Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Влияние закона стоимости в рыночной системе хозяйствования
проявляется, в конечном счете в том, что этот закон выступает как
своеобразная «невидимая рука», которая направляет производителя к своей
цели – получению личной выгоды, удовлетворению собственного интереса

Содержание работы

1. Раскройте содержание следующих понятий: социальная стратификация, страта, социальный статус, социальная роль, маргинальность, социальная мобильность.
2 .Структурно-функциональный анализ Т.Парсонса.
3. Практическое задание: Основной проблемой Вашего исследования является кризисное состояние современной российской семьи. Определите цель и задачи исследования. Сформулируйте прогнозную гипотезу.

Файлы: 1 файл

кр по социологии 2012.docx

— 44.27 Кб (Скачать файл)

      

       Всё более острой  становится проблема социализации , воспитания детей. Социализация призвана помочь индивиду усваивать систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем в условиях смены традиционной многопоколенной семьи двухпоколенной с характерной для неё двухкарьерной моделью и следовательно двухзарплатностью весьма существенно сужаются функции социализа-ции детей. Будучи вовлечёнными в систему наёмного труда, родители ограничены во времени, поэтому их общение с ребёнком является преимущественно эпизодическим. Как свидетельствуют данные Госкомстата Республики Бурятия, в 1990г. работающие женщины занимались с детьми в среднем 32 минуты в сутки, а мужчины - всего 16 минут. Воспитанием детей занимаются ясли, детсады, детдома, школы. Мы - отцы и матери, - как остроумно пояснил эту ситуацию профессор Бестужев - Лада, - сдаём детей, как чемоданы, в камеры хранения, в школьные системы, и получая обратно этот чемодан, возмущаемся: почему он такой бесчувственный по отношению к нам, когда мы становимся престарелы-ми, и не думает о нашем благополучии.

      

       Но дело не  только в отсутствии времени  у родителей для общения с  детьми, но и в не рациональном  его использовании. Как показывают  исследования, большинство родителей  педагогически не образованы. Нередко  по отношению к детям применяется  не только психологическое или  эмоциональное, но и физическое  насилие. Об этом свидетельствуют  такие данные. Ежегодно в России  около 2 млн. детей в возрасте  до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом становится  смерть, а для 2 тысяч - самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение  года уходят из дома, спасаясь  от собственных родителей, а  25 тысяч несовершеннолетних находятся  в розыске (3).

      

       По данным социологических  опросов, проведённых в нашей  республике (2000г.), прибегают к использованию  физического насилия родители  как город-ских, так и сельских семей. В городе насилие применяется чаще, чем в деревне.

      

       При этом прослеживается  тенденция роста числа проявлений  физического насилия, что объясняется прежде всего деморализацией, снижением образовательного, культурного уровня части населения, ростом числа психических расстройств, алкоголизмом.

      

       Сегодня, как  никогда раньше, остро стоит задача  кардинально повысить роль родителей  в воспитании детей. В отечественной  и зарубежной литературе настойчиво  высказывается требование уйти  от экономики двухзарплатной системы, когда работают оба родителя. Необходимо создать такие условия, чтобы зарплата одного из родителей была достаточной для нормального функционирования семьи, а второй имел возможность заниматься воспитанием детей.

      

       Актуальными проблемами  семьи является реализация экономической,  защитной функций, функции эмоционального  удовлетворения. Как показывают  исследования, требуют серьёзного  улучшения внутрисемейные отношения.  Остаётся актуальной задача подготовки  молодёжи к семейной жизни. 

      

       Необходимым условием  оздоровления российской семьи  является поворот государства,  местных органов власти к проблемам  семьи, преодоление тлетворного,  разлагающего влияния на семью,  прежде всего подрастающее поколение  средств массовой информации, особенно  центрального телевидения. 

      

Семья является объектом исследования многих наук – социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Экономика – потребительские аспекты семьи и участие ее в производстве материальных благ и услуг. Этнография – особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Демография – роль семьи в процессе воспроизводства населения. Педагогика – ее воспитательные возможности. Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений – статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.

 Интеграция этих направлений  изучения семьи позволяет получить  целостное представление о семье  как о социальном явлении, сочетающем  в себе черты социального института  и малой группы. Семья как социальный  институт имеет свои тенденции  развития. В наши дни отказ  от традиционного требования  к семье в его однозначной  последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) – уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).

