Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 09:29, контрольная работа
1. РАЗРАБОТАЙТЕ ПРОГРАММУ И НА ЕЕ ОСНОВЕ СФОРМИРУЙТЕ ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МОЖНО СОСТАВИТЬ АНКЕТУ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ “СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ СТУДЕНТА”. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что исследователи выявили особенности организации свободного времени студентов высшего профессионального образования г. Санкт-Петербург, а также факторы, влияющие на проведение свободного времени студентами.
Для того чтобы наиболее точно определить объект и предмет социологии как науки, следует уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.
Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.
Объектами социологического познания могут являться:
- глобальное мировое сообщество;
- традиционное национальное общество;
- микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);
- индивид.
Следует подчеркнуть, что социология мало интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если интересуется, то лишь типичными, повторяющимися у всех, или очень многих. Соответственно эта наука принципиально и изначально безличностна. В связи с этим некоторые социологи предлагают именовать отдельно взятого члена общества даже не индивидом, не личностью, а специальным социологическим термином, заимствованным из англоязычной социологии, àктор – т.е. тот, кто совершает определенные акты, действия. Этим подчеркивается, что социология подразделяет людей не на личностей, а на типы. Особенно это проявляется в эмпирических социологических исследованиях, носящих преимущественно анонимный характер.
Предмет любого исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.
Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора – с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента – с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, – с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования.
Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.
Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология – это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.
Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. как целое, состоящее из частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах (Рис. 1). Каждая часть этой структуры испытывает на себе влияние остальных ее частей, а также сама оказывает обратное влияние.
Так, ошибочно было бы полагать, что люди сами выбирают занятие, которое им кажется интересным. Подвергая научному анализу общество и мир социальных отношений, можно увидеть, что наш повседневный выбор во многом связан с обществом, которое нас окружает. То, как люди решают провести свое время, не зависит от «свободной воли», о которой говорят философы.
Таким образом,
используя социологический
Рис. 1. Механическая модель структуры
Итак, предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.
Обычно при определении предмета социологии в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:
- групповые взаимодействия, (например конфликты или интеграцию внутри обществ);
- становление и функционирование социальных институтов (например, института семьи, религии, спорта и т.д.);
- социальные процессы (например, социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию и т.д.).
Ключевое определение: социология – это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа (Н. Смелзер).
Список использованных источников
1. Социология молодежи/ под ред.В.Н. Кузнецова - М.: Гардарики, 2007.
2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Учебник для студентов вузов. - М., 2000.
3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. - М.: Гардарики, 1998.
4. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. М., 2002.
5. Гофман А. Б.7 лекций по истории социологии. Учебник для вузов. = М.: КДУ, 2000.
6. Джерри Д.,
Джерри Дж. Большой толковый
7. Кравченко С.А. социология. Хрестоматия для вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
8. Большая Электронная
Энциклопедия Кирилла и Мефодия,
2006
Приложения
Анкета.
Просим Вас
принять участие в
Внимательно прочитайте и отметьте свой выбор.
Благодарим за участие.
1. Что Вы понимаете под "свободным временем"?
· Время, которое вы не затрачиваете на учебу
· Время, которое вы не затрачиваете на домашние дела
· Время, которое вы не затрачиваете на подготовку к учебе
· Все вместе
· Другое___________________
2. Сколько времени Вы проводите на учебе?
· Менее 4 часов
· 4 - 5 часов
· 5 - 7 часов
· Более 7 часов
3. Сколько времени у Вас уходит на дорогу от учебного заведения до дома?
· Менее 15 минут
· От 15 до 40 минут
· 0т 40 минут до 1 часа
· Более 1 часа
4. Сколько времени
у Вас уходит на домашние
дела (покупка продуктов,
· Менее 1 часа
· 1 - 2 часа
· 2 - 3 часа
· Более 3 часов
5. Сколько у Вас свободного времени?
· Менее 3 часов
· 3 - 5 часов
· 5 - 7 часов
· Более 7 часов
6. С кем Вы
обычно проводите свободное
· С друзьями
· С родителями
· С другом (подругой)
· С родственниками
· Один (одна)
7. Чем Вы занимаетесь в свободное время?
Виды отдыха |
Как часто |
Постоянно |
Часто |
иногда |
никогда |
|
Прогулка с друзьями |
||||||
Занятия (игры) за компьютером |
||||||
Просмотр телевизора |
||||||
Кино, театры, концерты |
||||||
Ночных клубов |
||||||
Кафе, бар, интернет-клубы |
||||||
Боулинг, бильярд |
||||||
Поездки на природу, за город |
||||||
Чтение журналов, художественных книг |
||||||
Посещение родственников |
||||||
Чтение научных книг и журналов |
||||||
Посещение церкви |
||||||
Посещение библиотек |
||||||
Шопинг |
||||||
Прогуливаюсь один (одна) |
||||||
8. С чем связан
Ваш выбор проведения
· Финансовое положение
· Семейное положение
· Другое___________
9. Посещаете ли Вы какие-либо секции, кружки?
· Да
· Нет
10. Если ДА, то какие?
· Спортивные
· Художественные
· Театральные (КВН, театр)
· Музыкальные
· Танцевальные
· Другое__________
11. Если НЕТ, то почему?
· Некогда
· Нет желания
· Не позволяет здоровье
· Не разрешают родители
· Другое___________
12. Чем вы еще хотели бы заниматься?
· Спортом
· Художественным искусством
· Театром, КВНом
· Музыкой
· Танцами
· Другое__________
13. Оказывают
ли родители влияние на
· Да
· Нет
· Иногда
14. Одобряют ли они ваши предпочтения в проведении свободного времени?
· Да
· Нет
· Иногда
О себе:
15. пол:
· Мужской
· Женский
16. Возраст _________
17. Место учебы _________
18. место жительства:
· Город
· Поселок
· Село
19. Семейное положение:
· Не женат (не замужем)
· Женат (за мужем)
· Живу в гражданском браке