Контрольная работа по «Социологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Как известно, система государственного управления - молодая, быстроразвивающаяся наука. В последние годы в нашей стране стремительно растет интерес к достижениям в этой науке, поскольку подготовка квалифицированных профессиональных государственных служащих становится настоятельным требованием времени. Страны Запада также встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обусловливает интерес специалистов к опыту этих стран. К достижениям западной науки в области государственного администрирования необходимо относится с вниманием, но без излишнего преклонения, справедливо отмечая, что ни в одной стране мира пока не создано совершенной системы государственного управления.

Содержание работы

Введение
1. Зарождение и становление бюрократии, ее отличия от современной, общие черты
2. Рациональная бюрократия, ее основные принципы
3. Идеальный тип бюрократии, возможность применения на практике
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

План.docx

— 48.07 Кб (Скачать файл)

Советский строй являлся классической схемой эволюции любого режима, и это соответствие проявляется на примере правящего  класса, поочередно выступающего как  класс в себе. Поэтому в ходе развития советского режима в отдельные  временные отрезки происходило  смещение ряда акцентов в деятельности бюрократии либо в сторону упрочения  последней, либо в направлении постепенного ее смягчения. Видоизменялись как сама структура, статусное положение, интересы, так и формальные процедуры и приемы бюрократической системы правления.

Достаточно  логичную интерпретацию эволюции советского правящего класса предложил В.Б. Пастухов. Становление советской  номенклатуры, по его мнению, по времени  совпало с этапом сталинского  господства. Для властных структур это период жесткой, без ясных  формальных правил борьбы за должности.

Бюрократы относились к своей должности  как к собственности, они делали все необходимое, чтобы сохранить  ее и по возможности передать по наследству, что приводило к старению элиты. Позже, во время «застоя», окончательно формируется структура советского правящего слоя. Обладание властью  рассматривается как необходимое  условие для пользования частью государственной собственности. Вследствие этого советская номенклатура пытается изменить общественное устройство в  своих интересах. Этот фактор все  более заметным становится во времена  М.С. Горбачева.

По  нашему мнению, пятый этап приходится на период конца XX - начало XXI вв., когда  преодоление советской номенклатурной бюрократии осуществляется на основе приобщения к достижениям демократической культуры политического управления в соответствии с задачами, стоящими перед Россией. Для современной бюрократии характерно стремление сохранить свое фактическое господство юридически. В конкретных условиях, которые сложились в 90-е г. XX в., правящий класс должен был открыто оформить право частной собственности, которой он пользовался в системе управления. Для того чтобы стать реальным частным собственником, ему необходимо было изменить ту форму собственности, которая называлась общенародной, государственной, социалистической, и соответствующую ей политическую надстройку, которые в течение многих лет служили опорой номенклатурного господства.

Направление, цели и возможные результаты преобразования второй половины 90-х г. XX в. были предопределены не столько общечеловеческими и  демократическими воззрениями участников перестроечного процесса, а в значительной степени экономическими интересами части элиты, стремящейся закрепить  юридически свои права. В итоге бюрократия присвоила себе руководство обществом и право распоряжаться судьбами множества людей, вплоть до их физического уничтожения. Это означало возникновение новой исторической формы общественного отчуждения масс, его средств и результатов от власти, свободы, культуры, многообразия жизни. Неосознанность ответственности бюрократии перед обществом, по мнению А. Соловьева, свидетельствует об их «неполном служебном соответствии» новым условиям и реалиям государственного управления.

Основой всех уровней отчуждения, их источником и неизбежным проявлением являлась бюрократическая система. В настоящее  время она обрела значительную устойчивость вследствие того, что смогла подчинить  своим целям и задачам все  основные отношения и компоненты общества: государство, промышленность, культуру, науку и т.д.

