Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 16:38, контрольная работа
Как известно, система государственного управления - молодая, быстроразвивающаяся наука. В последние годы в нашей стране стремительно растет интерес к достижениям в этой науке, поскольку подготовка квалифицированных профессиональных государственных служащих становится настоятельным требованием времени. Страны Запада также встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обусловливает интерес специалистов к опыту этих стран. К достижениям западной науки в области государственного администрирования необходимо относится с вниманием, но без излишнего преклонения, справедливо отмечая, что ни в одной стране мира пока не создано совершенной системы государственного управления.
Введение
1. Зарождение и становление бюрократии, ее отличия от современной, общие черты
2. Рациональная бюрократия, ее основные принципы
3. Идеальный тип бюрократии, возможность применения на практике
Заключение
Литература
В
связи с образованием классовой
структуры общества, различают два
основных момента, из которых один можно
назвать экономическим, выражающийся
в сословном расчленении
Специфика
русской государственности
Российские
чиновники в бюрократических
структурах могли легко увеличивать
свои возможности и богатство, используя
личную власть, причем они действовали
автономно, так как в сложившихся
тогда финансовой и организационной
системах отсутствовали
В российской политической системе государь и бюрократия были связаны взаимными обязательствами. Всякие попытки ослабить правящую элиту вели к дестабилизации всей социальной системы, только власть абсолютного правителя, решения которого были непререкаемы, могла предотвратить беспорядки. Подобное убеждение ориентировало самодержавие на деспотизм по отношению к имевшимся сословиям, в силу этого класс бюрократии стал господствующим над остальным населением.
Проблема формирования бюрократии во время реформ и революций не менее важна, чем в стабильные времена, так как происходит преобразование системы власти и управления. Бюрократия, будучи неотъемлемой частью государственного механизма, существует всегда, в том числе и во время революции. Для бюрократии предпочтительней следовать путем реформ, и в связи с присущей ей консервативностью, обусловленной особенностями ее функционирования, даже незначительные изменения в системе власти могут показаться революционным процессом.
При
определенных условиях бюрократия начинает
существовать в тех процессах, которые
стоят за рамками ее компетенции,
если данные условия могут подорвать
ее структуру, ограничить профессиональный
статус или противоречить
Рассматривая общие тенденции эволюции бюрократии, следует обратить внимание на те черты, которые делают бюрократию консервативной силой в политике. Любой процесс реформирования начинается с политической воли правящего слоя, и поэтому, если стремление к изменениям у политической элиты недостаточно сильно и оно не поддерживается страхом перед возможными социальными волнениями, то бюрократия постарается свести реформы к чисто внешним изменениям формы государства. Для этого в руках бюрократов есть достаточно сильные средства: их профессионализм в сфере управления; обширные внутри правительственные связи. Даже частичное реформирование политической системы требует некоторых видоизменений между властными органами, смены, чисто формальных ориентиров и целей в политико-управленческой деятельности, а бюрократию внедрение неизвестного всегда настораживает.
Четвертый
качественно новый этап в истории
формирования бюрократии относится
к советскому периоду. В годы социализма
государство играло доминирующую роль
в жизни страны, при этом руководство
государственным аппаратом было
сосредоточено в руках
По мнению К. Маркса, необходимо полностью заменить аппарат управления, и «сломать старую буржуазную машину управления» в ходе пролетарской революции. Он же выдвинул идею о необходимости диктатуры правящего класса для осуществления революционных задач, ссылаясь на опыт буржуазных революций.
На
облик советской бюрократии оказала
влияние неразвитость капитализма,
полукрепостнические формы
После
победы пролетарской революции коммунистический
партийный, аппарат превращается в
новый правящий класс партийной
бюрократии. Данный класс монополизирует
власть в обществе, затем присваивает
государственную собственность
и становиться классом
Бывшие
революционеры, требовавшие демократических
свобод, получив власть в свои руки,
преобразуются в реакционный
слой, подавляющий какую-либо свободу.
