Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:59, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является определение места и роли социологии в системе социально-гуманитарных наук. Данная цель конкретизируется следующими задачами:
- рассмотрение социологии, как науки;
- определение понятия социологии и задачи предмета;
- анализ сходства и связи социологии с другими науками, выявление форм влияния на них.

Содержание работы

Введение 3
1. Социология — наука об обществе 4
1.1 Понятие социологии 4
1.2 Социология — система знаний 6
1.3 Структура социологии 7
2. Предмет и объект социологии. Функции социологии 11
2.1 Социология — наука о социальных отношениях 11
общества
2.2 Законы и категории социологии 12
2.3 Функции социологии 13
3. Место и роль социологии в системе социально-гуманитарного знания 16
3.1 Место социологии среди других наук 16
3.2 Связь социологии и философии 17
3.3 Общие черты и различия социологии с другими науками 19
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

соц.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

ФГОУ ВПО  «Курганская государственная сельскохозяйственная академия                имени Т.С. Мальцева».

 

Факультет  экономический

Кафедра  философии и социологии

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО СОЦИОЛОГИИ

 

 

 

 

 

                                                                          Выполнила Верина Е. М.

                                                                          студентка 3 курса

                                                                          № зачетной книжки Б-09851

                                                                          Проверила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лесниково, 2012.

Содержание

Введение 3

1.    Социология — наука об обществе                                                    4

       1.1 Понятие социологии  4

       1.2 Социология — система знаний                                                         6

       1.3 Структура социологии                                                                       7

2.    Предмет и объект социологии. Функции социологии                             11

       2.1 Социология — наука о социальных отношениях  11       

общества                                                                                               

       2.2 Законы и категории социологии                                                      12

       2.3 Функции социологии       13

3. Место и роль социологии в системе социально-гуманитарного знания 16

        3.1 Место социологии среди других  наук 16

        3.2 Связь социологии и философии 17

        3.3 Общие черты и различия социологии с другими науками 19

Заключение 22

Список использованной литературы    23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социология - это наука  о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью.

Задачей социологической  науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.

Социология тесно связана  с самыми разными науками: с экономикой, философией, политологией и др. Теоретическая важность социологии становится очевидной в том случае, если мы докажем, что свойства явлений, изучаемых ей не имеется в других классах наук и не изучаются другими науками.

Социология занимает общее, а не частное место среди  общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованное представление об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания.

Целью данной работы является определение места и роли социологии в системе социально-гуманитарных наук. Данная цель конкретизируется следующими задачами:

- рассмотрение социологии, как науки;

- определение понятия социологии и задачи предмета;

- анализ сходства и связи социологии с другими науками, выявление форм влияния на них.

 

 

1. Социология — наука об обществе

1.1 Понятие социологии

Каждая   из  отраслей  науки имеет предмет, раскрываемый в  содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению  к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество.  Существует определенная  взаимозависимость между предметом, содержанием   и функциями  науки. Если,  абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно  потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества  новые требования  к гуманитарному  знанию в  целом и отдельным  его отраслям. Но современное общество - не  механическое соединение различных  механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество  во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология - наука об обществе.

Социология (фр. sociologie, латин. Societas - общество и греч. -  Logos - наука   об обществе) - наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях  людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще  в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским  ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина  вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали  интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод.

Современная  социология - это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных  отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о  социальных  отношениях  как  механизме взаимосвязи и взаимодействия  между обществом  и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология - это наука, в центре внимания которой  находятся социальные общности, их  генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом  социологии есть общество или определенные общественные явления.

Социология - наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных  и конкретных форм, макро- и  микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Что же представляют макро- и микроуровни социологии? Социальная  общность, выступающая  объектом макросоциологического анализа,- это цивилизация  и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический подход не  требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям  связан с общественными мировыми системами  и их взаимодействием, с различными типами культур, с  социальными   институтами  и  общественными  структурами, с глобальными процессами. В  отличие от макро-  микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и  социальных общностях. Микросоциология  обращена к социальному поведению, межличностному  общению, мотивации  действий, стимулам групповых, общностных поступков и т. п.   

Социология - наука  о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных  отношениях между  общностями,  между общностями  и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.

