Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 09:47, контрольная работа
Социальный контроль, в отличие от государственной политики, выражает заинтересованность общества в специфической ценности продуктов научной деятельности. В данном случае наука рассматривается как культурно-интеллектуальное явление, имеющее когнитивную ценность. Именно социальный контроль в конечном счете реализует нравственные ограничения или нравственный контроль за деятельностью научных сообществ, накладывая "вето" на ряд исследований (в области генетики, радиационной физики, химии, биологии и др.). Кроме того, общество, апеллируя к науке, надеется на получение достоверных знаний, помогающих провести социальную диагностику, оценить государственную политику в различных сферах, определиться в своих собственных социальных интересах.
1 ВОПРОС
СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА.
2 ВОПРОС
СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ.
КОНТРОЛЬНАЯ
ПО СОЦИОЛОГИИ
______________________________
Выполнил студент группы БП-17
(номер группы)
МЕХ И.А. ________ 02.11.2013
(И.О.Фамилия) (подпись, дата)
Специальность / направление подготовки ФТП-ОЗО
(шифр и наименование специальности)
Форма обучения ЗАОЧНОЕ
1 ВОПРОС
СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА.
Социология права (юридическая социология) - отрасль знаний, оказывающая возрастающее влияние на весь комплекс юридических наук. Как часть общей социологии она берет на вооружение ее технический инструментарий (анкетный опрос, наблюдение, интервью, тесты, эксперимент и т. д.); широко использует междисциплинарный подход к изучению права, опираясь на достижения в таких областях знаний, как философия, социальная психология, индивидуальная психология, статистика, математика. Социологический подход противостоит догматическому и чисто нормативистскому подходам в исследовании права и правовых явлений: он опирается на системный и функциональный методы и нацелен на широкоформатное изучение таких глобальных тем, как нормотворчество, эффективность законодательства, неформальный механизм правосудия, мнение населения о праве и законодательстве, проблема формирования правосознания, правовая социализация и т. д.
Социология права в ее широком понимании изучает реальное действие правовых актов и отдельных норм на фоне и в сочетании со всей социальной регуляцией, включая обычаи, мораль, групповые ценности и ориентации, общественное мнение и т. д. В то же время она изучает в комплексном виде все социально-правовые явления, в которых имеется правовое ядро, и где право выступает в качестве причины, следствия или главенствующего фактора (семья, собственность, хозяйственные договоры, планово-регулирующая деятельность государства и т. п.). Особое внимание в социологии права уделяется изучению эффективности законов и отдельных норм, основным социальным функциям права - регулятивной, воспитательной,
планово-прогностической, изучению общественного мнения о праве и правосудии, престижу юридических профессий и т. п.
Социологический подход к праву как средству обеспечения динамизма общественной жизни концептуально сформировался во второй половине XIX в., а окончательно сложился в первой трети XX в. первоначально в Европе, а затем получил наибольшее распространение в США. Представителями социологической теории права были Дж. Льюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк. К родоначальникам социологической юриспруденции относятся также Р. фон Иеринг (Германия), Л. Дюги и Ф. Жени (Франция), Е. Эрлих (Австро-Венгрия), С. Муромцев (Россия).
Значительную роль в развитии социологического направления сыграл Роско Паунд (1870-1964 гг.) - американский юрист, который многие годы был деканом Гарвардской школы права. Он утверждал, что право - это прежде всего фактический правовой порядок и процесс деятельности суда.
Предметом социально-правовых исследований являются общественные отношения, складывающиеся как при формировании правовых актов, т. е. при подготовке перевода социальных отношений на язык юридических норм, так и в конечном пункте - при переводе, реализации правовых предписаний в социальное поведение личности.
Правовые отношения неразрывно связаны с экономическими, политическими, организационными (в том числе управленческими), семейными и иными общественными отношениями, как бы переплетаются с ними. Этим и определяется потребность в таком научном направлении, как социология права.
Взаимосвязь фактических отношений, правовых норм и правовых отношений многообразна, но в ней можно выделить два основных элемента.
Первый элемент (первое направление связи) касается происхождения правовых норм. Известно, что правовые нормы формируются на основе существующих фактических отношений, они отражают их в своеобразном виде, преобразованном в соответствии с волей законодателя, с учетом тенденций общественного развития, потребностей и задач общества и государства. Насколько правильно правовые нормы отражают требования жизни, соответствуют ли они реальному положению вещей, способствуют ли
520
дальнейшему развитию фактических
общественных отношений, закрепляют ли
именно те отношения, которые должны
быть закреплены, - все эти вопросы
являются частью проблемы социальной
обусловленности правовых норм и
порожденных ими правоотношений
Второй элемент взаимосвязи между правовыми и фактическими общественными отношениями состоит в изучении социального действия и социальной эффективности права, его институтов и норм. В этом элементе проявляется обратная связь между правом и регулируемыми им общественными отношениями. Так, в процессе работы над законопроектом "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" (1999) вновь была воспроизведена дискуссия, имевшая место в советском обществе конца 80-х гг., относительно того, каким путем должен идти законодатель, стремясь улучшить социальное положение молодых людей. Вновь, в частности, было предложено некоторым должностным лицам уйти от регулирования федеральным законом вопросов внутренней политики (определять основные направления которой - конституционная прерогатива Президента Российской Федерации) и сосредоточиться на закреплении гарантий прав молодежи. Работая над законопроектом, его авторы отстаивали иную линию, основываясь как на юридических, так и на социологических аргументах.
Сущность человека изменяется и развивается вместе с обществом. Изменяется социальная среда, адаптируясь к этим условиям, меняется и человек.