Таким образом, сформировавшаяся на протяжении столетий бюрократическая система  управления в России получила неограниченные возможности и стала необходимым  атрибутом любого политического  режима. Нередко, при определенных условиях бюрократия утрачивает свой статус передаточного  механизма и приобретает положение, при котором чиновники начинают играть основную политическую роль.

Место и роль бюрократии, в историко-политическом процессе зависят от характера политической системы, причем, ни один современный  режим не обходится без бюрократии, сосредоточившей в своих руках  административную власть. Необходимо выделить следующие этапы становления  бюрократии в России:

- первый этап - допетровский, когда  становление бюрократии происходило  в отрыве от европейской социально-политической  традиции;

- второй - петровский, когда совершенствование  бюрократии осуществлялось под  определенным воздействием политико-управленческой  культуры Европы;

- третий этап - имперский (постпетровский), для которого характерна адаптация бюрократического аппарата к проведению политики Российской империи;

- четвертый - советский (номенклатурный), стал формироваться новый тип  партийно-государственной бюрократии;

- пятый этап - современный российский (смешанный), когда преодоление советской  номенклатурной бюрократии осуществляется  на основе приобщения к достижениям  демократической культуры политического  управления в соответствии с  задачами, стоящими перед Россией.

2. Рациональная бюрократия, ее основные принципы.

 Как организационная  структура бюрократия впервые  была определена в начале XX в. немецким социологом Максом Вебером. 
 
Рациональная бюрократия, по М. Веберу, рассматривалась как некая идеальная модель организационной структуры, к которой следует стремиться при создании организационной структуры в организациях самого разного профиля и вида деятельности. 
 
Необходимо отметить, что принципы построения организации, сформулированные М. Вебером, ранее в реальной управленческой практике фактически не встречались. Впоследствии во многих (если не сказать в большинстве) создаваемых организациях бюрократическая структура нашла широкое воплощение. 
 
Это как раз тот счастливый случай, когда высказанная ученым управленческая идея была воплощена в жизнь управленцами-практиками. 
 
Что же, согласно М. Веберу, должна представлять собой идеальная организационная структура, названная им рациональной бюрократией? 
 
Приведем ее основные характеристики. 
 
1. Четкое разделение труда, приводящее к появлению высококвалифицированных специалистов на всех участках деятельности организации. 
2. Наличие иерархических уровней управления с четкой системой подчинения и контроля нижестоящего уровня вышестоящему. 
3. Система общепринятых формальных правил и стандартов, согласованных друг с другом и обеспечивающих однородность задач, обязанностей и координацию действий сотрудников при решении различных задач. 
4. Независимость должностных обязанностей от исполняющих их лиц, иными словами — обезличенность выполнения обязанностей должностными лицами. 
5. Прием на работу сотрудников, соответствующих предъявляемым к ним квалификационным требованиям. Увольнение также в первую очередь по причинам должностного несоответствия либо по другим объективным причинам. 
 
По мнению многих специалистов в области управления, бюрократическая структура М. Вебера до сих пор остается уникальным и наиболее значительным описанием сущности современных организаций. 
Бюрократическая структура организации явилась одним из наиболее значительных вкладов в развитие управленческой науки и практики и способствовала становлению организации в современном ее понимании. 
Она позволила систематизировать организационную структуру в соответствии с основными принципами управления, сделать ее надежным инструментом реализации стратегических и тактических решений, принимаемых руководством организации. 
Однако бюрократическая структура не является идеальной и не лишена недостатков. 
К числу недостатков следует отнести в первую очередь недостаточную гибкость этой структуры, с которой приходится сталкиваться как сотрудникам организации, так и ее клиентам. 
Недостаточная гибкость обусловлена жесткой регламентацией деятельности персонала специальными нормами и правилами. 
В начале века внешняя среда, в которой функционировало большинство предприятий, менялась незначительно, и лишь последующие потрясения и бурное развитие промышленности и техники привели к тем ситуациям нестабильности и жесткой конкуренции, с которыми приходится иметь дело современной организации. 
 
