Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 11:11, контрольная работа

Описание работы

Современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все мы подчиняемся «законам» культурной коммуникации. Таким образом, одна из мегатенденции современной культуры- уяснение и понимание ее исторической и культурной относительности, ее границ, уяснение взаимозависимостей и взаимосвязей разных составляющих ее культур. Современная культура-это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси «прошлое-будущее».

Содержание работы

1. Раскройте и проанализируйте мегатенденции современной культуры.
2. Сравните понятия «культурный человек» и «интеллигентный человек».
3. Выделите основные тенденции культуры эпохи Возрождения.
4. Проанализируйте основные тенденции, которые протекают в локальных и серединных культурах.

Файлы: 1 файл

котр.раб по культуролог..doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра менеджмента

 

Предмет: Культурология

 

Контрольная работа № 1 

 

 

 

 

 

 

Студент: 2курса, группы Эбс13

Ф.И.О.:  Клобукова Е.Н.

Преподаватель:

 

 

 

 

Дата сдачи  работы «___» __________  2012 г.

Оценка:    _______________

Проверил:_______________

 

 

 

 

Киров

2013

 

 

 

 

 

Вариант 4

1. Раскройте и проанализируйте  мегатенденции современной культуры.

2. Сравните понятия  «культурный человек» и «интеллигентный  человек».

3. Выделите основные тенденции культуры эпохи Возрождения.

4. Проанализируйте основные  тенденции, которые протекают  в локальных и серединных культурах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Раскройте и проанализируйте мегатенденции современной культуры.

 

Современные культурологические исследования заставляют критически взглянуть на собственную культуру и присущий ей тип человека, часто воспринимаемый как непосредственная данность, уяснить их исторические и межкультурные границы.

Современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все мы подчиняемся «законам» культурной коммуникации. Таким образом, одна из мегатенденции современной культуры- уяснение и понимание ее исторической и культурной относительности, ее границ, уяснение взаимозависимостей и взаимосвязей разных составляющих ее культур. Современная культура-это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси «прошлое-будущее».

Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались два разных понимания, два взгляда, так сказать, «оптимистический» и «пессимистический». Оптимисты уверены, что мировая  культура на правильном пути, что будущее за наукой, техникой, информацией, рационально организованной экономикой, что ценности западной культуры  являются архетипическими и истинными, а западный образ жизни- единственно правильным. Пессимисты, напротив, уверены в обратном: современная мировая культура, считают они, клонится к закату.

В поисках разрешения этой дилеммы, представляющей собой истинную мегатенденции  современной культуры, сегодня намечены два противоположных пути. Один - это надежда разрешить кризисные  явления нашей культуры на путях разума, науки, образования, за счет разумной организации жизни, производства, сознательного подхода ко всему, изменения ориентиров развития науки и технологии. Второй путь разрешения кризисных явлений, можно назвать «альтернативным» или «эзотерическим». Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры или к формам жизни, как утверждают адепты этой точки зрения, более «естественным» для человека и жизни - с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека, свободным от власти техники"

Другой мегатенденцией современной  мировой культуры является одновременное  существование как кризисных  явлений, так и разных, даже противоположных путей разрешения этих кризисных явлений. Приведем одну иллюстрацию-обсуждение в современной культуре проблемы техники. Современные мыслители (философы, ученые, крупные инженеры), начиная с работ Э. Канна и Ф. Дессауэра, следуя за М. Хайдеггером, К. Ясперсом, Л. Мэмфордом, занимают в отношении техники ту или иную, но вполне определенную позицию, как правило, они связывают с техникой (понимаемой достаточно широко) кризис нашей культуры и цивилизации. Однако лишь немногие философы техники смогли нащупать удовлетворительное частичное объяснение влияния техники на современную культуру. В результате природа и человек деградируют (разрушаются) , поскольку становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины- поставляющего производства.

Следующая мегатенденция в развитии современной культуры- появление и формирование наряду с традиционным ее образом, нового. Традиционный образ мировой культуры связан прежде всего с идеями исторической и органической целостности, представлениями о традициях и научении. Новый образ- культуры все более ассоциируется с идеями космическими, экологическими, с этическими идеями единства Человечества и его судьбы.

