Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Метод в социологии — это способ построения и обоснования
социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций
эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод в
социологии зависит не только от исследования социологией проблемы и
построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод
включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность
знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и
конкретно-научные. Всеобщими методами социологии есть материалистическая
диалектика. Суть всеобщих методов социологии в том, что экономический
базис общества признается первичным, а политическая надстройка — вторичной.
При изучении социальных процессов применяются такие принципы
материалистической диалектики: объективность, историзм и системный подход

Файлы: 1 файл

Социология контра.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

№1 Что и как изучает социология

 

 

 Социология (фр. sociologie, латин.

Societas — общество и греч.—  Logos  —  наука    об  обществе)  —  наука  об

обществе, отдельных  социальных институтах (государство, право, мораль  и  т.

п.), процессах  и общественных социальных общностях  людей. 

2.3. Методы социального  познания

 

    Метод  в   социологии   —   это   способ   построения   и   обоснования

социологического  знания,  совокупность  приемов,   процедур    и   операций

эмпирического и теоретического  познания  социальной   реальности.  Метод в

социологии  зависит не  только  от  исследования   социологией   проблемы   и

построенной теории, но  и   от  общей   методологической  ориентации.  Метод

включает определенные правила,  обеспечивающие  надежность  и  достоверность

знания. Методы    социального  познания  можно   разделить  на  всеобщие   и

конкретно-научные. Всеобщими  методами  социологии  есть  материалистическая

диалектика. Суть всеобщих  методов  социологии  в  том,   что  экономический

базис общества признается первичным, а политическая надстройка —  вторичной.

При   изучении   социальных   процессов    применяются    такие     принципы

материалистической  диалектики: объективность, историзм и  системный подход

    Принцип объективности означает  изучение  объективных  закономерностей,

которыми  определяются  процессы  социального  развития.   Каждое    явление

рассматривается как многогранное и  противоречивое.  Изучается  вся  система

фактов  —  положительных  и  отрицательных.  Объективность   социологических

знаний предполагает, что  процесс  их  изыскания  соответствует  объективной

 реальности  и не  зависящим  от человека и человечества  законам  познания.

Объективность   научных  выводов    базируется   на    их   доказательности,

научности аргументации.

    Принцип  историзма  в  социологии   предполагает  изучение   социальных

проблем,  институтов, процессов в возникновении,  становлении  и   развитии,

постижение  специфики   соответствующих   исторических  ситуаций,  понимания

общих тенденций  развития и своеобразия  конкретных  обстоятельств.  Историзм

тесно  связан   с  пониманием  противоречий  как  движущих   сил   изменения

сложившихся   отношений,   которые   обнаруживаются     во    взаимодействии

потребностей  и  интересов  соответствующих  социальных  общностей.  Историзм

дает возможность  извлечь  уроки   из  прошлого   опыта   самим  разработать

обоснования современной  политики. Используя  принцип  историзма   социология

имеет  возможность  исследовать  внутреннюю  динамику  социальных  явлений  и

процессов, определить  уровень и направление  развития  и  объяснить  те  их

особенности,   которые  обусловлены  их   исторической  связью  с    другими

явлениями и  процессами.

    Системный   подход  —  способ   научного   познания    и   практической

деятельности,   при   котором    отдельные    части   какого-либо    явления

рассматриваются  в   неразрывном   единстве   с   целым.  Системный   подход

сформировался путем  конкретизации принципов  материалистической  диалектики

при изучении сложных объектов и  получил  распространение  в  социологии  во

второй половине  XX   в.  Основным  понятием  системного  подхода  выступает

система,  которая  обозначает   определенный  материальный   или   идеальный

объект, рассматриваемый   как сложное   целостное  образование.  В  связи  с

тем, что одна и та же  система  может  рассматриваться  с  различных   точек

зрения,    системный    подход    предполагает    выделение    определенного

системообразуемого  параметра,   то  есть  свойства,  обусловливающее  поиск

совокупности  элементов системы, сеть связей  и  отношений  между   ними,  ее

структуру. В  виду того, что любая  система  находится в определенной  среде,

то системный  подход должен  учитывать ее связи  и  отношения  с  окружением.

