Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:16, контрольная работа

Описание работы

Широкую известность за последние годы XX века приобрел термин "сексуальная революция", в прошлом он тихо звучал на вечерних собраниях хиппи, гремел над парижскими баррикадами 68-го, восторженно произносился одними и с гневом другими. В итоге, после отгремевших бурь 60-70-х, он был умело подхвачен буржуазными идеологами, искажен, взят на вооружение.
То, что во II веке н.э. Светоний клеймил как разврат, а в ХIХ-м веке Дюркгейм объяснял аномией, в ХХ - получило наименование "Сексуальная революция". Так назвал свой труд ассистент доктора Фрейда - В. Райх, исследовавший перемены в Советской России 20-30-х годов. Таким образом, явление, с начала 50-х годов охватившее Европу и Америку, вовсе не следствие свободы и прогресса, как нас уверяют на Западе, и начала его просматриваются сквозь две Русские революции начала века.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………...3
Вопрос 1. Сексуальная революция, ее сущность и основные проявления ….3
Вопрос 2. Изменения в межличностных и семейных отношениях под воздействием сексуальной революции ………………………………………..6
Вопрос 3. Сексуальная революция и культура ……………………………….10
Вопрос 4. К каким демографическим последствиям приводит сексуальная революция? ………………………………………………………………………14
Вопрос 5. К каким изменениям в культуре приводит сексуальная революция? …………………………………………………………………………………….16
Заключение ……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы ………………………………………….

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………...3

Вопрос 1. Сексуальная революция, ее сущность и основные проявления ….3

Вопрос 2. Изменения в межличностных и семейных отношениях под воздействием сексуальной революции ………………………………………..6

Вопрос 3. Сексуальная революция и культура ……………………………….10

Вопрос 4. К каким  демографическим последствиям приводит сексуальная революция? ………………………………………………………………………14

Вопрос 5. К каким  изменениям в культуре приводит сексуальная  революция? …………………………………………………………………………………….16

Заключение  ……………………………………………………………………..18

Список использованной литературы …………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Широкую известность за последние годы XX века приобрел термин "сексуальная революция", в прошлом он тихо звучал на вечерних собраниях хиппи, гремел над парижскими баррикадами 68-го, восторженно произносился одними и с гневом другими. В итоге, после отгремевших бурь 60-70-х, он был умело подхвачен буржуазными идеологами, искажен, взят на вооружение.

       То, что во II веке н.э. Светоний клеймил как разврат, а в ХIХ-м веке Дюркгейм объяснял аномией, в ХХ - получило наименование "Сексуальная революция". Так назвал свой труд ассистент доктора Фрейда - В. Райх, исследовавший перемены в Советской России 20-30-х годов. Таким образом, явление, с начала 50-х годов охватившее Европу и Америку, вовсе не следствие свободы и прогресса, как нас уверяют на Западе, и начала его просматриваются сквозь две Русские революции начала века.

       Что такое сексуальная революция? Революция - это качественные изменения, а столь широко употребляемое слово «секс» - по латыни означает пол. Сложим вместе: половая революция, половые качественные изменения.

       В.И. Ленин говорил в беседе с Кларой Цеткин: "в эпоху, когда рушатся могущественные государства, когда разрываются старые отношения господства, когда начинает гибнуть целый общественный мир, в эту эпоху чувствования отдельного человека быстро видоизменяются. Подхлестывающая жажда разнообразия и наслаждения легко приобретает безудержную силу. Формы брака и общения полов в буржуазном смысле уже не дают удовлетворения. В области брака и половых отношений близится революция, созвучная пролетарской революции". Так в дальнейшем и случилось.

 

Вопрос 1. Сексуальная революция, ее сущность и основные проявления.

       Сексуальная революция (лат. sexus - пол и фр. re'volution - переворот) - процесс и результат коренных изменений в сексуальной жизни общества, характеризующихся существенными преобразованиями сексуальных ценностей, ориентаций, норм, санкций и сексуальных отношений, освобождающими подавленную, репрессированную сексуальность, раскрепощающими личность и общество.

       Отсчет сексуальной революции принято вести с середины 60-х годов, когда на Западе возникло движение хиппи (sex, drugs and rock-n-roll). Однако на самом деле, "бунт чувственности" (термин Ленина) долгое время был одним из основ государственности в СССР. Можно даже сказать, столпом страны победившего социализма.

       "Чувственность и сексуальность" обсуждались на партийных съездах большевиков еще задолго до революции. И не только обсуждались. На III съезде РСДРП даже было поручено Льву Троцкому разработать новую теорию отношений полов в случае победы большевиков. А сам Владимир Ленин еще в 1904 году писал, что "раскрепощение духа чувственности, энергии, направленной не на псевдосемейные ценности, поможет выплеснуть этот сгусток на дело победы социализма".

