Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:36, контрольная работа

Описание работы

К концу XIX - началу XX веков наступает кризис биолого-натуралистических концепций.
К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети XIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов. В свою очередь, в социологии появляется необходимость в изучении мотивационных механизмов человеческой деятельности. Результатом этих встречных движений и явилось психологическое направление в социологии.

Содержание работы

Введение 2
1 Номиналистический психологизм Г.Тарда 3
2 Социологическая (социально-психологическая) теория Г.Лебона 9
3 Психологическая теория З.Фрейда 13
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 48.89 Кб (Скачать файл)

Чувство анонимности придает  силу человеку, находящемуся в толпе; 
Заражение (или эпидемия - ред.) распространяется в толпе словно вирус, передаваясь от одного к другому (отсюда название этой теории и аналогичных объяснений - теория заражения);

В толпе люди становятся легко внушаемыми, словно загипнотизированные. Они принимают на веру и послушно исполняют указания фанатичных лидеров.

Лебон подчеркивал важную роль лидера в условиях толпы, он полагал, что власть и престиж лидера оказывают почти магическое воздействие на толпу.

Критики выделили несколько  проблем в теории Лебона. В ней не определены специфические условия, при которых «заразительные» эмоции распространяются в толпе. Также не учитываются пределы их воздействия, т.е. не объясняются случаи, когда заражение воздействует лишь на небольшую часть толпы.

Несмотря на критику, мысли  Лебона представляют интерес. Он предсказал важную роль толпы в наше время. Кроме того, Лебон охарактеризовал методы воздействия на толпу, которые в дальнейшем успешно применяли лидеры наподобие Гитлера, например, использование упрощенных лозунгов. Многие его идеи подтверждены современными исследованиями в области социальной психологии, особенно о влиянии толпы на отдельного человека. Однако другие теории и исследования поставили под сомнение главную мысль Лебона о том, что приличные люди могут стать извергами, когда они становятся частью толпы.

Согласно теории конвергенции (вытекающей из концепции Лебона), толпа сама по себе не является причиной необычного поведения людей, но она влияет на определенные типы людей и способствует проявлению поведения, к которому они уже предрасположены. Теория конвергенции часто используется для объяснения таких вещей, как поклонение рок – «звезде», когда очарование «звезды» воздействует лишь на некоторых людей. Другими словами, только люди, которые предрасположены к поведению такого рода, реагируют на воздействие толпы. Одна из проблем, связанных с теорией конвергенции, состоит в том, что она не может объяснить, почему линия коллективного поведения часто меняется. Если все члены толпы собрались по одной и той же причине, почему восстание иногда приостанавливается или демонстрация неожиданно прекращается. Тэрнер и Киллиан (1972) подчеркивают, что главный недостаток этой теории - недооценка сложности человеческой психологии. Почему поступки человека определяются каким-то одним, а не другим скрытым предрасположением? Почему он склонен к поклонению герою, а не к агрессивности? Тэрнер и Киллиан также полагают, что в теории конвергенции особо подчеркивается роль индивида и утверждается, что каким бы глубоким ни было влияние группы, не все ему поддаются. Эта мысль противоречит точке зрения Лебона о беспомощности толпы, контролируемой сильным лидером.

Лебон считал коллективное поведение очень необычным. Он рассматривал коллективное умонастроение, как состояние ума, формирующееся только в толпе, а не в повседневной жизни. Теория конвергенции отличается от концепции Лебона тем, что в ней коллективное поведение рассматривается как аспект повседневной жизни. Толпа с ее необычным поведением не имеет особого значения - оно возникает в результате объединения людей с одинаковыми предрасположенностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Психологическая  теория З.Фрейда

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности  ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших  значительное воздействие на всю  социальную мысль.

Наиболее существенная часть  психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

По утверждению Фрейда, началом и основой психической  жизни человека являются различные  инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму.

Фрейд утверждал, что ведущую  роль в организации жизнедеятельности  человека играют различного рода биологические  механизмы. В каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма и жажда убийства, которые  оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. Фрейд настаивал  на том, что духовное развитие индивидуума  вкратце повторяет ход развития всего человечества, так как в  своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний  отдаленных предков.

По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его  жизни играют два всеобщих космических  инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции).

Представляя человеческую жизнедеятельность  как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обусловливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая  сексуальную окраску (либидо). В зависимости  от тех или иных поворотов теоретических  изысканий понятие «либидо» истолковывалось  ученым то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях он говорил  о либидо как о количественно  меняющейся силе и заявлял, что это  либидо мы отличаем от энергии, которую  следует положить в основу душевных процессов. С другой стороны, либидо в своей основе составляет только продукт дифференциации энергии, действующей  в психике.

Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию  ее действий. В силу невозможности  удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме  из-за социальных нормативных ограничений  человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением  и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои - Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза [6, c.128].

Следует отметить, что наиболее важная роль в формировании и жизнедеятельности  человека играет также комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что  значительная часть их с возмущением  и негодованием сообщали ему о  сновидениях, основным мотивом которых  была половая связь с матерью (инцест). Усмотрев в этом определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как  первое насильственное желание и  ненависть направлены на отца.

В комплексе Эдипа, как  полагал Фрейд, завершается инфантильная сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием на сексуальность  взрослых. Каждому новорожденному предстоит  задача одолеть Эдипов комплекс, а  кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом.

Таким образом, Эдипов комплекс является, по Фрейду, базисом человеческого  бытия, в то время как три сферы  личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние  на функциональную деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений  такого рода - взаимоотношение «Оно»  и «Я».

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается специальными «защитными механизмами» («механизмами защиты»), образовавшимися в результате эволюции человека [5, c.107].

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел ученого-психолога  к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3.Фрейду, имеют  сексуальную природу. Это чувство  любви и ненависти к отцу или  матери, ревность к брату или сестре и т.п. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние  на последующее поведение взрослого, а также играет определяющую роль в развитии личности.

Личность, по 3. Фрейду - это  взаимодействие взаимно побуждающих  и сдерживающих сил. Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. В процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого, он выделяет несколько стадий психического генеза в течение жизни ребенка.

Оральная стадия (0-1год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением, где последовательными либидонозными действиями являются сосание и укус. Ведущая эрогенная область на этой стадии - рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов.

На оральной стадии фиксации либидо формируются некоторые черты  личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его  представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

Анальная стадия (1-3 года). На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер. По отношению к поведению ребенка на этой стадии можно сказать, что полностью образована инстанция «Я», и теперь она способна контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться «Сверх-Я» ребенка как часть его «Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, - аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию [4, c.86].

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, родители.

Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола 3.Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. По мнению Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем - утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция "Я" полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия (12-18 лет) - характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения Фрейда, стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. Однако, осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда наблюдаются феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция "Я" должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов «Оно», инстанция «Я» использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация.

Аскетизм с помощью  внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его  к простому представлению в воображении  и таким путем позволяет подростку  освободиться от этих навязчивых желаний. Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность  и нарциссизм.

Итак, концепция психоанализа Фрейда оказывает огромное влияние  на современную психологию, что обусловливается  динамичностью и социологической  направленностью теории. Она показала, что для развития человека главное  значение имеет другой человек, а  не предметы, которые его окружают. Таким образом, 3.Фрейд разрушил узкие, ригидные границы здравого смысла своего времени и расчистил новую  территорию для изучения человеческого  поведения.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"