В качестве еще одной мегатенденции  можно назвать формирование нового типа культурного взаимодействия, включающего: отказ от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем, возрастания веса понимающей рефлексии, выработку новых способов разрешения культурных проблем. Нужно учесть, что в социуме деятельности принадлежат разным культурным подсистемам и в этом плане подчиняются логике их жизни, в частности, ценностным отношениям. Особенностью же жизни культурных целостностей является взаимодействие, борьба разноориентированных, иногда противоположных сил и ценностей. В этом плане реализация отдельных актов деятельности, например, на рациональной основе, не учитывающая бытие других деятельностей, может не только не приводить к нужным результатам, но и давать результаты, противоположные ожидаемым.

Основной мегатенденцией современности  можно считать дальнейшее ускоренное развитие процессов (как конструктивных, так и деструктивных), характерных для техногенной цивилизации. Именно в рамках этой тенденции идут два противоположных процесса: с одной стороны, глобализация, с другой — дифференциация социальных индивидуумов, что, в свою очередь, обусловливает формирование новых форм социальности. Переход к новым типам хозяйственной деятельности, втягивающим в свою орбиту экономику разных стран, новым типам власти (власти знаний, информации, экономических отношений), создание новых социальных институтов (например, международных, транснациональных), новых технологий (например, информационных) с необходимостью влечет и становление новой социальности, новых социальных индивидумов.

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС №2

 Сравните понятия «культурный человек» и «интеллигентный человек».

Культурный человек – явление  достаточно редкое на сегодняшний день. А все дело в том, что понятие  «культурный человек» включает в  себя множество требований, которым, к сожалению, соответствует далеко не каждый из нас

Культура представляет собой некий  кодекс поведения в закрытом социуме. И нормы культуры могут разниться  в зависимости от истории развития этого общества. Так, принятая в России фамильярность в отношении даже малознакомого человека, в консервативных обществах Европы будет расценена как небрежное отношении. Так, вы проявите свою некультурность. То есть, быть культурным человеком – значит соответствовать своим поведением нормам общественной морали конкретного социума.

В первую очередь, тот, кого можно назвать культурным человеком, должен обладать вежливостью и хорошими манерами. Этикет, основы поведения, – это именно то, что делает человека культурным. Это отнюдь не врожденные инстинктивные знания. Они приобретаются с возрастом, этому учат нас родители, детский сад, школа. На самом деле, этикет базируется не на пустых, ничего не значащих правилах, а на фундаментальной основе жизни в обществе. Умение хорошо себя вести может совершенствовать в себе каждый современный культурный человек.

 Во все времена интеллигентный человек несло определенную идеологическую нагрузку, которая во многом искажала саму его суть. Не стало исключением и время, в которое мы живем: интеллигенции "предписывается" видоизмениться сообразно рыночным отношениям.

Мне кажется правильным рассматривать интеллигентного человека в отрыве от политико-экономических реалий - как прежде всего определенный психологический тип личности. Интеллигент сочетает личную культуру и образованность с высокими нравственными принципами и потребностью в постоянном духовном совершенствовании. Такие люди независимо от рода занятий составляют цвет нации. Сеющие в обществе "разумное, доброе, вечное", они необходимы любому народу и государству, претендующему хотя бы на самосохранение, не говоря уже о выдающейся роли в мировой жизни.

Интеллигентным человеком всегда называли того, чей уровень образования  выше большинства из представителей народа. Так, в имперские и советские  времена интеллигентные люди образовывали целый класс – интеллигенцию. Интеллигенция включала в себя поэтов, литераторов, редакторов журналов и корреспондентов, а также часть богемы: актеров и театральных режиссеров. К ней редко причисляли академических ученых фундаментальных областей науки. Но если вы отнесете к интеллигентному человеку ученого физика-ядерщика, то ошибки здесь не будет. Само слово «интеллигентный» происходит от латинского intel-lego, что означает «познавать, мыслить, иметь представление о чем-либо». Исходя из этого, можно понять, что интеллигентным человеком в обыденной жизни называют умного, глубокомыслящего человека с тонким чувством культуры, что и отражается в его поведении в обществе и во взаимодействии с другим людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС №3

Выделите основные тенденции культуры эпохи Возрождения.