       Многие положения большевиков в сфере "сексуального законодательства" даже сегодня выглядят сверхлиберально. Так, вскоре после знаменитых декретов "О мире" и "О земле" выходят декреты Ленина (19 декабря 1917 года) "Об отмене брака" и "Об отмене наказания за гомосексуализм" (последний - в составе декрета "О гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния"). В частности, оба декрета предоставляли женщине "полное материальное, а равно и сексуальное самоопределение", вносили "право женщины на свободный выбор имени, места жительства". По этим декретам "сексуальный союз" (второе название - "брачный союз") можно было, как легко заключить, так и легко расторгнуть.

       В 1919 году директор Института социальной гигиены Баткис с удовлетворением констатировал: "Брак и его расторжение стали исключительно частным делом. С удовлетворением также можно видеть, что количество сексуальных извращений, будь то изнасилование, сексуальное надругательство и т.п., вследствие раскрепощения нравов сильно сократилось".

       Само же раскрепощение нравов зашло так далеко, что вызывало уже удивление по всему миру. Например, писатель Герберт Уэллс, посетивший в это время революционную Москву, позже удивлялся тому, "как просто обстояло дело с сексом в стране победившего социализма, излишне просто".

Наряду с революционными датами, в СССР с размахом отмечались и другие праздники. Так, в Петрограде 19 декабря 1918 года праздновалась годовщина декрета "Об отмене брака" шествием лесбиянок. Троцкий в своих воспоминаниях утверждает, что на это известие Ленин радостно отреагировал: "Так держать, товарищи!". На этом же шествии несли плакаты "Долой стыд". Этот призыв окончательно вошел в широкий обиход в июне 1918 года, когда несколько сот представителей обоего пола прошлись по центру Петрограда голыми.

       Сексуальная революция сильно сбавила свои обороты в конце 20-х годов, с приходом к власти Сталина. Индустриализация стала требовать того, чтобы индивид тратил свои силы не на сексуальные развлечения, а на строительство коммунизма. "Распущенность нравов" стала официально порицаемой. Общественное мнение снова стало склоняться к тому, что "семья - ячейка общества", а основа порядка - моногамность.

       Не отставало от общественного мнения и советское законодательство. С принятием сталинской конституции потерял силу декрет "Об отмене брака". В 1934 году были запрещены аборты, в марте этого же года Калинин подписывает закон, запрещавший и каравший половые контакты между мужчинами. После этого начались массовые аресты гомосексуалистов в крупных городах СССР.

       Сексуальное воспитание среди молодежи прекращалось, свертывались научные работы на эту тему. В СССР наступало время, когда любой гражданин мог с гордостью заявить: "В нашей стране секса нет…"

       Возвращение Сексуальной революции назначено на 1960-е годы. Свое влияние на это оказала Вторая мировая война и последовавший после ее окончания "бэби-бум". Новое поколение молодых людей открыло для себя новый яркий мир. Но они не захотели принимать запреты и ограничения, которыми были окружены, и восстали против "ужасно тоскливой политической, социальной и сексуальной ортодоксальности своих родителей", -- пишет английская исследовательница Р.Тэннэхилл в своей работе "Секс в истории". -- "Развившийся в результате культ молодости был только одним из аспектов чрезвычайно сложной социальной революции, но он усиливался ностальгией и завистью множества более зрелых людей, которые ощутили, что война украла у них их собственную молодость".

       В 1960-е годы секс без ограничений становится таким же атрибутом свободы, как джинсы и рок-н-ролл. Молодежь, особенно городская, к тому же практически полностью разделяет настроения "массового общества", среди которых доминирует уверенность, что желания и удовольствия важнее, чем нормы и условности. С середины 1960-х годов молодые люди, а за ними и немолодые, порывают со старым представлением о сексе, основанном на чувстве греха и скрытости. Ведущим настроением становится стремление к истинности и открытости. Интересно отметить, что характер мужского сексуального поведения на протяжении последнего полстолетия изменился гораздо меньше, чем характер женского. Так как женщины в гораздо большей степени являлись движущей силой сексуальной революции, чем мужчины.

 

Вопрос 2. Изменения в межличностных и семейных отношениях под воздействием сексуальной революции.

       Изменение отношений между полами во время начального развития сексуальной революции в СССР (1920-е годы) носило всеобъемлющий характер. Например, при разрыве отношений в семье с детьми выплата алиментов производилась лишь на протяжении шести месяцев и только при условии, если один из партнеров был безработным или нетрудоспособным. Законодательство в отношении полов в послереволюционные годы постоянно развивалось, обновлялось, дополнялось.