Отсюда  происходит второе требование системного  подхода  —  учитывать,  что

каждая  система  выступает подсистемой иной, большей  системы,  и,  наоборот,

выделять  в  ней  меньшие  подсистемы,  которые  в   другом   случае   могут

рассматриваться как системы.  Системный  подход   в социологии  обязательно

предполагает  выяснение принципов  иерархии  элементов  социальной   системы,

форм  передачи информации    между   ними,  способов   их  влияния  друг  на

друга.  При    изучении  общественного   сознания,   общественного   мнения.

различных   социальных   общностей  —   классов,   слоев,   потребностей   и

притязаний  различных  социальных слоев и  т. п. используются методы   анализа

 документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения    и  т.  п.  При

исследовании межличностных отношений внутри  малых  групп, слоев,  отношения

личности к  тем или иным общественным   явлениям,  жизненных   и   ценностных

ориентаций   и   установок   личности   используются   методы   социометрии,

социальной  психологии и  т.  п.  методы  статистики,  факторного,  латентно-

структурного, коррекционного анализа,  использования  математики и т. п.

№ 4.Культура и Субкультура

 

Термином «культура» в социологии обозначается жизненный уклад общества, под которым понимаются все достижения и нравы народа, включая язык, обычаи, особенности одежды, созданные людьми символы и объекты материальной культуры.

Концепция культуры превратилась в 1980—1990-е гг. в центральный  организующий момент многих социологических исследований и построений.

Основные элементы культуры классифицируются следующим образом:

1.материальные: а)  простые — инструменты, посуда, мебель и т.п., б) сложные —  компьютеры, здания, заводы и т.д.;

2.нематериальные: а) нормы, б) институты, в)ценности, г) убеждения.

Функции культуры в социуме таковы.

Преобразовательная  функция. Человек преобразовывает природу исходя из физической потребности в средствах существования (еда, одежда, жилье), а также под влиянием социальной потребности в жизненном пространстве, т.е. территории, служащей полем его деятельности и культурного творчества. Изменяя природу, приспосабливая ее к своим потребностям, человек в то же время преобразует себя.  

Познавательная (гносеологическая) функция. В рамках культуры осуществляется накопление и углубление знаний о свойствах вещей, явлениях внешнего мира и законах его развития. Без этих знаний невозможно преобразование и освоение природы человеком. Культура включает в себя не только научное, но и художественное, религиозное, нравственное познание. Она дает целостную картину познания и освоения мира. 

Сигнификативная функция. В процессе освоения природы человек устанавливает смысл и значение явлений, ставших объектами культуры, с целью определения их места в контексте общего человеческого опыта. Для любой культуры характерно стремление к выработке осмысленной, целостной картины мира и отыскание человеком ориентиров в нем. Все вышеперечисленное — сфера сигнификативной функции культуры. Данную функцию культура реализует посредством системы знаков, символов и образов, звуков, слов, жестов и т.д. Тем самым происходит фиксация значения различных свойств, сторон жизни общества.

Функция исторической преемственности, передачи социального опыта. Культура сохраняет и передает социальный опыт от одного поколения другому, а также между странами и народами. Таким образом, культура представляет собой коллективную форму человеческой памяти.

Коммуникативная функция. Культура обеспечивает духовное общение людей как на межличностном уровне, так и между поколениями, представителями разных культурных общностей.

Ценностно-ориентационная функция. Являясь системой материальных и духовных ценностей, культура дает человеку представление о содержании таких ценностей, как благо, истина, добро, красота, справедливость и др.

Социализирующая функция. Благодаря культуре осуществляется социализация личности. Усвоение ценностей культуры дает личности необходимые для осуществления социальной деятельности знания, умения, навыки, а также моральные принципы и др.

Культура формирует  личность в процессе усвоения социального опыта, необходимого для выполнения предназначенных социальных функций.


