Контрольная работа по «Социологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 09:53, контрольная работа

Описание работы

Выступая как часть тех или иных философских учений, социология не ограничивалась лишь проблемами общества как целого. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук.

Содержание работы

1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания……………………………………………………………………………3
2. Система категорий, законы и основные функции социологии…..............10
3. Практическое задание ……………………………………………………...15

Заключение ……………………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

социология ч.docx

— 38.39 Кб (Скачать файл)

 

                                  Содержание

 

1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического  знания……………………………………………………………………………3              

2. Система категорий, законы и  основные функции социологии…..............10  

3. Практическое задание ……………………………………………………...15

 

Заключение  ……………………………………………………………………16                                                                                               

 

Список  литературы……………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания.

Термин «социология» ввел в науку французский ученый и философ Огюст Конт (1798—1857), в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г.   О.Конта нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религий и искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских и древнегреческих философов, европейских мыслителей Средних веков и Нового времени.

Выступая как часть  тех или иных философских учений, социология не ограничивалась лишь проблемами общества как целого. Она касалась всех сторон развития общества, в том  числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом  изучения отдельных наук.

Однако с развитием  общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной  теории общества. От нее отпочковались  политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. И сама она стала развиваться  как самостоятельная наука по отношению не только к выделившимся из нее отраслям знаний, но и к  универсальным философским системам прошлого.

Предметом внимания и изучения социологии все более становились  фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных  и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в  историческом процессе, факторы социального  прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости. В результате в XIX в. появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впоследствии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и других социологов.[1]

Каждый из этих мыслителей внес существенный вклад в научное  объяснение исторического процесса. Их концепции общественного развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью и наукой вопросы.

Огюст Конт (1798—1857), считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. О. Конт полагал, что можно законы механики использовать в изучении общества. Для него был характерен эмпирический подход к социологическому знанию. Большого научного следа в социологии О. Конт не оставил, но чрезвычайно важна его мысль о том, что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных. Не случайно социологию вначале называли социальной физикой.  

Многие идеи Карла Маркса (1818-1883),являются основополагающими в социологии. Основная заслуга его заключается в том, что он впервые проанализировал общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он показал причины возникновения социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии.

Другой крупный немецкий ученый Макс Вебер (1864—1920)- разработал собственную социологическую теорию. Одним из основных положений теории Макса Вебера является выделение самой элементарной частицы поведения индивида в обществе социального действия, которое образует всю сложнейшую систему взаимоотношений между людьми. При этом само общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных людей кооперируются на основе интересов, так образуются социальные группы и социальные институты. Люди понимают, что индивидуальные цели эффективнее, с меньшей затратой сил и времени достигаются совместно.

Значительное место в  работе М. Вебера занимает исследование отношений власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию специально созданный аппарат управления. Одна из самых интересных работ М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" дает представление о современном обществе, пружинах его эффективного развития. 

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. В отличие от своих современников он считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в социальные группы, люди подчиняются правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Именно поэтому Э. Дюркгейм много внимания уделял отклонениям от принятых норм и ввел для этого специальный термин "аномия".

Многие идеи Э. Дюркгейма  развиваются в современных социологических  теориях, в особенности в структурно-функциональном анализе - важнейшем направлении  общественной мысли последних десятилетий.

Питирим Александрович  Сорокин (1889-1968) – один из виднейших представителей социологов-классиков, оказавший большое влияние на развитие всей социологии XX в.. Основой социологического анализа Сорокин считал социальное поведение, социальное взаимодействие. Взаимодействие индивидов он определяет в качестве родовой модели и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы делятся им на организованные и неорганизованные, причем особое внимание уделяется анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства – миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе «процветающей демократии».