Советский тип правления
Ошибки в политике и экономике, вызванные попытками быстро решить идеологические задачи, заставляли высший правящий слой еще больше опираться на бюрократию в надежде исправить положение. Поэтому государственные задачи сводились не к канцелярии, упорядоченной структуре законов и предписаний, а к произволу, вопреки канцелярии. Все сложные социальные проблемы решались путем создания новых организаций и реорганизации старых для осуществления бюрократических решений.
Как подчеркивает А.В. Макарин, «новый толчок своего развития бюрократическая система правления получила в 30-е гг. XX в., бюрократия становится одним из надежных источников рационализации общественной жизни». В правящем слое коммунисты стали представлять собой иерархично централизованную систему под руководством Политбюро, «коллективного органа власти», подбиравшегося по принципу личной преданности. Важную роль стали играть партийные комитеты, что является еще одной особенностью советской бюрократической системы управления. Партийные органы фактически осуществляли властные функции, не неся реальной ответственности за свои действия перед законом и судом. Они формально осуществляли властные функции через членов партии, для которых партийные решения были обязательными для исполнения под угрозой исключения из рядов партии с последующими организационными выводами.
В данных условиях формировался новый правящий слой, названный «номенклатурой» и представленный верхними структурами партийного и государственного аппарата, чинами силовых органов, хозяйственными руководителями. Данный слой опирался на иерархию партийных и административных групп на разных уровнях.
Латинское слово «номенклатура» означает буквально перечень имен или наименований, в отношении советского государства, этимологический смысл данного понятия в целом соответствует его содержанию. Номенклатура - перечень руководящих должностей, замещение которых производит не руководитель данного ведомства, а вышестоящий орган, лица, которые такие должности замещают или же находятся в резерве для замещения, кандидатуры которые предварительно рассматривались и утверждались данным партийным комитетом.
Созданная
советским режимом строгая
Основанный
в 50-е гг. XX в. советский тип политической
системы напоминал прежнее
Способ общественной организации явился неизбежным следствием отмены различных форм частной собственности и рыночных механизмов. Вследствие подобных глубоких преобразований руководитель становился лишь государственным служащим, а граждане имели возможность получить право на богатство или власть чаще всего только в том случае, если они входили в правящее сословие.
Хрущевская
«оттепель» способствует превращению
элиты в «класс в себе», то есть
в отличие от сталинского времени
процесс замещения
Первые попытки изменений, предпринятые Н.С. Хрущевым, носили, скорее, непоследовательный характер и вскоре были приостановлены набравшей силу и влияние бюрократией. Само же соперничество постепенно обосабливавшихся советских элит приводило к медленному саморазрушению бюрократического режима.
Чиновники
стали заботиться в первую очередь
о себе, а затем уже о государственных
интересах. Пребывание номенклатурного
лица на одном из уровней иерархической
лестницы долгое время вело его к
ощущению своей незаменимости, отсутствие
контроля со стороны закона и политики
рождало безнаказанность, использование
служебного положения в корыстных
интересах, а в итоге, это приводило
к коррупции и личному
Личные и корпоративные интересы чиновничества, вышедшие на первый план, при внешнем соблюдении государственной дисциплины и распоряжений руководства приводили к разложению, по меньшей мере, политики и управления. На вершину бюрократической лестницы попадали ловкие люди за персональные заслуги перед начальством и весьма редко за профессионализм. Данные обстоятельства приводили к формированию самостоятельных экономических, научных, интеллектуальных элит в качестве разрушителей прежнего порядка.
Бюрократическая система управления означает такую политическую систему, в которой господствует назначенное чиновничество, и в которой оно играет основную политическую роль. Применительно к советскому государству такую роль выполняла политическая бюрократия. В отличие от бюрократически-политической монополии на власть, политико-бюрократическая система правления предполагает единство политики и управления.
В демократических обществах, как заметил М. Восленский, бюрократы - это привилегированные слуги, номенклатура - самовластные господа. К особенностям советской бюрократии следует отнести и то, что этот слой одновременно более открыт и более недосягаем.
Советский
бюрократический аппарат