Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 11:11, контрольная работа
Современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все мы подчиняемся «законам» культурной коммуникации. Таким образом, одна из мегатенденции современной культуры- уяснение и понимание ее исторической и культурной относительности, ее границ, уяснение взаимозависимостей и взаимосвязей разных составляющих ее культур. Современная культура-это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси «прошлое-будущее».
1. Раскройте и проанализируйте мегатенденции современной культуры.
2. Сравните понятия «культурный человек» и «интеллигентный человек».
3. Выделите основные тенденции культуры эпохи Возрождения.
4. Проанализируйте основные тенденции, которые протекают в локальных и серединных культурах.
ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра менеджмента
Предмет: Культурология
Контрольная работа № 1
Студент: 2курса, группы Эбс13
Ф.И.О.: Клобукова Е.Н.
Преподаватель:
Дата сдачи работы «___» __________ 2012 г.
Оценка: _______________
Проверил:_______________
Киров
2013
1. Раскройте и проанализируйте
мегатенденции современной
2. Сравните понятия
«культурный человек» и «
3. Выделите основные тенденции культуры эпохи Возрождения.
4. Проанализируйте основные
тенденции, которые протекают
в локальных и серединных
1.Раскройте и проанализируйте мегатенденции современной культуры.
Современные культурологические исследования заставляют критически взглянуть на собственную культуру и присущий ей тип человека, часто воспринимаемый как непосредственная данность, уяснить их исторические и межкультурные границы.
Современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все мы подчиняемся «законам» культурной коммуникации. Таким образом, одна из мегатенденции современной культуры- уяснение и понимание ее исторической и культурной относительности, ее границ, уяснение взаимозависимостей и взаимосвязей разных составляющих ее культур. Современная культура-это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси «прошлое-будущее».
Сегодня относительно судьбы культуры
выкристаллизовались два разных
понимания, два взгляда, так сказать,
«оптимистический» и «
В поисках разрешения этой дилеммы,
представляющей собой истинную мегатенденции
современной культуры, сегодня намечены
два противоположных пути. Один -
это надежда разрешить
Другой мегатенденцией современной мировой культуры является одновременное существование как кризисных явлений, так и разных, даже противоположных путей разрешения этих кризисных явлений. Приведем одну иллюстрацию-обсуждение в современной культуре проблемы техники. Современные мыслители (философы, ученые, крупные инженеры), начиная с работ Э. Канна и Ф. Дессауэра, следуя за М. Хайдеггером, К. Ясперсом, Л. Мэмфордом, занимают в отношении техники ту или иную, но вполне определенную позицию, как правило, они связывают с техникой (понимаемой достаточно широко) кризис нашей культуры и цивилизации. Однако лишь немногие философы техники смогли нащупать удовлетворительное частичное объяснение влияния техники на современную культуру. В результате природа и человек деградируют (разрушаются) , поскольку становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины- поставляющего производства.
Следующая мегатенденция в развитии современной культуры- появление и формирование наряду с традиционным ее образом, нового. Традиционный образ мировой культуры связан прежде всего с идеями исторической и органической целостности, представлениями о традициях и научении. Новый образ- культуры все более ассоциируется с идеями космическими, экологическими, с этическими идеями единства Человечества и его судьбы.
В качестве еще одной мегатенденции можно назвать формирование нового типа культурного взаимодействия, включающего: отказ от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем, возрастания веса понимающей рефлексии, выработку новых способов разрешения культурных проблем. Нужно учесть, что в социуме деятельности принадлежат разным культурным подсистемам и в этом плане подчиняются логике их жизни, в частности, ценностным отношениям. Особенностью же жизни культурных целостностей является взаимодействие, борьба разноориентированных, иногда противоположных сил и ценностей. В этом плане реализация отдельных актов деятельности, например, на рациональной основе, не учитывающая бытие других деятельностей, может не только не приводить к нужным результатам, но и давать результаты, противоположные ожидаемым.