СУБКУЛЬТУРА

- система  ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.  
В современном обществе существует значительное количество таких субкультур. Это классовые, этнические, молодежные субкультуры и т.д.  
Девиантные и даже делинквентные (преступные) субкультуры вырабатывают такие системы ценностей и нормы  поведения, стили жизни, которые в господствующей культуре рассматриваются как антиобщественные или преступные. Они формируются в особых социальных условиях и для некоторых социальных групп предоставляют специфические возможности решения проблемы бедности , низкого статуса,  ограниченных социальных возможностей и т.п. Внутри системы ценностей субкультуры и ее статусной структуры происходит социализация  членов данной социальной группы, и в этом смысле она ничем не отличается от "стандартной" социализации законопослушных граждан. Поэтому преступность  не может быть убедительно объяснена с точки зрения индивидуальных подходов – это явление в решающей степени связано с особенностями социализации в контексте  субкультуры, специфическим образом компенсирующей индивидам и социальным группам  их неудачу в обществе, осуществляющей передачу и воспроизводство  девиантных нравов.  
Молодежные субкультуры часто также рассматриваются как девиантные, выражающие некую степень оппозиции господствующей культуре. Молодежные субкультуры развиваются чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связаны с развитием  общества потребления , создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь.  Молодежные культуры – это культуры демонстративного потребления. Возникновение молодежных субкультур связано также с повышением доли и значения свободного времени, досуга,  вокруг которого и формируются все отношения; они сосредотачиваются также в большей степени на дружбе и группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты  с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.  
Понятие субкультуры предполагает существование господствующей культуры, наличие ценностно-нормативного консенсуса  в обществе. Однако для общества постмодерна  характерна культурная фрагментация, мультикультурализм  (см. посимодернизм) , что делает весьма проблематичным существование целостной культуры. Скорее современная культура  представляет собой определенную совокупность  конфликтующих субкультур.  
Контркультура, или альтернативная культура  – это субкультура,  которая по своим основным установкам  отрицает основную или господствующую в обществе культуру. Этот термин  появился в 1960-х гг., когда в западных обществах наблюдался расцвет контркультурных движений, прежде всего движение молодежи, студентов-радикалов, получившее название "новых левых" ( в отличие от "старых" левых – движения рабочего класса)  . Они вырабатывали новые теории, новые стратегии поведения в отношении образа  жизни и институтов западного общества, новые модели семейной жизни, идущие вразрез с общепринятыми ценностями и моделями поведения. 
 
- система  уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов, отличающих какую-либо социальную группу от доминирующей культуры большинства общества. 
 
- (от лат. sub - под, около и cultura - возделывание, воспитание,  образование,  почитание) - англ. subculture; нем. Subkultur. 1. Система  ценностей, установок моделей поведения, жизненного стиля к.-л. соц. группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. 2. Совокупность  нек-рых, негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, фукционирующих в качестве культуры преступного слоя общества.

Вопрос 6. Социальные нормы и ценности. Понятие аномии.

1)Социальные  нормы и ценности.

Под социальными ценностями и нормами  понимают установленные в обществе правила, образы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные  нормы можно разделить на несколько  видов:

1)нормы морали, то есть такие  правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;

2)правовые нормы, формально определенные  правила поведения, установленные  либо санкционированные государством  и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система;

3)религиозные нормы — правила  поведения, сформулированные в  текстах священных книг, либо  установленные религиозными организациями;

4)политические нормы — правила  поведения, которые регулируют  политическую деятельность, отношения между гражданином и государством и т.п.;

5)эстетические нормы закрепляют  представления о прекрасном и  безобразном и т.д.

Классификация ценностей.

1. Традиционные (ориентированы на  сохранение и воспр-во сложившихся  норм и целей жизни) и современные (возникают под влиянием изменений в общественной жизни).

2. Базовые (характеризуют основные  ориентации людей в жизни и  основных сферах деятельности, и  формируются в процессе первичной  социализации) и второстепенные.

3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном обществе средства достижения целей).

4. Возможна иерархия от низших  ценностей к высшим.

 

 

2)Понятие аномии.

Согласно Дюркгейму, аномия — это  состояние общества, при котором  наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:

расплывчатость, неустойчивость и  противоречивость ценностно-нормативных  предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими  цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"