От современной организации нередко требуются принципиально новая адекватная реакция на изменения ситуации, принципиально новые управленческие решения. 
Сегодня трудно однозначно сказать, что принципы рациональной бюрократической структуры затрудняют возможность быстрого реагирования, что в бюрократической структуре больше недостатков, чем достоинств. 
Высокий уровень организованности, четкости при распределении обязанностей и внутренней дисциплины, присущий бюрократической структуре, является скорее положительным, чем отрицательным, фактором в нестабильной конкурентной ситуации, в которой приходится функционировать современной организации. 
Однако настоятельный поиск путей повышения эффективности деятельности организаций затронул и организационные структуры и привел к возникновению принципиально новых их видов, подтвердивших свою жизнеспособность. 
Поэтому, формируя заново или изменяя структуру организации, руководителю надо четко представлять те возможности и недостатки, которые присущи каждой из используемых сегодня организационных структур.

3. Идеальный тип  бюрократии, возможность применения  на практике.

Огромный вклад в развитие управленческой мысли внес Макс Вебер, разработавший теорию бюрократического построения организации и системы  управления, в частности. Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий  работал как машина, то Вебер искал  ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой  ситуации, а также правил и обязанностей каждого работника. Личность отсутствовала  в веберовской концепции организации. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, карьеру работников и конкретные решения и деятельность руководства.

Вебер считал, что бюрократическая  система организации должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Однако бюрократия имеет различные  значения. В одних случаях это понятие характеризует правления с жестко отработанными правилами и процедурами. В других - бюрократией обозначаются негативные последствия деятельности больших организаций. В исследовании Вебера бюрократия относится к социологическим представлениям о рационализации коллективной деятельности. Он описывает форму или схему организации, которая гарантирует предсказуемость поведения наемных работников

Итак, рациональная бюрократия, по М. Веберу, рассматривалась как  некая идеальная модель организационной  структуры, к которой следует  стремиться при создании организационной  структуры в организациях самого разного профиля и вида деятельности.

Необходимо отметить, что  принципы построения организации, сформулированные М. Вебером, ранее в реальной управленческой практике фактически не встречались. Впоследствии во многих (если не сказать в большинстве) создаваемых организациях бюрократическая  структура нашла широкое воплощение. Можно сказать, что это как  раз тот счастливый случай, когда  высказанная ученым управленческая идея была воплощена в жизнь управленцами-практиками.

Назовем основные элементы построения организации по Веберу:

* Положения законной власти

* Скорость

* Точность

* Порядок

* Построение организации

* Характеристика организации

* Тезисы структуры законной  власти

* Определенность

* Непрерывность

* Предсказуемость

Положения законной власти в организации:

* могут быть установлены  такие легитимные законы, которые  могут действовать с согласия  части членов организации;

* закон есть система  абстрактных правил, применяющихся  в частном случае. Администрация  соблюдает интересы организации  в рамках закона;

* исполнительная власть  также подчиняется этим правилам;

* член организации подчиняется  правилам только в этом качестве;

* подчинение касается  не лица, осуществляющего власть, а безличного порядка.

Тезисы структуры законной власти в организации:

* служебные обязанности  установлены на постоянной упорядоченной  основе;

* обязанности подразделяются  по различным функциональным  сферам, каждая из которых обеспечивается  необходимой властью и санкциями;

* должности учреждаются  по иерархической шкале, где  их взаимные полномочия на  контроль и обжалование тщательно  обозначены;

* правила, согласно которым  должна выполняться работа, могут  быть либо техническими, либо  юридическими. В обоих случаях  требуется квалифицированный персонал;

* ресурсы организации  четко отделены от ресурсов, которыми  располагают индивиды;

* должностное лицо не  может присвоить должность;

* администрация основывается  на письменных документах, что  превращает контору (бюро) в центр  современной организации;

* система законной власти  может принимать многочисленные  формы, но в наиболее чистом  виде - это бюрократическая административная  группа служащих.