 

1.2 Социология - система знаний

Известно,  что  система - это  совокупность элементов, образующих  целостность. Наличие   определенной  структуры  - устойчивых связей  между элементами -  одно из важнейших свойств системы. Устойчивость  связи обеспечивает целостность и тождественность  системы,  сохраняют  ее основные  свойства при внутренних  и внешних  изменениях. Если же наука - система знаний, то ее элементы, прежде всего, различные теории, а структура - связь между  ними. Определить  социологию  как систему знаний - значит  дать конкретное представление  об изучаемом  объекте в виде органически связанных  между собой теорией: теории личности, теории малых  групп, слоев (семьи, трудовых коллективов и т. п.), теории общества как социальной системы и теории мирового сообщества. Последовательность теорий отражает объективные связи и отношения  между социальными  общностями  как объектами и субъектами социальной деятельности. Ведь любая малая группа, социальный слой,  социальная  общность   имеет  свою  специфику,  обладает категориями, интегративными,  то  есть объединительными   свойствами, но ее нельзя понять, абстрагируясь от личности, из которых они  состоят. Но вместе  с тем существует  и «обратное» движение: представление  о  личности при  анализе малых   социальных групп, слоев, социальных общностей, когда представление о личности становится  богаче и  конкретнее потому, что личность здесь ставится в новые связи и отношения.

В современной  социологии преодолевается противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения  к миру. Поиск истины социологией связывается с раскрытием возможностей преобразований объектов в соответствии с  гуманистическими ценностями. Современная социология рассматривает личности, различные общности и социальные системы не только как объекты, но и как субъекты деятельности. Здесь-то в системе социологических знаний важное  место занимает осевая проблематика, интересы, ценности, социальные установки - все то, что определяет  мотивацию поведения и  деятельности людей.  Процедура анализа  деятельности личности,  общности людей осуществляется в  науке в такой же роли, что и обряд в религии  или уголовно-процессуальном  кодексе в доказательстве вины. Если не соблюдена  процедура вывод  не может считаться  легитимным (законным), то есть научным. Конечно же, содержание социологии имеет в основе субъективно-объективный характер.  Игнорирование такого обстоятельства делает невозможным изложение ее как системы знаний. Социология - не простая совокупность  теорий, а единство теорий личности и теории общностей, теорий  об обществе, об общественных отношениях.

 

1.3 Структура социологии

Структура любой науки  всегда обусловлена теми  задачами, которые  она ставит и теми  функциями, которые она  выполняет в обществе. Социология  не исключение. Ее структура обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального  развития, разработкой социологических концепций, методологии и  методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории  и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом  путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на  социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная  социология различаются не по  объекту и  методу исследования,  а по той цели, которую они ставят, решают ли научные или практические проблемы.

Социологические знания - единство теории и. практики. Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует  на выявление  механизмов  действий законов, форм  их проявления. Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией  относительно тех  или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных  методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических  исследований (опросы,  социологические  наблюдения, изучение  бюджета времени и т. п.). Между теоретическим и эмпирическим  знанием нет абсолютной грани.

Теоретические знания - знания  универсальные, эмпирические фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое, не существенное преобладание эмпирических компонентов исследования над теоретическими компонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Законом  развития науки  всегда остается преобладание знания теоретического над знанием эмпирическим.  Теоретические знания определяют  в конечном итоге, прогресс любой  науки, а, следовательно, и социологии.   

Эмпирические исследования подразделяются  на фундаментальные  и прикладные.

Фундаментальные  социологические исследования ставят цели развития и совершенствования научных представлений об изучаемом предмете.

Прикладные  исследования посвящаются  разрешению  какой-либо конкретной социологической проблемы.

В современном  мире  существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат американскому социологу Роберту Мертону. Но возникли  теории значительно раньше.  Они изложены   в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма  и  др. Развитие специальных социологических теорий в XX веке связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно, Толкотта  Парсонса, Поля Лазарсфельда  и др. Специальные социологические теории система отраслей знаний социологии, которые изучают  особые формы  и сферы социального бытия и социальную  реализацию  форм общественного  сознания, их общие, а особенно специфические закономерности функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного  сознания на уровне общества, специальные социологические  теории рассматривают  их на  уровне  конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельную систему  с ее  общими   и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития. Определенная специальная социологическая теория рассматривает какой-либо социальный  объект как  особый социальный  институт функционирующей  социальной системы в общей системе социальных отношений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пределах социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенности образовательной системы изучаются социологией образования. Управление как социальная система изучается социологией управления и т. д.  

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"