 

 

Возрождение - хорошо и широко известная  страница истории культуры. И все  же, несмотря на свою кажущуюся простоту, Возрождение или, иначе говоря, Ренессанс - одна из наиболее трудных для понимания  эпох. Неутихающие дискуссии и  неисчерпаемые проблемы связаны и с содержанием самого понятия Возрождение, и с определением пространственных и временных границ этой эпохи, и с периодизацией ренессансной культуры, и с описанием важнейших особенностей культуры Возрождения.

В настоящий момент наиболее распространен взгляд на Возрождение как на феномен западноевропейской культуры, развивавшийся по-разному на юге и на севере Европы. Но даже при таком подходе очевидно, что Италия - не только родина Возрождения, но и та культура, где ренессансные черты проявились наиболее ярко и последовательно

Традиционная мысль о том, что  Возрождение в отличие от Средневековья  было культурой светской, тоже требует  уточнения. С одной стороны, действительно, мировоззрение ренессансного человека во многом опиралось на его земные устремления, представляя собой в целом особую жизнерадостную и жизнеутверждающую стихию.

Утверждение человека в эпоху Возрождения - проявление ренессансного гуманизма. Характеризуя эту эпоху, можно применить  понятие «гуманизм» как минимум  в двух смыслах - в широком и узком. Если подразумевать под гуманизмом «интерес к человеку» и «осознание ценности человеческой личности», то есть наиболее общее содержание, стоящее за этим словом, то тем самым мы укажем на типичное для Ренессанса утверждение человека, светский индивидуализм и свободомыслящее сознание.

Наиболее достойная деятельность, по мнению гуманистов, - это занятия  словесностью, то есть чтение, изучение, комментирование античных произведений и создание в соответствии с древними образцами текстов собственных. Гуманистические занятия вели не только к созданию особого типа философствования, но и к формированию человека нового типа, человека, который должен был воплощать собой высшую степень человеческого достоинства. В представлениях о том, каким должно быть человеку, на первый план для гуманистов выходили личные достоинства, образованность, стремление к постоянному самосовершенствованию.

Новый взгляд на место и роль человека в мире и обществе заложил основы новой картины мира. Антропоцентризм, формирующийся в эпоху Возрождения, - это во многом отражение новой  социально-экономической ситуации и основа для ее дальнейшего развития. Скачкообразные процессы в развитии, движении культуры обычно тесно связаны с социально-экономическими обстоятельствами. С другой стороны - движение культуры создает новый культурный контекст, новые представления о человеке и его возможностях, о его месте в мире и об устройстве общества, возникают новые виды и формы деятельности, меняется предметный мир, окружающий человека. А это в свою очередь влечет за собой изменения в обществе и экономике.

Новая социально-экономическая ситуация, которая начала складываться в зрелом и позднем средневековье, была связана с ростом городов.

Западноевропейский средневековый  город первоначально не играл  существенной роли в организации  хозяйства и не был связан определенным образом с социальной структурой. Со временем роль городов возрастала. Они становились центром развития ремесел, имевших прежде второстепенное значение, в структуре средневекового хозяйства. Изменялся характер производства и торговли. Промышленный труд вытеснял примитивные домашние ремесла, развивались товарно-денежные отношения, менялся характер обмена. И если раньше торговля представляла собой, как правило, международный обмен изделиями роскоши, то формирующиеся новые принципы торговли предполагали более тесную связь с трудом и производством. Это означало тщательный учет затрат на индивидуальном уровне, появление новых механизмов, регулирующих производство, приводящих в соответствие спрос и предложение.

Параллельно изменениям в производстве и экономике формировались новые  принципы управления и самоуправления, складывалось систематизированное городское право. Все эти процессы вели к возрастанию роли личностного начала. Западноевропейский город стал той почвой, которая взрастила нового человека - энергичного, предприимчивого, рассчитывающего на свои силы и уменияОдним из важных следствий этого стали изобретения, научные и географические открытия, расширение представлений человека об окружающем мире и о самом себе. Несмотря на то что промышленная революция произошла позднее - в XVIII - XIX веках, - первый шаг к ней был сделан в эпоху Возрождения.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"