Основной мегатенденцией современности можно считать дальнейшее ускоренное развитие процессов (как конструктивных, так и деструктивных), характерных для техногенной цивилизации. Именно в рамках этой тенденции идут два противоположных процесса: с одной стороны, глобализация, с другой — дифференциация социальных индивидуумов, что, в свою очередь, обусловливает формирование новых форм социальности. Переход к новым типам хозяйственной деятельности, втягивающим в свою орбиту экономику разных стран, новым типам власти (власти знаний, информации, экономических отношений), создание новых социальных институтов (например, международных, транснациональных), новых технологий (например, информационных) с необходимостью влечет и становление новой социальности, новых социальных индивидумов.
ВОПРОС №2
Сравните понятия «культурный человек» и «интеллигентный человек».
Культурный человек – явление достаточно редкое на сегодняшний день. А все дело в том, что понятие «культурный человек» включает в себя множество требований, которым, к сожалению, соответствует далеко не каждый из нас
Культура представляет собой некий кодекс поведения в закрытом социуме. И нормы культуры могут разниться в зависимости от истории развития этого общества. Так, принятая в России фамильярность в отношении даже малознакомого человека, в консервативных обществах Европы будет расценена как небрежное отношении. Так, вы проявите свою некультурность. То есть, быть культурным человеком – значит соответствовать своим поведением нормам общественной морали конкретного социума.
В первую очередь, тот, кого можно назвать культурным человеком, должен обладать вежливостью и хорошими манерами. Этикет, основы поведения, – это именно то, что делает человека культурным. Это отнюдь не врожденные инстинктивные знания. Они приобретаются с возрастом, этому учат нас родители, детский сад, школа. На самом деле, этикет базируется не на пустых, ничего не значащих правилах, а на фундаментальной основе жизни в обществе. Умение хорошо себя вести может совершенствовать в себе каждый современный культурный человек.
Во все времена интеллигентный человек несло определенную идеологическую нагрузку, которая во многом искажала саму его суть. Не стало исключением и время, в которое мы живем: интеллигенции "предписывается" видоизмениться сообразно рыночным отношениям.
Мне кажется правильным рассматривать интеллигентного человека в отрыве от политико-экономических реалий - как прежде всего определенный психологический тип личности. Интеллигент сочетает личную культуру и образованность с высокими нравственными принципами и потребностью в постоянном духовном совершенствовании. Такие люди независимо от рода занятий составляют цвет нации. Сеющие в обществе "разумное, доброе, вечное", они необходимы любому народу и государству, претендующему хотя бы на самосохранение, не говоря уже о выдающейся роли в мировой жизни.
Интеллигентным человеком
ВОПРОС №3
Выделите основные тенденции культуры эпохи Возрождения.
Возрождение - хорошо и широко известная страница истории культуры. И все же, несмотря на свою кажущуюся простоту, Возрождение или, иначе говоря, Ренессанс - одна из наиболее трудных для понимания эпох. Неутихающие дискуссии и неисчерпаемые проблемы связаны и с содержанием самого понятия Возрождение, и с определением пространственных и временных границ этой эпохи, и с периодизацией ренессансной культуры, и с описанием важнейших особенностей культуры Возрождения.
В настоящий момент наиболее распространен взгляд на Возрождение как на феномен западноевропейской культуры, развивавшийся по-разному на юге и на севере Европы. Но даже при таком подходе очевидно, что Италия - не только родина Возрождения, но и та культура, где ренессансные черты проявились наиболее ярко и последовательно
Традиционная мысль о том, что
Возрождение в отличие от Средневековья
было культурой светской, тоже требует
уточнения. С одной стороны, действительно,
мировоззрение ренессансного
Утверждение человека в эпоху Возрождения - проявление ренессансного гуманизма. Характеризуя эту эпоху, можно применить понятие «гуманизм» как минимум в двух смыслах - в широком и узком. Если подразумевать под гуманизмом «интерес к человеку» и «осознание ценности человеческой личности», то есть наиболее общее содержание, стоящее за этим словом, то тем самым мы укажем на типичное для Ренессанса утверждение человека, светский индивидуализм и свободомыслящее сознание.
Наиболее достойная
Новый взгляд на место и роль человека
в мире и обществе заложил основы
новой картины мира. Антропоцентризм,
формирующийся в эпоху
Новая социально-экономическая
Западноевропейский
Параллельно изменениям в производстве
и экономике формировались