 Многие современные женщины  не воспринимают материнство  как исключительно брачный атрибут.  Одна треть семей считает рождение  ребенка помехой супружеству,  причем женщины в большей степени,  чем мужчины (соответственно –  36 и 29 %). Появилась социокультурная  нормативная система – прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не смертный грех.

 В работах Ю. И.Алешиной, В. Н.Дружинина, С. В. Ковалева, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.

 Данное обстоятельство и  определило в существенной степени  выбор темы дипломного исследования: «Социально-психологические проблемы  семьи».

 В наше время включенность  в семью перестала быть необходимым  фактором духовного и физического  выживания. Личность получила  относительную независимость от  семьи, изменился характер восприятия  семейных отношений. Наиболее  значимыми стали не родственные,  объективно заданные отношения,  а супружеские, основанные на  свободном выборе, именно они  являются центральными в семье.  Не случайно в качестве экспериментального  поля исследования была выбрана  проблема практической подготовки  молодежи к семейной жизни.  Первые годы супружеской жизни  — важный и во многом определяющий  период существования семьи. По  ним можно судить о потенциальном  качестве брака и строить прогнозы  относительно стабильности данной  семьи. Несмотря на яркую эмоциональную  окрашенность и романтизм, характерный для молодого супружества, данный этап семейной жизни является одним из наиболее сложных, о чем говорит приходящееся на него большое количество разводов.

Цель исследования – изучение социально-психологических  проблем современной семьи, молодой  семьи в частности.

Гипотеза исследования: предполагается, что использование положительных  и преодоление негативных тенденций  в развитии современной молодой  семьи может способствовать укреплению семейно-брачных отношений. Наиболее полно особенности развития взаимоотношений  интегрируются в динамике до и  после психолого-педагогического  воздействия.

Объект исследования — семья  как социальная группа, супружеские  отношения.

Предмет исследования – особенности  взаимоотношений супругов в период кризиса принятия на себя супружеских  обязательств.

 В соответствии с целью,  гипотезой, объектом и предметом  исследования были поставлены  следующие задачи:

 Изучить социально-психологические  проблемы современной семьи в  Казахстане.

 Провести теоретический анализ  психолого-педагогической литературы  по проблеме семейных кризисов, путей выхода из них.

 Изучить общие принципы, виды  и направления оказания психологической  помощи семье.

 Разработать адекватную предмету  исследования программу социально-психологического  исследования, включающую программу  психологического тренинга и  исследовательские процедуры.

Методологическую основу данного  исследования составили труды Е.Н. Резника, Н.Д. Шимина, Э.Г. Эйдемиллера, Л. Адлера, Б. Спока, 3. Фрейда и др.

 В работе были использованы  следующие методики: «Опросник удовлетворенности  браком», «Опросник ПЭА (понимание,  эмоциональное притяжение, авторитетность)»,  «Анализ семейной тревоги» (ACT).

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографического списка, приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования; указаны  проблемы, цель, объект, предмет исследования; сформулированы гипотезы и задачи исследования; определены теоретические и методологические предпосылки; отражена практическая значимость полученных результатов. В первой главе  — «Теоретическое исследование социально-психологических  проблем современной семьи» - представлен  анализ проблем семьи на современном  этапе. Во второй главе – «Психологическая помощь семьям, испытывающим трудности» освещены общие принципы, виды и  направления оказания психологической  помощи семье, описаны особенности  кризиса принятия на себя супружеских  обязательств. В третьей главе - «Практическая  часть» представлены программа и  методы исследования, проанализированы результаты исследования и сделаны  выводы.

Базой исследовательской работы выступили  молодые супружеские пары, состоящие  в браке не более года. Первая семья - Майра и Жаслан, вторая - Екатерина и Николай, третья - Наргиз и Мирас. Супруги индивидуально отвечали на вопросы методик «Опросник удовлетворенности браком», «Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность)», «Анализ семейной тревоги» (ACT). Затем с ними проводились групповые психокоррекционные занятия для супружеских пар «Школа любящих супругов». Цель данных занятий: усиление эмоциональной связи в супружеской подсистеме. После занятий проводилось повторное тестирование. Полученные данные анализировались, формулировались выводы.


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"