Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Метод в социологии — это способ построения и обоснования
социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций
эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод в
социологии зависит не только от исследования социологией проблемы и
построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод
включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность
знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и
конкретно-научные. Всеобщими методами социологии есть материалистическая
диалектика. Суть всеобщих методов социологии в том, что экономический
базис общества признается первичным, а политическая надстройка — вторичной.
При изучении социальных процессов применяются такие принципы
материалистической диалектики: объективность, историзм и системный подход

Файлы: 1 файл

Социология контра.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

низкая степень воздействия  социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции  поведения;

частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.

№8 Семья как социальный институт

Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Брак – долгосрочный, сознательный одобренный сексуальный союз двух или  более партнеров.

Взгляды на любовь:

Дело в объекте

Дело в субъекте

Внезапное чувство, с первого взгляда.

  • Социальные функции семьи

  1. репродуктивная (биологическое продолжение рода)
  2. воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе)
  3. хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи)
  4. духовно-эмоциональная (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе)
  5. досуговая (организация нормального досуга, взаимообогащение интересов)
  6. сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей)

  • Типы семьи и ее организации

В зависимости от форм брака:

  1. Моногамная семья — состоящая из двух партнёров.
  2. Полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров.
  3. Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх.
  4. Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от количества детей:

  1. Бездетная, или инфертильная семья.
  2. Однодетная семья.
  3. Малодетная семья.
  4. Среднедетная семья.
  5. Многодетная семья.

В зависимости от состава:

  • Простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
    • элементарная— семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
      • полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
      • неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
    • составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.
  • Сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от типа воспитания детей:

  1. авторитарный
  2. либеральный (строится на самоопределении личности, вне зависимости от традиций, привычек, устоявшихся догм)
  3. демократический (постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей, приобщение к общечеловеческим ценностям)

В зависимости от места  человека в семье:

  1. Родительская — это семья, в которой человек рождается.
  2. Репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам.

В зависимости от проживания семьи:

  1. Матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены.
  2. Патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа.
  3. Неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей

В зависимости от власти:

1.матриархат

2.патриархат

3.равноправие

Наследование по отцовской  линии означает, что дети берут  фамилию отца (в России ещё и  отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие  семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи. 
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её члено

 

 

Вопрос №9

Институт Религии.

 

Социология ни ЗА ни ПРОТИВ религии.

Подходы к пониманию  религии:

  1. Историко – генетические теории(происхождение)
  2. Субстантивные( предметные теории – что есть)
  3. Функциональные( деятельность религии)

 

Религия – система  верований, символов, ценностей, действий,сосредоточенная  на конечных вопросах значений и смыслов.

 

  • Сокральное – все, что носит запретный, неприкосновенный характер
  • Мирское( светское) – все, что легко менять, до чего легко докоснуться 

Дюркгейм: сближение сокрального  и идеологического вообще.

 

Сокрализация – процесс  становления священным( и по сей  день)

Священное – вещи, выражающие какое –либо религиозное предназначение предмета.

Бог – символическое  изобретение общества.

Поклоняясь Богу –  поклоняешься обществу.

 

Руссо : понятие гражданская  религия.

 

Структура религии:

 

  1. Верования( общепринятые идеи, в которые верят, которым покланяются и которые объясняют некоторые священные явления)
  2. Ритуалы, обряды( определяют действия символического характера, представляющие определенные верования)
  3. Символы( обозначения священных явлений, объектов, жестов)
  4. Религиозные группы( организации, церковь, секты, объединения верующих)

 

Функции религии:

 

  1. Усиление действий соц норм и ценностей.
  2. Обозначение наиболее важных событий в жизни человека и общества.
  3. Формирование и поддержание соц сплоченности
  4. Создание и укрепление определенных соц идеалов
  5. Объяснение и разрешение жизненных сомнений, противоречий, неопределенностей

 

Подходы к понятию  религии:

 

    1. Эвалюционный – вера в душу ( спесер и  тейлор)
    2. Функционалистский – природа вещей (Дюркгейм)
    3. форма ложного сознания – идеология классового господства (Маркс)
    4. сравнительно – исторический анализ – важность содержаний ( Вебер)

 

Системы верований:

 

  1. аниматизм( вера в существования сверхъест. Силы, безличная одушевленная сила)
  2. анимизм ( вера в духов,  невидимых существ)
  3. тотемизм ( вера в то, что человек происходит от животного)
  4. оретимизм( поклонение неодушевленным вещам)
  5. магия ( достижение цели посредством ритуалов)
  6. теизм ( вера в Бога)
  7. монотеизм – христианство
  8. политеизм – язычество
  9. этические религии – нет доктрин, нет Бога, есть нормы. Буддизм.

 

 

Особенности современной религии:

Христианство 2 млрд

Католичество 1 млрд

Протестантизм 400 млн

Ислам 1 млрд

Иудаизм 700 млн 

Буддизм 400 млн

 

 

Секуляризация – утверждение  светского начала.