Приведем основные характеристики идеальной организационной структуры, именуемой Вебером рациональной бюрократией.

1. Четкое разделение труда,  приводящее к появлению высококвалифицированных  специалистов на всех участках  деятельности организации.

2. Наличие иерархических  уровней управления с четкой  системой подчинения и контроля  нижестоящего уровня вышестоящему.

3. Система общепринятых  формальных правил и стандартов, согласованных друг с другом  и обеспечивающих однородность  задач, обязанностей и координацию  действий сотрудников при решении  различных задач.

4. Независимость должностных  обязанностей от исполняющих  их лиц, иными словами - обезличенность выполнения обязанностей должностными лицами.

5. Прием на работу сотрудников,  соответствующих предъявляемым  к ним квалификационным требованиям.  Увольнение также в первую  очередь по причинам должностного  несоответствия либо по другим  объективным причинам.

Ориентационное развитие бюрократии жизненно важно для наведения  порядка в организации. Однако преимущества бюрократии - точность, постоянство, дисциплина, аккуратность и достоверность - отвлекают  внимание от ее ориентации на саму себя. С ее стороны был полностью  утрачен контакт с потребителями, поскольку последние существовали для бюрократии, а не наоборот. Предприимчивость, гибкость и творчество рассматриваются  ею как помехи для системы. Следует  заметить, что стремление к власти привело к тому, что в центре внимания оказались отношения между  людьми внутри организации, а не взаимодействие с окружающим миром или рынком. Власть убивает динамизм, и предпосылки  для рыночных сделок исчезают.

В настоящее время помимо заметного роста эффективности  обмена информацией и компетенции  в принятии управленческих решений  как одного из результатов этого  процесса люди совершенно не отвечают за эффективность деятельности организации, так как они должны выполнять  решения, которые приняты другими, отвечающими за решения лишь теоретически.

Исходя из того, что концепция  Вебера не ведет к созданию эффективной  организации в динамичной окружающей среде, некоторые исследователи  пытались модифицировать концепцию.

По мнению многих специалистов в области управления, бюрократическая  структура М. Вебера до сих пор  остается уникальным и наиболее значительным описанием сущности современных  организаций.

Бюрократическая структура  организации явилась одним из наиболее значительных вкладов в  развитие управленческой науки и  практики и способствовала становлению  организации в современном ее понимании.

Она позволила систематизировать  организационную структуру в  соответствии с основными принципами управления, сделать ее надежным инструментом реализации стратегических и тактических  решений, принимаемых руководством организации.

 

 

Заключение

 

Государственная бюрократия призвана осуществлять функцию посредника между государством и населением. Бюрократия занимает важное место в  современном обществе, поэтому важно  понять формы бюрократии и степень  воздействия бюрократии на общественные процессы. Только сильная власть, принимающая  разумные решения и способная  обеспечить своевременное и полное их исполнение, в состоянии реализовать  свое предназначение и выполнить  свои обязанности перед обществом. Бюрократия в современном мире проникает  во все сферы жизнедеятельности  человека. Это относится не только к России, но и к большинству  государств. Поэтому тема бюрократии актуальна для изучения в практическом плане. Это позволит не только разобраться  в сущности этого явления, но и  поможет уменьшить негативное влияние  бюрократии на жизнь общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1 Вебер М. Избранные  произведения. М., 2003.

2 Геллнер Э. Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники. М., 2005.

3 Риггс Ф. Сравнительная оценка президентской формы правления // Сравнительная социология: Избранные переводы. М., 2005.

4 Масловский М.В. Веберовская концепция патримониализма и ее современные интерпретации // Социологический журнал. 2006.

5 Пономарев Л. Н., Шинкаренко В. В. Это вопрос целой эпохи: Демократия против бюрократии. - М., 2002.


Информация о работе Контрольная работа по «Социологии»