       В начале 20-х годов также наблюдается резкий всплеск внебрачных рождений детей. Так, партработник Лысенко из Москвы приводит цифры, из которых явствует, что в столице в 1923 году минимум половина младенцев рождалась вне брака. Сама же семья как "ячейка общества" заменяется понятием "пара" (сегодня такое сожительство принято называть "гражданским браком"). В 1924 году, по данным Цейтлина, работника аппарата Троцкого, "в крупных городах "пары" по сравнению с семьями составляют большинство".

      В это же время широко встает вопрос о контрацепции. Аборты приветствуются, так они "освобождают женщину". Производство презервативов возрастает в несколько раз по сравнению с дореволюционным уровнем. Академик Павлов проводит опыты на собаках по стерилизации, надеясь в будущем перенести их результаты на советских людей. Множество шарлатанов от науки моделируют новые контрацептивы, искусственное осеменение женщин, таблетки для повышения потенции.

     Директивы "о социальной гигиене" спускались из Москвы "на усмотрение трудящихся". То есть, в губерниях власти должны были сами решать, какую сексуальную политику им вести. Часто их решение было весьма интересным…

       Например, в Рязанской губернии власти в 1918 году издали декрет "О национализации женщин", а в Тамбовской в 1919 - "О распределении женщин". В Вологде же претворяли в жизнь такие положения: "Каждая комсомолка, рабфаковка или другая учащаяся, которой поступило предложение от комсомольца или рабфаковца вступить в половые отношения, должна его выполнить. Иначе она не заслуживает звания пролетарской студентки".

       В ХХ же веке весьма значительно в западных странах возрастает роль женщин. Не в последнюю очередь это было связано с двумя мировыми войнами. Мужчины уходили в армию и часто не возвращались или возвращались калеками. Нужно было брать на себя заботу о собственном выживании и выживании детей. Женщины массово пошли работать, чаще всего по найму. Уже говорилось о двух мегатенденциях прошедшего и нынешнего веков -- демократизации и стремлении к независимости. Демократия дословно означает "власть народа" и зиждется на вере в онтологическое равенство всех членов общества, то есть и мужчин, и женщин. В 1960-е годы формируется и впоследствии распространяется на весь западный мир движение за эмансипацию женщин. Эмансипация - термин, обозначающий освобождение от зависимости, притеснений и ограничений.

       Женщина стала более независимой в экономическом отношении, что в экономически ориентированном обществе привело к значительным позитивным последствиям. Например, возросли ее возможности самостоятельно выбирать свою судьбу. Оказалось, что не обязательно выходить замуж, чтобы любить и быть любимой. Огромное число женщин сознательно предпочитают вести самостоятельную жизнь (в современной Европе - около трети), занимаясь своей карьерой и не связывая себя брачными отношениями с "сердечными друзьями". Одним из последствий сексуальной революции стала кардинальная трансформация семейных отношений. В ней на первом месте - освобождение женщин от экономической зависимости. Не случайно в большинстве разводов инициаторами выступают женщины. Идя на такой шаг, они уверены, что найдут возможность заработать себе на жизнь и на то, чтобы поднять детей. Некоторые дамы, которым "за 30", позволяют себе роскошь родить ребенка и без мужа - "для себя".

       В рассматриваемой грандиозной социальной ломке "революционность" женщин соединилась с их "традиционностью". Будучи психологически очень гибкими, умеющими приспосабливаться к обстоятельствам, женщины интуитивно почувствовали "дух времени", перемены и воспользовались ими. Женщинам свойственно и сознательно, и подсознательно пытаться соответствовать ожиданиям. И в то, и в наше время они откликнулись на стремление мужчин к большей сексуальной свободе. Основной проблемой было решиться. Если бы женщины не откликнулись, что осталось бы мужчинам? Сыграли свою роль и особенности возрастной психологии. Молодость - время неуверенности, а девушкам очень важно, чтобы их выбрали. Для этого надо понравиться, угодить, согласиться. Социологи отмечают, что девушки с низкой самооценкой начинают половую жизнь на два года раньше своих среднестатистических сверстниц.

       В прошлом многие неудачные браки сохранялись потому, что за них цеплялись женщины. Однако ситуация изменилась к середине 1970-х годов. Так, в США в 1965 году на каждые четыре брака приходился один развод, а к 1975 году - уже один развод на каждые два брака. Главная причина состояла в изменении женского самосознания. Свою роль сыграли и разрешение на участие в выборах, и разрешение работать и зарабатывать, и, главное, обретение женщинами новой биологической свободы. Речь идет о распространении средств контрацепции. В 1920-х годах продажа противозачаточных средств была официально запрещена в ряде стран, в том числе и в США. Однако вскоре было признано значение массового распространения контрацептивов для сексуальной революции. К 1970 году Запад признал, что предохранение является личным делом каждого. Сейчас существует около 20 основных способов контрацепции, подавляющее большинство которых предназначено для использования женщинами. Таким образом, женщина может взять ответственность на себя и гораздо меньше опасаться нежелательной беременности.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"