используются методы социометрии,
социальной психологии и т. п. методы статистики, факторного, латентно-
структурного, коррекционного анализа, использования математики и т. п.
№ 4.Культура и Субкультура
Термином «культура» в социологии обозначается жизненный уклад общества, под которым понимаются все достижения и нравы народа, включая язык, обычаи, особенности одежды, созданные людьми символы и объекты материальной культуры.
Концепция культуры превратилась в 1980—1990-е гг. в центральный организующий момент многих социологических исследований и построений.
Основные элементы культуры классифицируются следующим образом:
1.материальные: а) простые — инструменты, посуда, мебель и т.п., б) сложные — компьютеры, здания, заводы и т.д.;
2.нематериальные:
а) нормы, б) институты, в)
Функции культуры в социуме таковы.
Преобразовательная функция. Человек преобразовывает природу исходя из физической потребности в средствах существования (еда, одежда, жилье), а также под влиянием социальной потребности в жизненном пространстве, т.е. территории, служащей полем его деятельности и культурного творчества. Изменяя природу, приспосабливая ее к своим потребностям, человек в то же время преобразует себя.
Познавательная (гносеологическая) функция. В рамках культуры осуществляется накопление и углубление знаний о свойствах вещей, явлениях внешнего мира и законах его развития. Без этих знаний невозможно преобразование и освоение природы человеком. Культура включает в себя не только научное, но и художественное, религиозное, нравственное познание. Она дает целостную картину познания и освоения мира.
Сигнификативная функция. В процессе освоения природы человек устанавливает смысл и значение явлений, ставших объектами культуры, с целью определения их места в контексте общего человеческого опыта. Для любой культуры характерно стремление к выработке осмысленной, целостной картины мира и отыскание человеком ориентиров в нем. Все вышеперечисленное — сфера сигнификативной функции культуры. Данную функцию культура реализует посредством системы знаков, символов и образов, звуков, слов, жестов и т.д. Тем самым происходит фиксация значения различных свойств, сторон жизни общества.
Функция исторической преемственности, передачи социального опыта. Культура сохраняет и передает социальный опыт от одного поколения другому, а также между странами и народами. Таким образом, культура представляет собой коллективную форму человеческой памяти.
Коммуникативная функция. Культура обеспечивает духовное общение людей как на межличностном уровне, так и между поколениями, представителями разных культурных общностей.
Ценностно-ориентационная функция. Являясь системой материальных и духовных ценностей, культура дает человеку представление о содержании таких ценностей, как благо, истина, добро, красота, справедливость и др.
Социализирующая функция. Благодаря культуре осуществляется социализация личности. Усвоение ценностей культуры дает личности необходимые для осуществления социальной деятельности знания, умения, навыки, а также моральные принципы и др.
Культура формирует личность в процессе усвоения социального опыта, необходимого для выполнения предназначенных социальных функций.
- система ценностей и норм,
установок, способов поведения и жизненных
стилей определенной социальной группы,
отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная
с ней.
В современном обществе существует значительное
количество таких субкультур. Это классовые, этнические, молодежные субкультуры
и т.д.
Девиантные и даже делинквентные (преступные) субкультуры вырабатывают
такие системы ценностей и нормы поведения,
стили жизни, которые в господствующей
культуре рассматриваются как антиобщественные
или преступные. Они формируются в особых
социальных условиях и для некоторых социальных
групп предоставляют специфические возможности
решения проблемы бедности , низкого статуса,
ограниченных социальных возможностей
и т.п. Внутри системы ценностей субкультуры
и ее статусной структуры происходит социализация
членов данной социальной группы, и в этом
смысле она ничем не отличается от "стандартной"
социализации законопослушных граждан.
Поэтому преступность не может быть убедительно
объяснена с точки зрения индивидуальных
подходов – это явление в решающей степени
связано с особенностями социализации
в контексте субкультуры, специфическим
образом компенсирующей индивидам и социальным
группам их неудачу в обществе, осуществляющей
передачу и воспроизводство девиантных
нравов.
Молодежные субкультуры часто также рассматриваются как девиантные,
выражающие некую степень оппозиции господствующей
культуре. Молодежные субкультуры развиваются
чаще всего на основе своеобразных стилей
в одежде и музыке и связаны с развитием
общества потребления , создающего все
новые и новые рынки продукции, нацеленные
прежде всего на молодежь. Молодежные
культуры – это культуры демонстративного
потребления. Возникновение молодежных
субкультур связано также с повышением
доли и значения свободного времени, досуга,
вокруг которого и формируются все отношения;
они сосредотачиваются также в большей
степени на дружбе и группе сверстников,
а не на семье. Кроме того, рост жизненного
уровня позволяет осуществлять масштабные
эксперименты с образом жизни, поиск иных,
отличных от культуры взрослых, культурных
оснований своего существования.
Понятие субкультуры предполагает существование
господствующей культуры, наличие ценностно-нормативного
консенсуса в обществе. Однако для общества
постмодерна характерна культурная фрагментация,
мультикультурализм (см. посимодернизм)
, что делает весьма проблематичным существование
целостной культуры. Скорее современная
культура представляет собой определенную
совокупность конфликтующих субкультур.
Контркультура, или альтернативная культура
– это субкультура, которая по своим основным
установкам отрицает основную или господствующую
в обществе культуру. Этот термин появился
в 1960-х гг., когда в западных обществах
наблюдался расцвет контркультурных движений,
прежде всего движение молодежи, студентов-радикалов,
получившее название "новых левых"
( в отличие от "старых" левых – движения
рабочего класса) . Они вырабатывали новые
теории, новые стратегии поведения в отношении
образа жизни и институтов западного общества,
новые модели семейной жизни, идущие вразрез
с общепринятыми ценностями и моделями
поведения.
- система уникальных ценностей, норм,
традиций и жизненных укладов, отличающих
какую-либо социальную группу от доминирующей
культуры большинства общества.
- (от лат. sub - под, около и cultura - возделывание,
воспитание, образование, почитание) -
англ. subculture; нем. Subkultur. 1. Система ценностей,
установок моделей поведения, жизненного
стиля к.-л. соц. группы, представляющая
собой самостоятельное целостное образование
в рамках доминирующей культуры. 2. Совокупность
нек-рых, негативно интерпретированных
норм и ценностей традиционной культуры,
фукционирующих в качестве культуры преступного
слоя общества.
Вопрос 6. Социальные нормы и ценности. Понятие аномии.
1)Социальные нормы и ценности.
Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Социальные нормы можно разделить на несколько видов:
1)нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;
2)правовые нормы, формально
3)религиозные нормы — правила
поведения, сформулированные в
текстах священных книг, либо
установленные религиозными
4)политические нормы —
5)эстетические нормы
Классификация ценностей.
1. Традиционные (ориентированы на
сохранение и воспр-во
2. Базовые (характеризуют
3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном обществе средства достижения целей).
4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим.
2)Понятие аномии.
Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:
расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;