Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:16, контрольная работа
Широкую известность за последние годы XX века приобрел термин "сексуальная революция", в прошлом он тихо звучал на вечерних собраниях хиппи, гремел над парижскими баррикадами 68-го, восторженно произносился одними и с гневом другими. В итоге, после отгремевших бурь 60-70-х, он был умело подхвачен буржуазными идеологами, искажен, взят на вооружение.
То, что во II веке н.э. Светоний клеймил как разврат, а в ХIХ-м веке Дюркгейм объяснял аномией, в ХХ - получило наименование "Сексуальная революция". Так назвал свой труд ассистент доктора Фрейда - В. Райх, исследовавший перемены в Советской России 20-30-х годов. Таким образом, явление, с начала 50-х годов охватившее Европу и Америку, вовсе не следствие свободы и прогресса, как нас уверяют на Западе, и начала его просматриваются сквозь две Русские революции начала века.
Введение ……………………………………………………………………………...3
Вопрос 1. Сексуальная революция, ее сущность и основные проявления ….3
Вопрос 2. Изменения в межличностных и семейных отношениях под воздействием сексуальной революции ………………………………………..6
Вопрос 3. Сексуальная революция и культура ……………………………….10
Вопрос 4. К каким демографическим последствиям приводит сексуальная революция? ………………………………………………………………………14
Вопрос 5. К каким изменениям в культуре приводит сексуальная революция? …………………………………………………………………………………….16
Заключение ……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы ………………………………………….
Тенденция к растущей демократизации предполагает равенство полов не только в общественной, но и в личной жизни. Одним из последствий сексуальной революции, а может, ее предпосылкой, стало осознание равноправного партнерства в отношениях между полами. Заметно уменьшились традиционные различия в данном аспекте между мужчинами и женщинами (возраст начала половой жизни, число сексуальных партнеров, частота интимных контактов и т.д.). Сексуальная революция привела к ослаблению "двойного стандарта", когда представители разных полов несут разную ответственность за одинаковые поступки.
В развитых странах ослабевает роль семьи: возрастает число разводов, доля одиноких взрослых людей, не вступающих в брак, численность бездетных и малодетных супружеских пар. Сексуальная революция, вестернизация, индустриализация и ряд прочих факторов привели к кризису ячейки общества. С одной стороны, семейные узы вступают в противоречие со стремлениями "многомерного человека", временами препятствуя его самореализации. С другой, часто семьи не выдерживают нагрузок, связанных с функцией накопления "человеческого капитала". Возрастают затраты на самосовершенствование и воспитание детей, что требует увеличения заработков. А необходимость больше зарабатывать отвлекает людей от домашних дел. Возникает проблема выбора. Некоторые разрешают ее, разрушая семью. Сексуальная революция и тенденции ослабления моногамного брака наталкивают пессимистически настроенных демографов и социологов на выводы об исчезновении семьи как таковой в будущем.
Вопрос 3. Сексуальная революция и культура.
В 1970-1980-е годы сексуальная свобода и эротика прочно ассоциировались в советском массовом сознании с насилием и преступностью, которых и в самом деле с каждым днем становилось все больше. Станции метро и подземные переходы заполонили продавцы примитивной эротики и полупорнографии, которая выглядела еще грязнее от того, что была напечатана плохим шрифтом на серой бумаге. Бесконтрольность этого базара удивляла и шокировала даже ко всему привычных иностранцев, на родине которых подобные вещи продаются свободно, но не на каждом перекрестке, а в специально отведенных местах, и не так бросаются в глаза, потому что тонут в массе других, более привлекательных, товаров, которых в обнищавшей России не было. На полупустых прилавках Москвы и Ленинграда эти жалкие листки, которых на Западе никто бы просто не заметил, выглядели вызывающе голыми и непристойными. Старшее поколение с ужасом беспомощно наблюдало, как их листают подростки.
