Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:06, контрольная работа

Описание работы

Социология - относительно молодая наука. Она возникла лишь в первой половине ХIХ века. Ее основатель - французский ученый Огюст Конт (1798 - 1857), который ввел и сам термин "социология", сложив его из латинского societas - общество и греческого logos - слово, учение. Таким образом, дословно социология - это наука об обществе.
Но есть и другие науки, изучающие общество - философия, экономика, история, социальная психология и др. Все они рассматривают общество под своим углом зрения, находят свой аспект, свой участок изучения.
Рассмотрим отличия социологии от гуманитарных и социально-экономических наук.

Содержание работы

Вопрос № 1
Отличие предмета социологии от предмета экономики…………….стр. 3-8

Вопрос №2
Социальная поляризация современного российского общества…….стр.9-13

Вопрос № 3
Основные направления политической социологии…………………...стр.14-29

Файлы: 1 файл

кр по социологии.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)


Министерство      Российской Федерации       по   науки   и образованию

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

Российский государственный  торгово-экономический университет

РГТЭУ

 

Факультет: управления

Кафедра: Социологии

 

Контрольная работа

По  социологии

Вариант № 3

 

 

выполнил: студент второго курса

заочной формы обучения группа 22

Бурхина М.А.

№студенческого билета ФУ-2009334/з

 

проверила: к.с.н. доцент

Гречихина В.Л.

 

Москва 2011

                                                  

 Оглавление

Вопрос № 1

Отличие предмета социологии от предмета экономики…………….стр. 3-8

 

Вопрос №2

Социальная  поляризация современного российского  общества…….стр.9-13

 

Вопрос № 3

Основные  направления политической социологии…………………...стр.14-29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 1

Отличие предмета социологии от предмета экономики.

     Социология - относительно молодая наука. Она возникла лишь в первой половине ХIХ века. Ее основатель - французский ученый Огюст Конт (1798 - 1857), который ввел и сам термин "социология", сложив его из латинского societas - общество и греческого logos - слово, учение. Таким образом, дословно социология - это наука об обществе.

     Но есть и другие науки, изучающие общество - философия, экономика, история, социальная психология и др. Все они рассматривают общество под своим углом зрения, находят свой аспект, свой участок изучения.

     Рассмотрим отличия социологии от гуманитарных и социально-экономических наук.

     Во-первых, социологи рассматривают общество не просто как сумму отдельных индивидов, а как систему - то есть целостную совокупность связанных между собой взаимозависимых элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов могут выступать как отдельные личности, так и социальные общности, и социальные институты.

     Во-вторых, социология изучает не любые взаимодействия, а лишь социальные - то есть такие, которые возникают в результате совместной деятельности людей, в результате чего проявляется их влияние друг на друга.

     В-третьих, особенность социологии заключается в том, что ее интересуют не конкретные отдельные и уникальные события человеческой жизнедеятельности, а устойчивые и повторяющиеся образцы поведения людей в обществе. При сходных обстоятельствах поведение людей имеет склонность к повторению (например, поведение преподавателя и студентов в учебной аудитории).

     Социология изучает общество в динамике, в развитии, но, прежде всего (в отличие от исторической науки, например) в центре ее изучения тенденции функционирования современного общества.

     Необходимо указать на сложности в определении предмета социологии, что связано с тем, что предмет социологии изменялся с течением времени. «Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам» [Фролов С.С. Социология. Учебник. - М.,1994. - с. 18]

     В.Г. Харчева отмечает, что «в широком смысле социологию можно определить как науку об обществе. В узком смысле собственно предметной областью этой науки является личность в социальных взаимодействиях, социальная жизнь людей, так как общество изучается именно через человека и его социальное поведение, оценки, мнения, интересы и т.д.» [ Харчева В.Г. Основы социологии. Учебник. - М., 1997. - с. 12]

     Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит  преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

     Социология изучает разные уровни социальной реальности и в силу этого имеет определенную структуру. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

      Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:

а) эмпирии, т.е. комплекса  социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

б) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;

в) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

     Второй подход (целевой). Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Основанием для выделения фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.

     Третий подход (масштабный) делит науку на макро- и микросоциологию. На макроуровне социология изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.) и происходящие в них исторически длительные процессы. На микроуровне социология исследует сферы непосредственного социального взаимодействия, изучает поведение индивидов в их непосредственном межличностном взаимодействии, анализирует социальные явления и процессы в относительно небольших социальных системах (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности). Макро- и микроуровни социологии тесно взаимосвязаны, так как повседневное поведение людей осуществляется всегда в рамках определенных социальных систем и институтов.

