Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:36, контрольная работа

Описание работы

К концу XIX - началу XX веков наступает кризис биолого-натуралистических концепций.
К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети XIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов. В свою очередь, в социологии появляется необходимость в изучении мотивационных механизмов человеческой деятельности. Результатом этих встречных движений и явилось психологическое направление в социологии.

Содержание работы

Введение 2
1 Номиналистический психологизм Г.Тарда 3
2 Социологическая (социально-психологическая) теория Г.Лебона 9
3 Психологическая теория З.Фрейда 13
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 48.89 Кб (Скачать файл)

Структура личности З. Фрейда

Ни одно направление не приобрело столь известности  за пределами психологии, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его  идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.

Фрейд выступал против традиционной психологии с ее интроспективным  анализом сознания. Основной проблемой  психоанализа являлась проблема мотивации.

Первоначально Фрейд представил психическую жизнь, состоящую из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению (как в его моторных, так и в мыслительных формах) является бессознательное. Как было показано ранее, "Оно" насыщено сексуальной энергией ("либидо"). Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.

В 20-х годах в психологических  воззрениях Фрейда произошли некоторые  изменения на структуру человеческой личности. В дальнейшем в работах "По ту сторону удовольствия" (1920 г.) и "Я и Оно" (1923 г.) он предлагает иную модель оказавшую существенное влияние на психологические учения о личности.

Согласно предложенной теории индивидуум представляется нам как  неоднозначное "Оно", на поверхности  которого покоится "Я", возникающее  из системы бессознательного как  ядра. При желании дать графическое  изображение можно прибавить, что "Я" не целиком охватывает "Оно", а накрывает его лишь постольку, поскольку система бессознательного образует его поверхность, то есть расположено  по отношению к нему, примерно так, как зародышевый диск расположен в яйце. "Я" и "Оно" не разделены  ровной границей, и с последним "Я" сливаются внизу. Однако вытесненное  также сливается с "Оно".

Вытесненное благодаря сопротивлениям вытеснения резко обособлено только от "Я", с помощью "Оно" ему  открывается возможность соединиться  с "Я". Следовательно, что почти все разграничения, которые мы старались описать на основании данных патологии, относятся только к единственно известным нам поверхностным слоям душевного аппарата.

Следует добавить, что "Я" имеет "Слуховой канал" только на одной стороне. Он надет на него как  бы набекрень.

Нетрудно убедиться в  том, что "Я" есть только изменность под прямым влиянием внешнего времени и мира и при посредстве бессознательного и сознательного части слоя. "Я" старается также содействовать влиянию внешнего мира на "Оно" и осуществлению тенденций этого мира, оно стремится заменить принципы удовольствия, которые безраздельно властвуют в "Оно", принципам реальности. Восприятие имеет для "Я" такое же значение как влечение для "Оно". "Я" олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью. В противоположность к "Оно", содержащему страсти. Всё это соответствует общественным и общесовестным и популярным разграничениям, однако может считаться верным для некоторого среднего - или в случаи правильного случая. Большое функциональное значение "Я" выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставляется власть над побуждением к движению. По отношению к "Оно" "Я" подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, "Я" же силами взаимственными. Это сравнение может быть продолжено. К всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается вести ее туда, куда ей хочется, так и "Я" превращает обыкновенную волю "Оно" в действие, как будто бы это было его собственной волей.

Если бы "Я" было только частью "Оно", определяемой влиянием системы восприятия, только представлением реального внешнего мира в душевной области всё было бы просто. Однако сюда же присоединяется же нечто.

В других местах уже были разъяснены мотивы, побудившие нас  предположить существование некоторых  инстанций в "Я", дифференциацию внутри "Я", которую можно назвать "Я" - идеальное или "Сверх-Я". Эти мотивы вполне правомерны. То, что эта часть "Я" не так прочно связано с сознанием, является неожиданностью, требующей разъяснения. Нам придется несколько издалека начать. Удалось освестить поучительное страдание меланхолии благодаря предположению, что в "Я" восстановлен утерянный объект, то есть произошла замена привязанности к объекту индефикации. В то же время, однако, мы еще не уяснили себе всего значения этого процесса и не знали насколько он прочен и часто повторяется. С тех пор мы говорим: такая замена играет большую роль в образовании "Я", а также имеет существенное значение в выработке того, что мы называем своим характером. Изначально в примитивной оральной фазе индивида трудно отличить обладание объектом от индефикации. Позднее можно предположить, что желание обладать объектом исходит из "Оно", которое слушает эротическое стремление как потребность [2, c.165].

В начале еле живое "Я" получает от привязанности к объекту  знание, удовлетворяется им или старается  устранить его путем устранения. Если мы нуждаемся в сексуальном  объекте или нам приходится отказаться от него, наступает желание изменить "Я", которое, как и в случае с меланхоликом следует описать  как внедрение объекта в "Я"; ближайшие потребности этого  замещения нам еще не известны.

Может быть с помощью такой  интерпретации (высказывания) которая  является как бы регрессией к механизму  оральной фазы, то облегчает или  делает возможным отказ от объекта.

Возможно, это отождествление есть вообще условие, при котором "Оно" отказывается от своих объектов. Во всяком случае, процесс этот особенно в ранних стадиях развития, наблюдается  очень часто, но он дает нам возможность  предположить, что характер "Я" является осадком отвергнутых привязанностей к объекту, что он содержит историю этих выборов объекта.

