Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 20:06, контрольная работа
Вопрос о принципах государственной службы является важнейшим в структуре института государственной службы, правовой системы не только Российской Федерации, но и других стран мира. Термин «принципы государственной службы» указывает на основополагающие черты, сущностные характеристики, важнейшее содержание и значение самой государственной службы, а также на главнейшие юридические положения в структуре одноименного правового института.
1. Раскройте понятие государственной службы, назовите ее
основные принципы……………………………………………….стр.2
2. Проанализируйте Источники права. Виды законов и
подзаконных актов…………………………………………………стр.7
3. Раскройте порядок социально бытового обслуживания
инвалидов…………………………………………………………..стр.15
4. 15 января 2013 года совершеннолетний Петров вступил
в половую связь с четырнадцатилетней Захаровой.
В отношении Петрова было возбуждено уголовное дело.
В ходе следствия Петров пояснил, что он намерен
заключить брак с Захаровой. ……………………………………..стр.17
Решите дело.
5. Список использованной литературы……………………………..стр. 18
Содержание
основные
принципы……………………………………………….
подзаконных актов…………………………………………………стр.7
инвалидов……………………………………………………
в половую связь с четырнадцатилетней Захаровой.
В отношении
Петрова было возбуждено
В ходе следствия Петров пояснил, что он намерен
заключить брак с Захаровой. ……………………………………..стр.17
Решите дело.
Понятие и правовое значение принципов государственной службы
Вопрос о принципах государственной службы является важнейшим в структуре института государственной службы, правовой системы не только Российской Федерации, но и других стран мира. Термин «принципы государственной службы» указывает на основополагающие черты, сущностные характеристики, важнейшее содержание и значение самой государственной службы, а также на главнейшие юридические положения в структуре одноименного правового института.
Анализируя принципы государственной службы, необходимо осветить на следующие вопросы:
1) понятие принципов
2) законодательное закрепление этих принципов;
3) виды и содержание принципов государственной службы.
Современный законодатель не дает определения принципам государственной службы, но перечисляет их в различных законодательных и иных нормативных актах. Следовательно, в настоящее время можно говорить именно о правовых принципах государственной службы. Правовое установление принципов государственной службы обусловливает функционирование государственных органов, деятельность государственных служащих, устойчивость государственно-правового регулирования государственно-служебных отношений, а также обоснование тенденций развития законодательства о государственной службе. Изучение принципов государственной службы дает ответ на вопросы: что является главным в институте государственной службы, что постоянно сопутствует системе государственно-служебных отношений, без чего не могут существовать различные подинституты комплексного правового института государственной службы. Основное значение принципов государственной службы заключается в том, что они определяют «юридическую судьбу», жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование государственной службы.
Принципы государственной службы обусловлены существованием принципов функционирования государства, государственных органов и государственного управления (последнее понимается здесь в широком смысле), которое осуществляется в большей мере такими субъектами права, как государственные служащие.
Принципы государственной службы, являясь научной категорией, отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования не только самой государственной службы, но и системы государственных органов, определяют содержание сложных взаимоотношений внутри этой системы. Например, они отражают такие возникающие внутри государственного управления связи, как:
1) разделение труда;
2) территориальная организация (центральное и региональное управление);
3) отраслевая организация;
4) иерархия организации;
5) разделение полномочий и
Д.Н. Бахрах, подчеркивая нецелесообразность слишком широкого использования этого понятия, указывает на следующие основные принципы государственной службы, выделяя при этом наиболее общие категории:
1) демократизм (полное и постоянное
соответствие деятельности
2) профессионализм (компетентность работника; систематичное, регулярное выполнение функций, операций, служебных отношений; регулярное получение оплаты за свой труд; ответственность за деятельность);
3) социально-правовая защита служащих .
В.М. Манохин под принципами государственной службы понимает требования, которые:
1) обязательны для всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе;
2) распространяются на все виды
государственной службы и
3) охватывают все
В.М. Манохин отмечает, что анализ принципов государственной службы зависит от различных подходов к пониманию государственной службы: при трактовке ее только как деятельности государственных служащих выделяются одни принципы (равный доступ граждан на государственную службу, их сменяемость и т.д.); если же государственная служба рассматривается как организационно правовой институт в системе государственной организации, то тогда в принципах службы должны найти свое отражение как общие принципы организации и деятельности государства, так и специальные принципы, присущие только институту государственной службы (законность, дисциплина, народность и т.д.) См.: Манохин В.М. Государственная служба // Советское административное право. Государственное управление и административное право. М., 1978. - С. 293 - 294. В общественных науках под принципами обычно понимаются исходные положения и теоретические идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Принципы кладутся в основу формирования и функционирования государственных органов (представительной, исполнительной и судебной власти). Принципы государственной службы - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы.