20 -30 е годы – сокрализация  власти

90е – возврат религии

 

Аморфные верования  – религия плавания по течению

 

Руссо: гражданская религия  – та, которая объединяет всех членов общества.

 

 

Опасности:

 

  • ритуализм
  • участие в религии, как способ компенсации аморального поведения
  • утилитарное отношение к религии
  • использование религии в политических целях
  • социальные институты не должны стоять над обществом
  • перенос собственной ответственности на высшие силы
  • экстремизм
  • клерикализм

 

 

Вопрос 10. Социализация. Ее формы, этапы, агенты

Социализация – процесс приобщения индивида к определенному социальному и культурному опыту.

Бывает первичная или вторичная (смотря в который раз приходится приобщаться к новому социальному  опыту)

Подходы к изучению:

  1. Психоаналитический (человеческое поведение контролируется бессознательными страстями)
  2. Теория зеркального Я (Кули) – представление человека о себе вырабатывается через взаимодействие с другими, через восприятие другими этого человека.

Элементы:

      • Представление о том, как другие нас видят
      • Наше представление о том, как другие оценивают это
      • Самооценка и самоуважение
  1. Теория социального Я (Дж.Т.Мид) – «значимые другие», чьи оценки важны для индивида

3 стадии социального Я в процессе  развития в детском возрасте:

      • Простое подражание
      • Свободная игра
      • Организованная игра по правилам
  1. Когнитивный подход (Пиаже)

Стадии развития интеллектуальных особенностей:

      • Сенсомоторная (до 2х лет)
      • Дооперационная (2-7)
      • Стадия конкретных операций
      • Формальные операции (с 12)
  1. Эриксон – теория жизненных циклов (8 возрастов, на каждой стадии развилка)
      • До года (базовое доверие к миру или недоверчивость)
      • 1-2 года (самостоятельность или стыд, сомнения)
      • 2-6 (инициативность или чувство вины)
      • 6-11 (трудолюбие или неполноценность)
      • Юность (индивидуальность или ролевой беспорядок)
      • Молодое взрослое состояние (близость к миру или одиночество)
      • Средний возраст (творческая активность или застой)
      • Старческий (достижение целостности личности или безысходность)

 

Способы социализации:

  1. Прямое обучение
  2. Косвенное воздействие
      • Обуславливание
      • Метод проб и ошибок
  1. Ролевое моделирование

 

Агенты социализации – люди, группы, институты, организации, которые собственно осуществляют организацию

 

Значение социализации – средство воспроизводства общества, условие  дальнейшего развития. Для индивида – средство формирования личности

 

 

11. Природа и типы социальных групп.

Социальная группа — объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции. Социальная группа — одна из основных составляющих социальной структуры. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические или политические потребности[2]. 
Принадлежность к группе предполагает, что человек обладает некоторыми характеристиками, которые с точки зрения группы являются ценными и значимыми. С этой точки зрения выделяют «ядро» группы — тех ее членов, которые обладают данными характеристиками в наибольшей степени. Остальные члены группы формируют ее периферию. 
Группы бывают: 
1) формальными (формализованными) и неформальными. 
В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии; она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции. 
Неформальные группы складываются стихийно и не имеют регламентирующих правовых актов; их скрепление осуществляется главным образом за счет авторитета, а также фигуры лидера. 
В то же время в любой формальной группе возникают неформальные отношения между членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. Этот фактор играет важную роль в скреплении группы. 
2) малыми, средними и большими. 
Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы; связь между членами группы сильна настолько, что изменение одной из ее частей непременно влечет изменение группы в целом. Нижний предел для малой группы — 2 человека. Выделяют две основные разновидности малых групп: диаду (два человека) и триаду (три человека). 
Средние группы — это относительно устойчивые группы людей, также имеющих общие цели и интересы, связанных одной деятельностью, но в то же время не находящихся между собой в тесном контакте. Примером средних групп могут служить трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта. Средние группы часто называются социальными организациями, и в этом случае акцент делается на наличии иерархии внутри группы. 
Большие группы — это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (например, принадлежность к вероисповеданию, профессиональная принадлежность, национальность, сексуальная ориентация и т.д.). 
3) первичными и вторичными. 
Первичные группы — это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индивида. Последний признак играет определяющую роль для определения первичной группы. Первичные группы — это обязательно малые группы. 
Во вторичных группах тесных взаимоотношений между индивидами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. Тесных контактов между членами вторичной группы также не наблюдается, хотя такая группа — при условии усвоения групповых ценностей индивидом — может оказывать на него сильное влияние. Ко вторичным относятся, как правило, средние и большие группы. 
4) реальными и социальными. 
Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол, сексуальная ориентация и т.д. 
Социальные группы (социальные категории) — это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. 
5) интерактивными и номинальными. 
Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образования типа комиссий и т.д. 
Номинальной считается группа, в которой каждый из членов действует относительно независимо от других. Для них более характерно косвенное взаимодействие. 
Особо следует остановиться на понятии референтной группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него сильное влияние. Другими словами, эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителя. Такое явление называется предвосхищающей социализацией.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"