Поскольку характер личности отвергает или приемлет эти влияния  из истории эротических выборов  объекта, естественно наперед допустим целую систему сопротивляемости. Мы думаем, что в чертах характера женщин, имевших большой любовный опыт можно найти отзвук их привязанностей к объекту. Необходимо также принять в соображение случаи одновременной привязанности к объекту и идентификации, то есть изменения характера, прежде чем произошел отказ от объекта. При этом условие изменения характера может оказаться более длительным, чем отношение к объекту и даже в известном смысле консервировать это отношение.

Другой подход к явлению  показывает, что такое превращение  выбора объекта в изменении "Я" является также путем, каким "Я" получает возможность обладать "Оно" и углубить свои отношения к нему, правда, ценой значительной уступчивости и его переживания.

Принимая черты объекта, "Я" как бы называет "Оно" самого себя в качестве любовного  объекта, старается возместить его  утрату, обращаясь к нему с такими словами: "Смотри, ты ведь можешь любить и меня - я похожа на объект".

Происходящее в этом случае превращение объект - либидо в нарцистическом либидо, очевидно, влечет за собой отказ от сексуальных целей, а стало быть, своего рода сублимацию. Более того, тут возникает вопрос, заслуживающий внимательного рассмотрения, а именно, не есть ли это обычный путь к сублимации, не происходит ли всякая сублимация посредством вмешательства. "Я", которое сначала превращает сексуальный объект - либидо в нарцистическом либидо, с тем, чтобы в дальнейшем поставить, может быть, ему совсем новую, иную цель? Представленная выше структура личности предоставляет нам прекрасную возможность более детального изучения поведения этой личности. Работая с любым коллективом, мы непременно сталкиваемся с отдельными его членами, каждый из которых отдельная, непохожая на другую личность.

Такие выделенные Фрейдом  понятия как сознательное и бессознательное, помогают нам воздействовать на поведение  личности. При умелом использовании знаний о бессознательном можно выявить, а впоследствии и воздействовать на личность с девиантным поведением.

Защитные механизмы личности

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек  с помощью "Я" вырабатывает у  себя так называемые защитные механизмы.

Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он "закрывает на нее глаза", прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей для его "Сверх-Я" угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения неприятие, отрицание, критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что-то, что критикуется, на самом деле не существует.

 В некоторых случаях  такое отрицание играет определенную  психологическую роль, например, когда  человек действительно серьезно  болен, но не принимает, отрицает  этот факт: Тем самым, он находит  в себе силы продолжать бороться  за жизнь. Однако чаще всего  отрицание мешает людям жить  и работать, поскольку, не признавая,  критики в свой адрес, они  не стремятся избавиться от  имеющихся недостатков, подвергающихся  справедливой критике.

Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны "Я" внутренних импульсов и угроз, идущих от "Сверх-Я". В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат моральным ценностям и нормам человека. Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.

Рационализация. Этот способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступка находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие:

- оправдание своей неспособности  что-либо сделать;

- оправдание совершенно  нежелательного действия, объективно  сложившимися обстоятельствами.

Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. К примеру, бессознательная неприязнь к военнослужащему может выражаться в нарочитом внимании к нему. Такая тенденция и получила название "формирование реакции".

Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

Если эти и другие защитные механизмы не сбрасывают, то неудовлетворенные  импульсы, исходящие из "Оно", дают о себе знать в закодированной, символической форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Психологическое направление было шагом вперед как  в логико-методологическом плане, связанном  с пониманием и исследованием  феномена «социальная реальность», так и в построении теоретической  концепции общественного развития. Так, в отличие от биологизаторских тенденций органической школы, представители психологического направления видели в усложнении форм общественной жизни результат развития сознательного начала, «направленной эволюции», то есть разумного управления социальными процессами. Высшая, собственно человеческая ступень эволюции характеризовалась не действием «слепых сил природы», а проявлением идеальной цели. Более того, будущее человечества связывается с преодолением индивидуального целеполагания, с его переходом к «коллективному телезису», носителем которого выступает государство, обеспечивающее сознательную кооперацию индивидов. В недрах этой школы зарождались многие идеи эмпирической социологии, методы и техника проведения социологических исследований. Без этого, как известно, немыслимо существование современной социологии.

Психологическая социология привлекла большое внимание к исследованию таких проблем  как общественное мнение, специфика  коллективной (социальной) психологии, ее связь с индивидуальной психологией, соотношение рационального и  эмоционального моментов в общественной жизни, формирование социального самосознания индивида и группы и ряд других.

Однако  сведение предмета социологии только к психологическим (социально-психологическим) аспектам взаимодействия оставляет  в тени многие общественные отношения  и процессы, их структуру и динамику, институциональный срез общества. Понятно, что многие аспекты социальной действительности, происхождение тех или иных социальных общностей и их функционирование нельзя свести к отдельным актам человеческой психики или феноменам психологического взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология – М. 1998.

2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2001.

3. Громов И.А. Западная теоретическая социология – М.: Издательство «Ольга», 1996.

4. Западная социология. Исторические  этапы, основные школы и направления  развития (XIX–XX вв.): Учебное пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

5. Лебон Г. Психология народов и масс – СПб: Маркет, 1995.

6. Осипов Г.В. История социологии в Западной Европе и США – М.: Издательство НОРМА, 2001.

7. Хевеши М.А. Массовое общество в XX веке. Социологические исследования, 2001, №7.


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"