          Политология, экономика, право и другие общественные науки изучают лишь какую-то одну сферу жизни общества, социология же «изучает общество в целом как единую целостную систему, как особый и единый организм» с присущими ему свойствами, отношениями и закономерностями функционирования, которые проявляют себя в любой сфере жизнедеятельности, будь то экономической, правовой или политической.

 

Вывод: Предметной областью исследований экономической науки , так же, как и социологии и политологии, являются отношения, но уже в другой сфере жизнедеятельности общества — в экономике. Экономическая наука изучает отношения, в которые вступают люди, социальные группы в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Как и социология, экономическая наука имеет дело с устойчиво повторяющимися, типичными процессами и явлениями.

В отличие  от политологии и экономики, социология исследует все сферы общественной жизни в их тесной взаимосвязи  и взаимовлиянии друг на друга.

 

Литература:

  1. История социологии. Минск. 2000.
  2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М. 2000.
  3. Фролов С.С. Социология. Учебник. - М.,2003.
  4. Харчева В.Г. Основы социологии. Учебник. - М., 2002.
  5. Основы социологии.Курслекций. Ч. 1/ Отв. ред. Эфендиев А.Г. - М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №2

Социальная  поляризация современного российского  общества.

 

     Основной особенностью развития социальной стратификации в российском обществе выступает процесс социальной поляризации на основе имущественного неравенства и неравенства доходов. Современное общество разбилось на два лагеря и развивается в направлении размежевания и нагнетания социальной напряженности. Поляризация доходов в России не имеет аналогов. Хотя сама социальная дифференциация признается закономерным исторически необходимым процессом, имеющим как позитивные, так и негативные последствия.

     Позитивная значимость в том, что она создает предпосылки для устранения устаревших социально-экономических отношений, негативная – в дестабилизации социальных связей.

     Бедность – это черта, которая присуща любому обществу. Общепринятым инструментом, измеряющим бедность, считается прожиточный минимум, который рассчитывается официальными органами. Надо сказать, что в советском обществе тоже была группа бедных, назывались они малообеспеченными, и к началу 90-х годов ее удельный вес определялся в пределах 11,3%.

     Переломным с точки зрения масштабов бедности в обществе стал 1992 год, когда в результате шоковой терапии, вызванной единовременным действием властей по либерализации цен, доходы населения упали в 2 – 2,5 раза. В последующем периодически наблюдалось то некоторый подъем доходов, то их падение вновь.

     В предыдущие годы у людей накопился опыт восприятия прожиточного минимума как социального. Уровень государственной поддержки малообеспеченных слоев населения, а также открытость в плане социальной мобильности позволяли двигаться вверх по социальной лестнице. Бесплатное образование, медицинское обслуживание, возможность получения бесплатных путевок в санатории и дома отдыха – все это формировало особое суждение людей о том, что такое бедность, и позволяло не придавать большого значения стоимости потребительской корзины или прожиточному минимуму. Изменившиеся обстоятельства, утрата социальной защищенности, резкое снижение уровня дохода большей части общества требуют исследования бедности как феномена трансформационного типа общества. Речь идет о невозможности для большинства россиян вести нормальный образ жизни, привычный еще несколько лет тому назад. Это является причиной постоянного напряжения для большинства, в том числе и представителей квалифицированного труда.

     Смена форм собственности радикальным образом изменила социальную систему в России. Усиливающееся имущественное расслоение жестко дифференцирует население, происходит сильная поляризация слоев и групп. В обществе сформировался такой уровень несовместимости интересов нижних и верхних слоёв, при котором социальные противоречия перерастают в острые конфликты. Противостояние по линии «бедные – богатые» сопровождается несовместимостью политических ориентаций, относящихся к одному и тому же имущественному слою. Среди лиц с низким уровнем дохода оказались и учителя, и квалифицированные рабочие, и люмпенизированная часть общества.

     Стихийный характер имущественной дифференциации может привести к полному рассогласованию социальных и политических отношений в обществе. Имущественная дифференциация должна привести общество к социальной консолидации, стать гарантом гражданского спокойствия. В противном случае единственным способом восстановления гражданского мира оказывается диктатура личности, опирающаяся на репрессивный аппарат государства.

     Распад традиционных социальных институтов; социальная дезориентация, утрата духовных идеалов; использование насилия и экстремизма для достижения политических целей; ослабление государственных органов власти, – в таких условиях исключительное значение для социального прогресса имеет социальная политика.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"