Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 11:11, контрольная работа

Описание работы

Современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все мы подчиняемся «законам» культурной коммуникации. Таким образом, одна из мегатенденции современной культуры- уяснение и понимание ее исторической и культурной относительности, ее границ, уяснение взаимозависимостей и взаимосвязей разных составляющих ее культур. Современная культура-это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси «прошлое-будущее».

Содержание работы

1. Раскройте и проанализируйте мегатенденции современной культуры.
2. Сравните понятия «культурный человек» и «интеллигентный человек».
3. Выделите основные тенденции культуры эпохи Возрождения.
4. Проанализируйте основные тенденции, которые протекают в локальных и серединных культурах.

Файлы: 1 файл

котр.раб по культуролог..doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Для этой эпохи характерно широкое распространение водяных и ветряных мельниц. Причем применялись они не только для помола зерна, но и для многих других целей: приводили в движение молоты, насосы, кузнечные меха, использовались для изготовления сукна. Новый промышленно-технический опыт, широко и разнообразно эксплуатируя энергию ветра и воды, впервые так масштабно поставил вопрос преобразования природных сил в деятельности человека, обратил природу на службу человеку.

В первую очередь нужно, конечно, назвать появление книгопечатания.. Традиции изготовления «народных листков» с резных досок, эксперименты с красками и металлическими сплавами, умение использовать пресс для изображений на монетах, освоение бумаги соединились с новыми принципами организации производства, с новыми требованиями к продукции и ее свойствам.

Среди знаменательных событий  в материальной культуре Возрождения, оставивших свой след в культуре духовной, следует назвать еще появление  часов и стекла. Нужно отметить еще и то, что в средние века разнообразные сложные механизмы были весьма популярны и средневековые ремесленники достигли значительных умений в изготовлении разнообразных «диковинок», но появление часового механизма было переходом на качественно иной уровень. Это было одно из первых сложных механических устройств, предназначенных не для развлечения, а исключительно для практических целей.

Симптоматичным стало и появление  в быту зеркала, позволившего, так  сказать, взглянуть на себя со стороны, поставить проблему внутреннего и внешнего, вызвать интерес к внутреннему миру человека.

Смысловым ядром духовной культуры Возрождения стало формирование новой картины мира - представлений  о месте и роли человека в мироздании, о взаимосвязи земного и божественного  миров и об отношениях человека с окружающим его миром, представлений о возможностях человека и границах его деятельности. По-новому осмысливались важнейшие нравственные проблемы - проблемы чести и долга, добродетели и справедливости, проблема пути, по которому должен идти человек.

 Художественная культура эпохи Возрождения открывает собой новую страницу в истории искусства. Впервые художественный мир начинает осмысливаться как нечто автономное и самоценное. Свобода художественного творчества, индивидуальность и авторство, социальное признание таланта - эти и многие другие особенности художественной культуры Ренессанса заложили основы европейской художественной культуры Нового времени.

В дополнение к художественной практике раннее Возрождение дало и теоретическое обоснование нового искусства. Ценность художественного творчества связывалась с познанием и отражением объективных законов мироздания. От художника в связи с этим требовались знания законов геометрии и оптики, необходимые для построения перспективы. Поиск пропорциональных соотношений предполагал некоторые математические умения, анатомические познания должны были помочь изображать человеческое тело в статике и динамике. Таким образом, в период раннего Возрождения сформировались представления о необходимости соединить художественную и интеллектуальную деятельность, связанные с их сходной природой.

Ценность и значимость культуры Возрождения выходит далеко за ее пределы. Это было время интенсивных  поисков путей движения культуры и напряженных размышлений о человеке и окружающем его мире. Многие явления Ренессанса предвосхитили позднейшие открытия, а представления о свободе человеческого духа и творческой основе любой деятельности придали культуре Возрождения бесконечное обаяние и сделали эту эпоху неисчерпаемым источником вдохновения для других времен.

ВОПРОС № 4

Проанализируйте основные тенденции, которые протекают  в локальных и серединных культурах

 

Любая типология культуры, систематизация её разновидностей есть выявление специфических культур. Нам знакома типология, разделяющая культурные миры на Запад и Восток, но и Западная и  Восточная культуры имеют внутреннюю специфику.  Запад - это и американская и европейская специфики (разновидности), со своими особенными, но, все же, запад ными характеристиками.  Восточная культура выявляет особенности китайско – конфуцианской, арабо– исламской и индо– буддистской форм. Степень разнообразия или культурная специфика, проявляется на уровне ойкумены (или человечества в целом), например, в расовых различиях; в рамках национальной и этнической, или профессиональной, демографической  и дру гих специфических  культурных примет. Так, религиозная культура обеспечи вает спасение, но каждая религия имеет свою специфику, «свои варианты спа сения, не предназначенные для всех, свои способы отбора последователей и передачи им особых знаний и традиций». Разнообразная культурная деятель ность создает потребность в высокой специализации, формирует специализиро ванные по уровням и способам деятельности культуры, институты. Развитый сельский или городской промышленный труд, ремесленная, интеллектуальная и иная деятельность складываются в институциированные формы культуры. Специфическая культура имеет как высокие,  так и обыденные формы. Так, знание функционирует и как оформленная государством культурная разновидность, официальная наука, так и как культура неформального научного сообщества, а также как обыденная, традиционная, и, возможно, упрощенная, бытовая форма. Размышления о культурной специфике -  это вопросы её выражения, культур ной формы.

В осмыслении культурной формы существует понятие срединная культура1. Серединная культура – это устойчивая и непротиворечивая, сло жившаяся культура общества. Она оформляется в виде целостности, имеющей структуру с непротиворечивым, гармоничным основанием, культурным ядром.

В рамках такой сложившейся культуры снимаются крайние, полярные, противоречивые ориентации: аскетизм – гедонизм; покорность – воля, священное – бесовское; народное – антинародное; пролетарское – буржуазное и т. п. Для срединной культуры характерен устойчивый образ жизни, умеренное благосостояние для широких слоев населения, доступные цели и возможность их реализации. Существуют разные типы срединных культур, специфичные для той, или иной цивилизации или национальной общности.  В классических цивилизациях Востока срединная культура формируется в рамках религиозной системы. В индустриальном обществе такая культура создается на основе единства хозяйственной системы и рынка, которые и порождают средний класс. Сложные процессы перестройки срединной культуры возникают в ходе модернизации. В российской культуре постоянно ощущается необходимость  вызревания срединной культуры. Этот процесс прерывается столкновением противостоящих принципов и начал, прерывностью культурных эпох (Н. Бердяев). В этом процессе важными становятся нормативные, ценностные, смысловые элементы, формирующие уровни, блоки, синтезирующие разнородные формы. Срединная культура проникает на обыденный уровень, но не сливается с ним. С понятием срединная культура сходно понятие стыковая культура в концепции субэку мен Григория Померанца2. В многообразии культурных типологий к началу ХХ века появилось и вошло в обиход в рамках культурно – исторической школы понятие локальной культуры. Этому послужили многочисленные географические и культурные открытия, которые к ХХ веку позволили сделать вывод о множественности культурных миров и их независимости от мировой целостности. Эта точка зрения выявилась в концепциях культурно – исторических типов Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Каждый культурный мир, подобно живому организму (Н.Данилевский, О.Шпенглер), обладает внутренней органикой: рождается, достигает зрелости и умирает. Он не связан с другими культурными мирами, не влияет на них. Его смерть – это иная, не культурная, а цивилизационная форма бытия. 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА




Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"