Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Социальный контроль, в отличие от государственной политики, выражает заинтересованность общества в специфической ценности продуктов научной деятельности. В данном случае наука рассматривается как культурно-интеллектуальное явление, имеющее когнитивную ценность. Именно социальный контроль в конечном счете реализует нравственные ограничения или нравственный контроль за деятельностью научных сообществ, накладывая "вето" на ряд исследований (в области генетики, радиационной физики, химии, биологии и др.). Кроме того, общество, апеллируя к науке, надеется на получение достоверных знаний, помогающих провести социальную диагностику, оценить государственную политику в различных сферах, определиться в своих собственных социальных интересах.

Содержание работы

1 ВОПРОС
СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА.
2 ВОПРОС
СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Наука - один из главных способов познания объективного мира. Она занимает особое место в обществе. С нею связана эволюция человеческого интеллекта, становление цивилизации. С древних времен в Академии Платона и Ликее Аристотеля, в Александрийском мусейоне изучались логика и математика, физика и астрология, биология и медицина, психология и педагогика, этика и эстетика, философия и риторика. В эпоху эллинизма наука имела ярко выраженную социальную направленность.

Дальнейшее разделение труда сделало науку особым видом человеческой деятельности и привело к обособлению ученых в особую социально-профессиональную группу. В отличие от "мудрецов" ученые не всегда имели высокий статус, как и сама наука не всегда считалась престижным видом деятельности. Противоречивый и сложный путь, который проделала наука в Средние века, не остановил ее поступательного развития. С XVI- XVII вв. наука, став основанием для технического прогресса, явилась необходимым фактором в развитии общественного производства, экономики, а затем и политики, образования и культуры. В XX в. она заняла общепризнанное центральное место в системе форм общественного сознания, прочно закрепила за собой статус социального института.

В качестве социального  института наука имеет внутреннюю структуру. Совместная деятельность людей в данной сфере протекает в рамках научно-исследовательских институтов и лабораторий, научных центров и конструкторских бюро. Национальные традиции предопределяют форму управления (централизованное и децентрализованное), коммуникаций (прямые и опосредованные), характер влияния на общество и производство.

Организационные формы  научных сообществ в большой  степени предопределяются внутренними  факторами (закономерностями и тенденциями  собственного развития науки) и внешними факторами (социальным контролем и политикой государства по отношению к науке). Политика государства призвана формировать цели и приоритеты в развитии науки, обеспечивать организационную, финансовую и материальную, а также моральную поддержку тех или иных направлений в науке, научных разработок или научных сообществ. Примером могут служить научно-медицинские программы (борьба с раком или СПИДом), научно-технические программы (оборонные или космические), программы в области фундаментальных наук (ядерная физика) и др. Целью такого политического регулирования являются определенные конкретные результаты, процедуры и знания.

Социальный контроль, в отличие от государственной  политики, выражает заинтересованность общества в специфической ценности продуктов научной деятельности. В данном случае наука рассматривается как культурно-интеллектуальное явление, имеющее когнитивную ценность. Именно социальный контроль в конечном счете реализует нравственные ограничения или нравственный контроль за деятельностью научных сообществ, накладывая "вето" на ряд исследований (в области генетики, радиационной физики, химии, биологии и др.). Кроме того, общество, апеллируя к науке, надеется на получение достоверных знаний, помогающих провести социальную диагностику, оценить государственную политику в различных сферах, определиться в своих собственных социальных интересах.

Однако наука - один из немногих социальных институтов, который имеет очень сильную внутреннюю логику развития3. Это проявляется на разных уровнях. На индивидуальном уровне - в той фазе работы ученого, в которой происходит зарождение новых идей, генерирующих достигнутые результаты и поиск новых, часто интуитивных решений. Но так же это обнаруживается и на уровне действия научных сообществ (на уровне самих социальных институтов науки - механизмы постановки и решения научных задач, публикаций и обсуждения результатов, научные встречи, отбор и подготовка молодых ученых, формирование научных школ). Без сомнения, наука испытывает влияние социальной обстановки, социокультурной среды, влияние других социальных институтов общества. Но внутренние законы ее развития имеют не очень определенный разрыв между внутренним устремлением науки и устремлением общества (антигуманность оружия массового поражения, разработанного в середине XX в. как оружия "возмездия" для гитлеровской Германии, и обрушившегося на головы мирных людей - вина за этот результат лежит не только на политиках и военных).

Одной из форм организации  научной деятельности является научное  сообщество. Единство в нем поддерживается устойчивыми межличностными и межгрупповыми связями и обеспечивается использованием единого научного аппарата (понятий, инструментов, процедур наблюдения и эксперимента), системой коммуникаций, системой оценок результатов. Сами научные сообщества могут быть подразделены на два типа: 1) научные дисциплины и 2) область исследований. Оба типа отличаются по интегративным механизмам, функциям и динамике, кроме того, область исследований является субдисциплинарным образованием с текущими интересами и устремлениями.

Еще более узкая и  консервативная форма организации  научной деятельности - научные школы, предусматривающие объединение  группы ученых вокруг признанного лидера с целью освоения и дальнейшей разработки его идей. От других форм совместного исследовательского труда научную школу отличает совмещение получения и накопления знаний с подготовкой специалистов. Это способствует более быстрой и глубокой социализации молодых ученых, вследствие чего они получают определенные преимущества в условиях совместного труда. К более известным образцам научных школ в социологии относятся французская социологическая школа (основанная Э. Дюркгеймом), чикагская школа (Р. Э. Парк). В российской социологии принято говорить о петербургской школе (В. А. Ядов) и московской (Т. И. Заславская).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"