Люди, привыкшие к тотальной всезапрещенности, неожиданно для себя столкнулись с появлением на теле- и киноэкране обнаженного тела и откровенных сексуально-эротических сцен. В Москве, а потом и в других городах, начались конкурсы красоты, победительницы которых получали дорогие подарки и престижную работу манекенщиц за рубежом; между тем в сознании пуритански воспитанных советских людей демонстрация даже полуобнаженного тела мало чем отличалась от проституции, да и на самом деле эти мероприятия тесно связаны с коммерциализацией секса. Один за другим стали открываться легальные и нелегальные, но одинаково бесконтрольные видеосалоны, в которых все желающие, включая подростков, могли смотреть эротические и откровенно порнографические пиратские видеофильмы. Проституция, которую раньше стыдливо скрывали и замалчивали, стала явной и даже наглой. Молодежная пресса начала - сначала как бы с осуждением, а затем со смаком - писать о групповом сексе, изнасилованиях, похищении детей. Стали видимыми и слышимыми гомосексуалы и лесбиянки, о существовании которых многие даже не подозревали или представляли их себе исчадиями ада, а теперь вдруг услышали, что они тоже люди и надо признать их гражданские права. Юноши и девушки начали открыто целоваться и обниматься в метро и на улицах. Старшему поколению было от чего растеряться и испугаться.
Советскую общественность сексуально-эротический бум застал врасплох. При отсутствии специальных социологических исследований и ненадежности официальной статистики никто не мог с уверенностью сказать, что тут было действительно ново, а что существовало всегда и только вышло на поверхность. К лицемерию - что можно и даже должно, хочешь ты того или нет, думать одно, говорить другое, а делать третье, - советские люди привыкли, оно касалось не только секса и никого не шокировало. Теперь же происходило явное крушение всех и всяческих устоев.
Пока власти некоторых городов, по собственному почину или по требованию консервативной общественности, снимали с киноэкранов шедевры итальянской и японской кинематографии (особенно много скандалов вызывала "Легенда о Нараяме"), подростки жадно смаковали дешевые американские ленты, где было меньше обнаженного тела, но неизмеримо больше крови и насилия.
Сложной выглядит ситуация с эротическим искусством. Сталинизм уничтожил, точнее - загнал в глубокое подполье русское эротическое искусство и сделал недоступным искусство западное. В 19б0-х и особенно 1970-х гг. русская эротическая культура начала понемногу возрождаться. В изобразительном искусстве, живописи и скульптуре эротические мотивы и сюжеты ярко проявляются в творчестве Михаила Шемякина, Евгения Зеленина, Владимира Макаренко, Бориса Мессерера, Эрнста Неизвестного, Вадима Сидура и других. В балете настоящей сенсацией были хореографические миниатюры Леонида Якобсона на тему скульптурного триптиха Родена "Поцелуй", "Вечный идол" и "Вечная весна" и его же постановка "Спартака" на сцене Кировского театра. В поэзии интерес, иногда и скандал вызывали стихи Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко. Более откровенная или более сложная по форме эротическая литература не могла пробиться сквозь цензурные рогатки и публиковалась за рубежом или в самиздате. В одних случаях препятствием был натуралистически-откровенный язык, в других - усложненная художественная форма, в третьих - неканоническое сексуальное содержание, а чаще всего - все это вместе взятое.
Ослабление цензурных запретов и идеологического контроля открыли перед россиянами новые возможности. С опозданием на десятки лет они, наконец, увидели без купюр многие выдающиеся произведения западного кинематографа (например, "Конформист" Бертолуччи в советском кинопрокате демонстрировался сокращенным на добрую треть). Журнал "Иностранная литература" познакомил своих читателей с "Улиссом" Джеймса Джойса, "Лолитой" Владимира Набокова, "Любовником леди Чаттерли" Дэвида Герберта Лоуренса, "Тропиком Рака" Генри Миллера и многими другими знаменитыми вещами. Опубликованы многие ранее абсолютно запретные эротические произведения русских писателей, как эмигрантов, так и оставшихся в стране, - Василия Аксенова, Венедикта Ерофеева, Виктора Ерофеева, Юза Алешковского, Эдуарда Лимонова, Валерии Нарбиковой и других.
