Контрольная работа по «Социологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 09:29, контрольная работа

Описание работы

1. РАЗРАБОТАЙТЕ ПРОГРАММУ И НА ЕЕ ОСНОВЕ СФОРМИРУЙТЕ ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МОЖНО СОСТАВИТЬ АНКЕТУ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ “СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ СТУДЕНТА”. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что исследователи выявили особенности организации свободного времени студентов высшего профессионального образования г. Санкт-Петербург, а также факторы, влияющие на проведение свободного времени студентами.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  – 

УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

иНСТИТУТ  ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Контрольная работа

по дисциплине «Социология»

Вариант № 7

 

Работу выполнил(а) студент(ка)

Тимофеева Ю.Е.

группа 3-1Э

г. Орел

Работу проверил(а)

Якушина Н.В.


 

 

Отметка о зачете                                  дата «____» _________20   г.

Подпись преподавателя  ________________

 

 

г. Орел, 2013г.

 

  1. РАЗРАБОТАЙТЕ ПРОГРАММУ И НА ЕЕ ОСНОВЕ СФОРМИРУЙТЕ ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МОЖНО СОСТАВИТЬ АНКЕТУ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  ПО ПРОБЛЕМЕ “СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ СТУДЕНТА”. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Содержание  программы

  • 1. Методологическая часть
  • 1.1 Обоснование актуальности
  • 1.2 Проблемность ситуации
  • 1.3 Научная разработанность
  • 1.4 Интерпретация и операционализация ключевых понятиий
  • 1.5 Объект исследования
  • 1.6. Предмет исследования
  • 1.7 Цель исследования
  • 1.8 Задачи исследования
  • 1.9 Гипотеза
  • 2. Методический раздел
  • 2.1 Методы сбора первичной социологической информации
  • 2.2 Место и время проведения исследования. Название инструментария
  • 2.3 Характеристика инструментария
  • 2.4 Выборка
  • 2.5 Метод обработки эмпирических данных
  • 2.6 Практическая значимость исследования
  • 2.7 Рабочий план проведения исследования
  • 3. Аналитический раздел исследования
  • Литература
  • Приложения

1. Методологическая  часть

1.1 Обоснование  актуальности

В наше время  проблема использования свободного времени студентами является очень актуальной. Так как существует много факторов, которые влияют на использование свободного времени студентов, но также существует очень мало решений этих проблем. Выявив мотивы, можно вырабатывать эффективные приемы, которые могут поспособствовать тому, чтобы силы студентов были направлены в правильное русло.

1.2 Проблемность  ситуации

В настоящее  время использование свободного времени студентам влияет не только на их будущее, но и на будущее следующих поколений; влияет на дальнейшее развитие страны в целом. В связи с этим необходима углубленная информация о способах организации свободного времени, а также возможностях и желаниях студентов, которая необходима для оптимального достижения результата исследования.

1.3 Научная разработанность

Разработанность данной проблемы в России достаточно высока.

Существуют  различные методы работы с студентами, такие как: беседы, лекции, кинопоказы, молодёжные лектории с приглашением различных специалистов и публичных людей; методы создания молодёжных клубов по интересам, различных кружков и секций, влияющих на формирование личности человека, удовлетворяющие их духовные и физические нужды. Кроме того, каждая организация, занимающаяся тем или иным родом деятельности, уделяет большое внимание проведение различных опросов путем анкетирования.

1.4 Интерпретация  и операционализация ключевых  понятиий

А) Время - основная форма существования материи, заключающаяся  в закономерной координации сменяющих  друг друга явлений.

Б) Свободное время-это время, затрачиваемое на развитие, отдых, развлечения, занятия спортом, и время расходуемое на дорогу в учебное учреждение (туда и обратно), восстановление сил, и удовлетворение физиологических потребностей (сон, еда), ведения домашних и личного подсобного хозяйства и т.п.

В) Кружки - организационная  форма стимулирования творческой активности работников, основанная на личной заинтересованности членов кружков в улучшении результатов  кружка.

Г) Клуб - собрание, постоянное общество, которое собирается в особом помещении, для беседы и увеселений.

Д) Интерес - форма  побуждения активности со стороны предметно-функциональных мотивов, удовлетворение которых связано  не с результатом, и с процессом  ориентированной на окружающий мир  деятельности.

Е) Возраст - отмеченный хронологическими границами, период в физиологическом, психологическом и социальном развитии человека.

(ранее детство,  дошкольный возраст, подростковый  возраст и др.)