В своих поздних работах («Социальная  философия в век кризиса», «Альтруистическая  любовь», «Власть и нравственность»  и др.) Сорокин проповедует идеи альтруистической любви, нравственного  возрождения, этической ответственности  и солидарности, культурных ценностей, т.е. те идеи, которые определяли этико-нравственную направленность русской социологической мысли в целом. [2]

Социология (от греч. socio –  общество, лат. logos – слово, наука) —  наука о закономерностях становления  и развития социальных систем, общностей, групп, личностей.[7]

Объектом социологии может быть общество в целом с присущими ему многообразными социальными связями и отношениями между людьми, материальной и духовной культурой или же одна из сфер общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная. Это могут быть большие и малые социальные группы и национальные общности людей (классы, нации, народности, профессиональные и демографические группы, включая различные группы молодежи, женщин, представителей старшего поколения, производственные и иные коллективы, политические партии, профсоюзы, творческие организации).

Предметом внимания социологии могут быть отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные ориентации, а также семьи как ячейки общества и так называемые малые группы с их устойчивыми и неустойчивыми  социально-психологическими связями, в том числе группы по интересам, соседей, друзей и т.д. Как видим, круг объектов социологии как науки весьма широк и разнообразен, что в немалой степени определяет структуру социологического знания.[1]

Структура социологического знания — не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.

Она предстает как система  взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах  разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом.

1. Теоретическая социология. Задачей является рассмотрение общества как целостного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.

Эмпирические  социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических исследований (опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и т.п.). Между теоретическим и эмпирическим знанием нет абсолютной грани.

Теоретические знания — знания универсальные, эмпирические фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое, не существенное преобладание эмпирических компонентов исследования над теоретическими компонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Законом развития науки всегда остается преобладание знания теоретического над знанием эмпирическим. Теоретические знания определяют в конечном итоге, прогресс любой науки, а, следовательно, и социологии.

Эмпирические  исследования подразделяются на: фундаментальные и прикладные.

- фундаментальные социологические исследования ставят цели развития и совершенствования научных представлений об изучаемом предмете.

- прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо конкретной социологической проблемы.

На основе теоретического и эмпирического изучения различных  социальных систем социология может  давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Теоретическая  и прикладная социология, базируясь  на конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение.

2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.

В структуре социологического знания можно выделить отдельные  уровни исходя из масштабов, отражаемых в социологических взглядах и  теориях общественных явлений. Речь идет о следующих уровнях социологического знания:

•  Общесоциологические теории – касаются глубинных, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса. На данном уровне делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования тех или иных социальных явлений, о движущих силах развития общества. Формируются теории общественной, прежде всего производственной, деятельности людей, выявляется роль труда в развитии общества, что было показано Гегелем, Марксом и другими мыслителями.

•  Специальные, или частные социологические теории – касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Познавательный ракурс этих теорий намного уже, чем общесоциологических, и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества. В качестве таковых могут выступать, например, экономическая и социальная сферы жизни общества.

•  Конкретные социологические исследования – проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений. Исследования могут проводиться в рамках социологии, экономических, правовых и других наук с целью получения объективных данных о различных сторонах социальной действительности, а также с целью изучения общественного мнения, т.е. получения сведений об отношении населения к тем или иным событиям общественной жизни, их мнении относительно каких-то социальных проблем, способов их решения.

3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий. Охарактеризованные выше уровни социологического знания — общесоциологические теории, специальные социологические теории и конкретные социологические исследования — не изолированы друг от друга. Напротив, они органично взаимодействуют между собой, образуя единую и целостную структуру социологического знания.[4]

Помимо указанных уровней, в  структуре социологического знания выделяются макро-и микросоциология.

Макросоциология основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. В ней оперируют понятиями: общество, культура, социальный  институт, социальная система и структура, глобальные социальные процессы и пр.

Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их межличностном взаимодействии. Микросоциология уделяет большое внимание анализу количественной стороны психологических отношений людей, которые определяются социометристами в терминах безразличия, симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания). Таким образом, социология является многомерной и многоуровневой системой научного знания, которая состоит из элементов, которые конкретизируют общее знание о предмете науки, методах исследования и способах его оформления.[5]

Информация о работе Контрольная работа по «Социологии»