Стали проходить специализированные фестивали зарубежных эротических фильмов. Появилось и собственное, российское эротическое кино, театр, фотография. Вначале все это вызвало опасения и тревоги. Чтобы открыть в столице первую выставку эротической книги и живописи из частного собрания Леонида Бессмертных пришлось создать авторитетную экспертную комиссию, которая заверила районные власти, что на выставке не будет ничего непристойного. Людей моложе 18 лет в зал не допускали. Тем не менее человек, одетый в форму общества "Память", бросил в выставочном зале дымовую шашку и под прикрытием дыма с выставки украли несколько экспонатов (борьба за "нравственную чистоту" часто сочетается с хулиганством и уголовщиной не только в России). Последующие выставки обходились без эксцессов.
Однако многое остается спорным и проблематичным. Если говорить о массовом, коммерческом эротическом искусстве, то уровень его крайне низок. В погоне за длинным рублем и популярностью на Западе, писатели, художники и кинематографисты не гнушаются ничем. Откровеннее всего это делается в кино. Отчасти в порядке компенсации за многолетнее вынужденное ханжество и бесполость, а отчасти - из кассовых соображений, ради привлечения зрителя, российские кинорежиссеры сейчас по любому поводу и без повода раздевают догола своих актеров, причем не только женщин, но и мужчин.
Некоторые из этих фильмов совсем не плохие, но если взглянуть на них как на выражение групповых фантазий постсоветского общества, они не могут не настораживать. Основные темы этого кино, по Аттвуд, - нагота; сексуальное насилие против женщин в качестве компенсации мужчин за их социальное бессилие; проституция; секс как развлечение от скуки, причем сам он тоже выглядит скучным; сексуальные оргии. В фильмах фигурируют сильные и очень мускулистые мужчины и сексапильные женщины. Секс часто переплетается с убийствами, самоубийствами и наркоманией. Моральное безразличие часто переходит в сексуальное равнодушие, причем все это рассматривается мужскими глазами, даже если фильм снимает женщина-режиссер. Хотя некоторые из этих фильмов имеют социально-критический характер и изображают девиантную субкультуру, в которой подобная идеология в самом деле господствует, их общая философия остается традиционно сексистской и зачастую антифеминистской.
Сходные тенденции существуют и в литературе. О сексе пишут много, но он выглядит приземленным, рутинным, безрадостным и часто жестоким. Писатели не столько делятся с читателями чувственно-эротическими радостями, сколько скрупулезно анатомируют физиологию полового акта, каталогизируют его способы, уделяя особое внимание тому, что для большинства людей морально и эстетически неприемлемо.
Вопрос 4.К каким демографическим последствиям приводит сексуальная революция?
Среди наиболее пагубных последствий сексуальной революции - увеличение числа заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП). До 1960 было известно всего два венерических заболевания: сифилис и гонорея. Сегодня их насчитывается более 25. Часть ЗППП ведут к бесплодию, другие приводят к инфицированию новорожденных, а третьи, например СПИД, приводят к смерти.
Кроме этого сексуальная революция в широком масштабе принесла нам узаконенные аборты и множество разнообразных противозачаточных средств.
В современной России, только согласно официальным данным, на одни роды приходится три аборта. Ежегодно в стране регистрируется около 3 миллионов детоубийств. С учетом операций, проводимых в различных коммерческих медучреждениях, количество абортов достигает порядка 6 миллионов. К тому же, по оценкам специалистов примерно раз в год происходит смерть уже зачатого ребенка в первые недели беременности у каждой женщины, применяющей внутриматочную спираль или гормональные контрацептивы. В наши дни по некоторым оценкам специалистов в мире ежегодно производится порядка 60 миллионов абортов.
Исходя из этих печальных фактов, несложно сделать вывод о сложившейся сейчас ситуации в России - смертность превышает рождаемость, и цифры эти пугают. Семья, имеющая троих детей, считается многодетной, а на родителей, решившихся на такой шаг - иметь более чем двух детей, смотрят с непониманием и даже осуждением. Государству чтобы стимулировать повышение рождаемости приходится прибегать к таким мерам, как выплаты единовременного пособия по рождению второго и последующих детей, именуемого материнским капиталом (на 2011 год материнский капитал составляет 366 тысяч рублей). В наше время женщины предпочитают карьеру рождению детей, созданию семьи и обустройству домашнего очага.