Ж) Организация - это закрепленная статусом самостоятельного хозяйствующего субъекта, группа людей, имеющая целью реализацию совместной деятельности.

1.5 Объект исследования

Использование свободного времени студентами.

1.6. Предмет исследования

Особенности использования  свободного времени студентами.

1.7 Цель исследования

Выявить особенности использования свободного времени студентами; изучить причины, влияющие на особенности использования свободного времени.

1.8 Задачи исследования

1. Изучить теоретические аспекты проблемы.

2. Выявить особенности  использования свободного времени студентами;

3. Изучить причины,  влияющие на особенности использования  свободного времени

4. Сформулировать  выводы

.9 Гипотеза

Мы предполагаем, что целенаправленное исследование особенностей использования свободного времени студентами, позволит нам выявить причины, влияющие на организацию свободного времени студентами.

2. Методический  раздел

2.1 Методы сбора  первичной социологической информации

При сборе первичных  данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две  основные разновидности:

1) опрос-анкетирование и интервьюирование;

2) анализ документов - качественный и количественный  анализ;

3) наблюдение - невключенное и включенное;

4) эксперимент  - контролируемый и неконтролируемый;

В данном социологическом  исследовании будет использоваться анкетирование.

2.2 Место и  время проведения исследования. Название инструментария

Исследование будет проводиться  в городе Санкт-Петербург. В учебных заведениях таких как: СПбГУ, СПГУТД, ИНЖЭКОН, СПбГУ, СПбГУНиПТ.

В этих учебных  заведениях будут раздаваться анкеты; для их заполнения будет отведено специальное место, оборудованное  столами, стульями и ручками.

Даты: 10-15 октября 2013 года с 10 до 12 часов

Инструментарий: анкета.

2.3 Характеристика  инструментария

Всего в анкете 19 вопросов, в том числе:

1. По содержанию:

1) о личности  респондента;

2) о проведении  свободного времени респондента

2. По форме:

1) закрытые - альтернативные

2) открытые

3. По оформлению:

1) линейные

2) в виде таблицы

2.4 Выборка

 

Объем выборки

Тип выборки

Единица наблюдения

Географическое  место

 

50

Произвольный

Студент

Г.Санкт-Петербург

 
         

2.5 Метод обработки  эмпирических данных

В данном социологическом  исследовании предусмотрен ручной метод  обработки эмпирических данных.

2.6 Практическая значимость исследования

Практическая  значимость данного исследования заключается  в том, что исследователи выявили  особенности организации свободного времени студентов высшего профессионального  образования г. Санкт-Петербург, а также факторы, влияющие на проведение свободного времени студентами. Полученные данные могут быть использованы для организации профилактической работы среди студентов, применены для работы в молодежных центрах с целью организации свободного времени у студентов.

3. Аналитический раздел исследования

Учитывая актуальность изучаемой проблемы, мы считаем, что  необходимо изучить особенности организации молодежью своего свободного времени.

Используя метод  анкетирования, мы получили определенные результаты работы. Анализируя их, мы выявили следующие особенности:

- количество свободного времени в пределах 3 часов преобладает у молодых людей - это 53%, а у девушек составляет - 48%

- свободное время от 3-х до 5-ти часов преобладает у девушек - 51% и у молодых людей составляет - 46%

- 5 - 7 часов свободного времени имеют всего 1% всех молодых людей и девушек

- Более 7 часов свободным временем не располагает никто.

Исследуя, какие кружки и  секции посещают студенты, мы выяснили, что;

- Молодые люди занимаются спортом или никуда не ходят (44 и 38%)

- Девушки, в основном, никуда не ходят, иногда занимаются спортом. (65 и 27%)

Анализируя особенности  проведения свободного времени студентами, мы обратили внимание, что:

- Молодые люди чаще всего предпочитают гулять с друзьями, играть в компьютерные игры и выезжать на природу (60, 33 и 26,6%)

- Девушки же отдают предпочтение чтению журналов и художественных книг, шопингу и просмотру телевизора (33, 27 и 27%).

Анализируя студенческие группы по различным курсам (1-3), мы увидели, что:

- Свободного времени больше у II курса (87,5% - от 3 до 5 часов), меньше - у III (45% - от 3 до 5 ч), и еще меньше - у I курса (40% - также от 3 до 5 ч)

- Студенты всех курсов любят гулять с друзьями и отдыхать на природе, причем I и III курсы предпочитают читать журналы и художественные книги (30 и 35% соответственно), а II - смотреть телевизор (37,5%).