Социализация - это сложный процесс общественного формирования и развития личности, зависящий не только от форм связей человека и социальной среды, но и от степени зрелости данного общества. Социализация включает в себя, с одной
стороны, целенаправленное воздействие социальных условий, различных социальных институтов на человека с целью приобщения его к системе понятий, оценок, представлений, социальных норм и иных ценностей культуры, принятых в обществе, с другой - социальную деятельность самого человека в процессе социализации, становления личности.
Социализация рассматривается как усвоение индивидом культурной системы того общества, в котором он живет.
Правовая социализация составляет необходимую и важную часть общей социализации и соотносится с ней как часть и целое. Она означает все более полное осознание человеком, гражданином своей социальной роли, места в социальной структуре общества. Особенности правовой социализации заключаются в ее строгой конкретности, направленности и определенности, средоточии ее конфликтующих начал, включенностью в совокупность всей информации и ее оценке в соответствии с социальным статусом и ролью личности в обществе.
Источники правовой информации занимают первые места в обеспечении населения интересующими их сведениями. Вместе с тем относительно возросла роль телевидения. Но изменился характер самой информации: из констатирующей она стала проблемной, поисковой, дискуссионной.
Необходимо отметить, что при всей важности источников информации сведения, полученные из них, воспринимаются населением весьма критически. По данным социологических исследований, только 6% читателей верят в то, что пишут в газетах.
Неотъемлемой составной частью процесса социализации индивида выступает политическое и правовое воспитание. Его цель - формирование системы знаний, убежденности, мотивов и привычки социально активного поведения.
Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.
Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина, включая правовоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые характеристики. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию - положительное отношение к познаваемым содержанию и потребности к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства.
2 ВОПРОС
СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ.
Как самостоятельная отрасль
В середине 60-х гг. появились специальные
труды, обозначавшие появление социологии
науки как самостоятельной
Ученые разрабатывали такие важные идеи и направления, как: организация науки, наука как система, логика научного познания, психология научного творчества, теоретико-методологические проблемы науки, эффективность науки. Философы стремились ответить на вопрос: что такое наука, каков ее объект. Науку они рассматривали как вид интеллектуального производства
Положение отечественной науки резко изменилось после начала и в ходе перестройки российской общественной системы. Разрушение Советского Союза подорвало базисную основу советской науки, вбиравшей в себя мировые достижения наций, составлявших советское общество, располагавшей поистине уникальными географическими, климатическими, природно-ресурсными возможностями, кадровым потенциалом. Были нарушены сложившиеся внутри нее коммуникации, разорваны многие научные связи, подорвана материальная база. Для российской науки резким ударом явилось сокращение государственного финансирования, размеры которого не обеспечивали проведение научных исследований и оплату труда ученых на прежнем уровне. Доля науки в ВНП снизилась с 2,9% в 1990 г. до 0,5% в 1995 г., что типично для слаборазвитых стран.
На 2001 г. планируется установление доли расходов на развитие науки - 1,72%. В 1990 г. зарплата с начислениями составляла менее 50% бюджетных средств, сейчас - более 80%. Расходы на обновление материально-технической базы и информационное обеспечение сократились за последние 10 лет в 70- 100 раз, зарплата научных сотрудников сократилась не менее чем в 5 раз. Средний возраст членов государственных академий наук - около 70 лет, докторов наук - более 60 лет, кандидатов наук - приближается к 55.
Приватизация и спад производства свели к минимуму общественную потребность в научных исследованиях и разработках, а ликвидация многих промышленных министерств, сделала бесхозной обслуживавшую их отраслевую науку.
Несмотря на существенное ослабление позиций науки в российском обществе, она все еще не растеряла своего высокого научного потенциала, не утратила веру в свое возрождение. Как бы вопреки политике дискредитации науки ученые самоотверженно продолжают исследования, обогащая отечественную и мировую науку новыми фактами, открытиями, выводами, положениями, разрабатывают новые перспективные направления, включают в научный оборот пласты нового научного знания. Ученые встали перед необходимостью выработки новых теоретико-методологических основ положения науки в обществе. При этом они вовсе не поддерживают тезис о том, будто наука должна кормить себя сама, как это ей пытаются навязать реформаторы российского образования. Во всем мире наука - сфера пристального государственного интереса и государственной опеки. Частное, инициативное финансирование науки на Западе занимает весьма скромный удельный вес по сравнению с государственными вложениями. Российские ученые выступают за государственный приоритет науки.
Другие перспективные направления социологии науки в постсоветские годы: обоснование новых подходов к организации связей науки и общества, ее нарождающимися частнопредпринимательскими сферами; отстаивание прогрессивной роли науки в развитии страны и рыночных структур; разработка оптимальной модели организации науки в новых условиях; определение путей трансформации науки; создание инновационной системы, рынка новых технологий; интеграция российской науки в мировую и др. Сохраняя ранее накопленный потенциал, российская социология науки творчески осмысляет новые условия, предлагает неординарные решения возникающих проблем.
Социология науки - область социологии, изучающая социализированные формы производства, накопления и использование научных знаний, т. е. функционирование науки как специфического социального института.
Объектом данной области социологии является наука как социальный институт, а предметом - его функции и значение для общества, структура науки и соотношение фундаментальных и прикладных направлений, роль науки в развитии образования, в социальном управлении и в развитии производства, направления развития самой науки, научные сообщества, коммуникации в науке, законы формирования и взаимодействия научных школ, управление самой наукой, взаимодействие науки с другими социальными институтами.
Как одна из форм общественного сознания наука зарождается в древности, вырастая из эмпирических знаний. От последних ее отличает системность и выработка законов, объясняющих накопленные знания, опора на экспериментальную базу, на систему методов (включающих анализ и синтез), существование методологической основы.