Всё это ведёт к снижению рождаемости и увеличению среднего возраста населения. В России подобное явление (оно, правда, связано не столько с сексуальной революцией, сколько с алкоголем, наркотиками) получило название русский крест.
На сегодняшний день вымирание России, низкая плотность ее населения, а также богатства ее недр создают сложную и опасную обстановку, грозящую переделом земель за счет России. Избежать этого можно только за счет резкого роста населения и экономики.
Вопрос 5. К каким изменениям в культуре приводит сексуальная революция?
Согласно традиционной, христианской морали, которая определяла официальное поведение (хотя в быту все было иначе, всегда существовала контркультура) секс явление отрицательное. Секс и эротика это всегда плохо. Негативное отношение к сексуальности окрашивало европейскую культуру, особенно нового времени, в более ранние периоды, в средние века - дело обстояло иначе. Существовали двойные нормы поведения, наряду с официальной культурой существовала народная, карнавальная, смеховая культура, в которой многие запреты из официальной сферы не действовали, и это тоже было легально. И главное завоевание "сексуальной революции", которое никто отменить не может, это растущее понимание в обществе того, что в своем обыденном сознании люди всегда знали, что сексуальность явление не отрицательное, а положительное. Это связано с общей многообразностью и переориентацией культуры. На первое место выходит индивид с его многообразной жизнью. Реабилитировано тело, реабилитирована чувственность. Идея противоположности телесного и духовного, как низменного и возвышенного, при чем, возвышенное должно подавлять низменное, оказалась пересмотренной и практически и теоретически. Обнаружилось гораздо больше разнообразия форм сексуальной жизни, эротики, к ним стали относиться с большим пониманием, более терпимо.
Понимание и терпимость применительно к сексу, нередко называют у нас вседозволенностью. Да, волны сексуальной революции принесли много пены, но давайте разберемся в том, что можно считать дозволенным, а что недозволенным. "Разрешено, дозволено все, что не запрещено законом"- фундаментальный принцип правового государства. Другое дело, что не все разрешенное и дозволенное - хорошо и необходимо, потому что кроме норм права, которые охраняют только фундаментальные интересы общества, существуют еще нормы морали и эстетические нормы - люди всегда старались строить свою жизнь, в том числе и сексуальную, по законам красоты .Кроме того, есть индивидуальные предрасположения, склонности, то, что хорошо для одного человека, абсолютно неприемлемо для другого и, коль скоро речь идет о поведении пары, это накладывает определенные ограничения. Наша критика вседозволенности очень характерна для советского стиля мышления. Ярлык вседозволенности, как идеологическое клише возник не сегодня, а в самые застойные времена. По сути дела, это была идеологическая защита тоталитарного режима, в котором человеку ничего не дозволено. Люди сами в своей среде с учетом норм морали, своего понимания красоты и своих индивидуальных пристрастий, решают, что из громадной сферы дозволенного они будут себе позволять, а чего не будут. Сексуальная революция, прежде всего, поменяла знак. Сексуальность, которая раньше была в подполье, хотя всегда воспринималась положительно в личной жизни, стала нормой официальной культуры.
Заключение
Сексуальная революция изменила, прежде всего, самосознание общества, во все его качественно различные элементы внесла новое: сломаны традиционные нормы, пришли новые знания, появились новые ценности. Люди стали поклоняться идолам самореализации и счастья. В качестве центрального элемента счастья сегодня часто рассматривается именно секс. Достижение традиционных идеалов успеха стало частично зависеть от того, соответствует ли человек требованиям сексуальной активности. Причем не обязательно традиционным образом.
Для сохранения деловой активности необходимо поддерживать активность физическую. Сексуальная революция породила моду на здоровый образ жизни. Разумеется, усиление заботы о собственном здоровье у людей западного индустриального мира связано и с пониманием жизненной необходимости быть "исправной" рабочей силой, а также осознанием того, что здоровье - это свобода. Врачи наперебой доказывают пользу занятий сексом для здоровья. В погоне за продлением молодости, оказывается, нет лучшего средства. Секс многими рассматривается как физзарядка или спорт. В спорте, как известно, важны результативность, достижения, победы…