- Также видим, что 1, 3 курсы, в основном, никуда не ходят (47 и 65% соответственно), иногда занимаются спортом (по 30%), 2 же курс наоборот - чаще занимается спортом (62%), реже не ходят ни куда (38%).

Влияет на это:

У 1 курса наибольшее влияние  оказывает желание, меньше - финансовое и семейное положения. У 2 и 3 курсов больше - финансовое положение - (63 и 54% соответственно), меньше - желание (25 и 20%)

Сравнивая различные учебные заведения, мы получили, что:

- Практически у всех студентов времени свободного от 3 до 5 часов, при этом:

- Больше свободного времени у студентов ,ЗабГПУ - СПбГУ (87,5%), меньше - у ЧитГу- СПбГУ (50%), и еще меньше у остальных учебных заведений (по 40%)

- Все студенты любят гулять с друзьями, при этом студенты ЗабГГПУ СПбГПУ и ЧитГУ- СПбГУ играют в компьютерные игры (62,5 и 50% соответственно) и отдыхают на природе (37,5 и 20%), ЧМК - ИНЖЭКОН читает журналы и художественные книги (40%), ЧГМА - СПГУТД отдыхает в кафе, барах (40%), ЧМУ - СПбГУНиПТ смотрят телевизор и ходят в библиотеки (по 30%).

На вопросе  о занятиях в кружках, секциях, студенты также разделились на 2 ответа: никуда не хожу или занимаюсь спортом. Лишь у музыкального училища на втором месте стоит занятие музыкой (18%).

Выясняя, что  влияет на выбор формы проведения свободного времени студентами, мы получили обобщенные результаты:

- Финансовое положение - на 1 месте

- Желание человека - на 2 месте

- Семейное положение

Рассматривая  этот вопрос по отдельным учебным  заведениям, мы видим, что:

- В ИНЖЭКОН и СПбГПУ форму проведения свободного времени определяют %

1. Финансовое  положение - 46 и 61%

2. Семейное положение  - 40 и 23%

- В СПГУТД и СПбГУ

1. Желание - 42 и 45%

2. Финансовое положение  - по 33%

- А в СПбГУНиПТ

1. Желание - 37%

2. Семейное положение  - 36%.

Выводы:

Изучая особенности организации молодежью своего свободного времени и анализируя их мы пришли к выводам, что количество свободного времени преобладает у молодых людей, молодые люди чаще занимаются спортом; а девушки, в основном, никуда не ходят, иногда занимаются спортом. Анализируя особенности проведения свободного времени студентами, мы обратили внимание, что молодые люди чаще всего предпочитают гулять с друзьями, играть в компьютерные игры и выезжать на природу, тогда как девушки отдают предпочтение чтению журналов и художественных книг, шопингу и просмотру телевизора. Больше свободного времени у студентов СПбГУ, меньше - у СПбГПУ, и еще меньше у остальных учебных заведений. Все студенты любят гулять с друзьями, при этом студенты СПбГУ и СПбГПУ играют в компьютерные игры и отдыхают на природе, ИНЖЭКОН читает журналы и художественные книги, СПГУТД отдыхает в кафе, барах, СПбГУНиПТ смотрят телевизор и ходят в библиотеки. Выясняя, что влияет на выбор формы проведения свободного времени студентами, мы получили обобщенные результаты, что - это финансовое положение.

Рассматривая  этот вопрос по отдельным учебным  заведениям, мы видим, что:

· В ИНЖЭКОН и СПбГУ форму проведения свободного времени определяют:

3. Финансовое  положении

4. Семейное положение

- В СПГУТД и СПбГПУ

3. Желание

4. Финансовое  положение

- А в СПбГУНиПТ

3. Желание

4. Семейное положение.

Рекомендации:

Исходя из вышеуказанных  результатов, мы бы хотели дать следующие  рекомендации:

Повысить стипендию  иногородним студентам и студентам  из малообеспеченных семей.

Создать бесплатные или платные, но в пределах разумного  секции, кружки, клубы.

Студентам - иметь  желание, и тогда все получится! 

  1. ОБЪЯСНИТЕ, ПО КАКИМ СУЩНОСТНЫМ КРИТЕРИЯМ ОТЛИЧАЮТСЯ “ПРЕДМЕТ”, “ОБЪЕКТ”, “СУБЪЕКТ” В СОЦИОЛОГИИ, ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ? АРГУМЕНТИРУЙТЕ ОТВЕТ С ПОМОЩЬЮ СРАВНИТЕЛЬНОГО СОПОСТАВЛЕНИЯ.

 

Для того чтобы  понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область  социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

Информация о работе Контрольная работа по «Социологии»