Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:59, контрольная работа
Целью данной работы является определение места и роли социологии в системе социально-гуманитарных наук. Данная цель конкретизируется следующими задачами:
- рассмотрение социологии, как науки;
- определение понятия социологии и задачи предмета;
- анализ сходства и связи социологии с другими науками, выявление форм влияния на них.
Введение 3
1. Социология — наука об обществе 4
1.1 Понятие социологии 4
1.2 Социология — система знаний 6
1.3 Структура социологии 7
2. Предмет и объект социологии. Функции социологии 11
2.1 Социология — наука о социальных отношениях 11
общества
2.2 Законы и категории социологии 12
2.3 Функции социологии 13
3. Место и роль социологии в системе социально-гуманитарного знания 16
3.1 Место социологии среди других наук 16
3.2 Связь социологии и философии 17
3.3 Общие черты и различия социологии с другими науками 19
Заключение 22
Список использованной литературы 23
При исследовании ряда ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология тесно переплетается с социальной философией, так как многие положения и выводы второй оказываются органично включенными в первую. Но нельзя полностью отождествлять социологию с социальной философией, ибо это ставит под вопрос само существование социологической науки. Социальная философия - это раздел философии, занимающийся осмыслением качественного своеобразия общества в его отличие от природы. Данная наука анализирует такие проблемы, как смысл и цели существования общества, генезис и перспективы, направленность развития общества и т.д. Она исследует общественную жизнь прежде всего под углом зрения решения мировоззренческих проблем, при этом центральное место среди них занимают смысложизненные проблемы.
Социология не является философской наукой и поэтому изучает законы меньшей степени общности, чем социальная философия. Социальная философия, осуществляя анализ развития общества, опирается на общефилософские законы, Т.е. законы, действующие и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении. Примеры законов социальной философии - законы соотношения общественного бытия и общественного сознания, законы, характеризующие источник самодвижения общественной жизни. В них находит отражение специфика социальной формы движения реальной действительности по сравнению с природой. Но для получения исчерпывающего знания об обществе этого недостаточно. Ведь обществу присущи и свои собственные, специфические связи и взаимодействия, стороны, свойства, которые отражаются законами, категориями и понятиями, не сводимыми только к специфическому проявлению общефилософских законов, категорий и понятий в общественной жизни. Изучением этого и занимается социология.
Общим для социологии и социальной философии является то, что они рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц.
Таким образом, можно отметить, что социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии, так как знание законов и категорий более общего порядка всегда является необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и категорий менее общего порядка.
Для философии исходный пункт исследования - это человек, а для социологии – общество. Это не означает, что социология уходит от человека, общество в данном случае такой исходный пункт, за которым стоит весь мир человека: его действия, социальные группы, социальные институты, социальные процессы, которые в конечном итоге приводят к человеку с его потребностями и интересами. Если философия изучает сущность человека, личности, то социология - личность как социальный тип.
Целью для философии
выступает выработка
Философия и социология
- это две самостоятельные
3.3 Общие черты и различия социологии с другими науками
Социология как наука имеет существенные отличия, а также много общего и с другими науками. Так, в отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей и связей. Например, если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его восприятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуального "Я", а для социологии - проблемы межличностного взаимодействия "Мы". Изучаемая личность для социолога - это субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, личностные ценностные ориентации он рассматривает с социальных позиций, ролевых ожиданий и т.д. Социология берет из психологии теорию мотивов поведения, личных и массовых действий, что выступает необходимой составной частью исследования поведения личности в коллективе и обществе.
У социологии много общего с такими науками, как демография, статистика, антропология, психология и др. Эта общность заключается в том, что они используют общие методы для получения знания. Ведь опросы и наблюдения использует не только социология, но и психология, статистика, журналистика, медицина и т.п. Эксперимент как метод находит свое широкое применение и в психологии, экономике и в естественных науках. Контент-анализ проводят в литературе, истории и юриспруденции.
Особо следует отметить наличие связи социологии с естественными и точными науками. Например, в результате взаимодействия ее с биологией нашел свое специфическое выражение системный подход, начали развиваться социальная экология и социальная медицина. Растет и крепнет связь с математикой, в настоящее время трудно представить социологию без специальных математических методов, которые позволяют обеспечить высокую эффективность и достоверность проводимых эмпирических исследований.
Очевидна также связь социологии с правовыми науками, изучающими юридические нормы, которые с помощью законов регулируют социальное поведение людей и закрепляют определенные отношения внутри общества.
Социология оказывает большое влияние на развитие этики и эстетики. Она предоставляет им количественную и качественную оценку степени развитости норм и ценностей, которые регулируют отношения между людьми. Она позволяет установить уровень зрелости эстетического вкуса, пути и формы удовлетворения духовных потребностей населения и т.п. В то же время социология опирается на понятия и выводы эстетики при изучении не только проблем искусства, но и всей духовной жизни общества, проблем молодежи, образования, воспитания и т.д.
Таким образом, социологию можно сравнить с широким окном в мир. Чем внимательнее мы будем в него вглядываться, тем лучше будем понимать себя и окружающих нас, а значит, сможем глубже осознать, что необходимо изменить в обществе и как лучше это можно осуществить своими силами.
Междисциплинарные взаимодействия социологии с другими науками привели к появлению целого ряда отраслей в социологии - экономической социологии, индустриальной социологии (социологии труда), социологии образования, социологии культуры, социологии политики и др. Именно на междисциплинарной основе возникла социальная психология, развивается социолингвистика и находится на стадии становления социопедагогика. Как отмечает Ж.Т. Тощенко, вклад социологии для всех этих новых направлений науки состоит, "во-первых, в "замыкании" проблематики на структурных, социально-групповых носителях особых интересов, во-вторых, в широком использовании специфических методов и приемов исследования, дающих возможность расширить фактологическую базу всего гуманитарного знания".
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социология довольно молодая наука, поэтому и в настоящее время совершенно справедливыми остаются слова о том, что наука не может успешно идти вперед, если у нее нет своего общепринятого и всем одинаково понятного языка. Чем совершеннее наука, тем точнее ее общие понятия, тем прочнее ее терминология. В этом отношении социология оставляет желать еще весьма и весьма многого.
Проведение всевозможных семинаров, конференций, съездов, симпозиумов отечественных и зарубежных социологов, а также обмен мнениями через печатные издания позволяет прийти к общему мнению и достаточно продуктивно решать данную проблему.
Социология занимает,
благодаря своей универсальност
Список используемой литературы:
1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций; Учебное пособие. - Ростов-н/Д: Феникс,2004. - 203 стр.
2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарики, 2005. - 244 с.
3. Галактионов А. А. Русская социология XI-XX веков: Учебник. СПб., 2002. - 305с.
4. Гидденс Э. Социология. М., 1999. - 300 с.
5. Добреньков В.И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. М., 2001. - 200 с.
6. Елсуков А.Н. Краткий курс теоретической социологии: Учеб. пособие для вузов. Минск, 1999. - 350 с.
7. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов. М., 2000. - 340 с.