Принципы государственной службы должны объективно отражать сущность государственной службы, ее наиболее важные черты; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности государственных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт государственной службы. Принципы государственной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования государственной службы. Они обусловливают значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих в системе государственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной службы может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость. Принципы государственной службы - это субъективное понятие. Принципы государственной службы отражают объективные связи, возникающие в системе государственно-служебных отношений. Таким образом, формулировка и установление законодателями принципов государственной службы зависят от избранной, функционирующей в стране, модели государственной службы, от адекватности понимания внутренних закономерностей общественных отношений и правового регулирования. С другой стороны, принципы являют собой активное, динамическое начало, ибо они обусловливают устанавливаемую законодателем модель государственной службы. Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Они реализуются государственными служащими посредством их практических действий. Кроме того, принципы государственной службы, установленные в имеющем рамочный характер Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы. Каждый в отдельности принцип государственной службы отражает не все объективные закономерности деятельности государственных органов и служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении остальных принципов.
Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
В истории развития права различают несколько
видов источников права, причем их значение
в каждом типе права неодинаково.
1. Правовой обычай - это правило
поведения, которое сложилось исторически
в силу постоянной повторяемости в течение
длительного времени и санкционировано
государством в качестве общеобязательного
правила. В период становления права преобладающее
значение имел правовой обычай. Обычное
право было основным источником права
на ранних этапах развития рабовладельческого
и феодального права. В современных государствах
правовой обычай применяется довольно
редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве
источника гражданского права обычай
делового оборота, т.е. сложившееся и широко
применяемое в какой-либо области предпринимательской
деятельности правило поведения, не предусмотренное
законодательством, независимо от того,
зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
2. Судебный прецедент - это решение
суда (обычно это высшая судебная инстанция
в стране) по конкретному делу, которое
затем становится образцом, обязательным
правилом для решения аналогичных дел
в будущем. В настоящее время такой источник
широко используется в англосаксонских
странах (например "общее право" Англии).
Прецедентное право чрезвычайно громоздко,
запутанно и противоречиво, позволяет
суду осуществлять правотворческие функции
как в случае отсутствия соответствующего
закона, так и при его наличии.
3. Нормативный договор - это соглашение
между различными субъектами права, в
которых содержатся нормы права. Он является
одним из основных источников международного
права. В ряде случаев нормативный договор
используется во внутригосударственном
праве (Федеративный договор о создании
Российской Федерации, договоры между
Российской Федерацией и отдельными ее
субъектами, коллективные договоры между
администрацией предприятия и трудовым
коллективом и др.).
4. Религиозные тексты - это священные
книги и сборники, которые непосредственно
применяются в судебной и иной юридической
практике. Этот источник применяется,
в первую очередь, в мусульманском праве
(Коран - собрание поучений и заповедей
Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка
Мухаммеда).
5. Доктринальные
тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся
ученых-юристов. В римском праве работы
некоторых известных юристов (например
Ульпиана) зачастую составляли основу
решения юридических дел. Судьи в англоязычных
странах нередко основывают свои решения
на трудах английских ученых. В мусульманских
странах созданные в XII-XIV в. труды арабских
юристов, знатоков ислама (иджма) имеют
официальное юридическое значение.
6. Общие принципы
права - это руководящие, принципиальные положения,
исходные начала всего права в целом либо
определенной его отрасли. В соответствии
с законодательством ряда западных государств,
при отсутствии конкретной нормы, прецедента
или правового обычая, возможно при решении
юридических дел ссылаться на принципы
справедливости, доброй совести, социальной
ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает
использование общих начал и смысла гражданского
законодательства (аналогия права) и требований
добросовестности, разумности и справедливости,
если невозможно применить аналогию закона.
7. Нормативный правовой
акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный
компетентным органом или принятый всеми
гражданами государства в форме референдума,
устанавливающий, изменяющий либо отменяющий
нормы права. Это наиболее совершенный
источник права, создающий основу для
четкости, точности и стабильности правового
регулирования, укрепления законности,
доступности и обозримости правовых предписаний.
Он облегчает надзор за исполнением юридических
предписаний, их толкование, систематизацию,
учет. Ему присуща письменная, строго документированная
форма и особый, четко регламентированный
процессуальный порядок принятия и опубликования.
Все нормативные акты находятся между
собой в строгой иерархической соподчиненности,
от которой зависит юридическая сила каждого
из них. Акты нижестоящих правотворческих
органов должны соответствовать и не противоречить
актам вышестоящих органов.
Нормативные акты классифицируются по
их юридической силе, определяемой компетенцией
и положением издавшего их органа в механизме
государства, а также характером самих
актов.
Виды законов и подзаконных актов.
Закон - высшая форма выражения государственной
воли народа, непосредственное воплощение
его суверенитета. Он устанавливает отправные
начала правового регулирования, придает
ему единство. Нормы, содержащиеся в актах
других органов, основываются на нормах
закона, развивают и конкретизируют его
положения, являются производными от них.
Наивысшей юридической силой среди всего
массива законов обладает Конституция,
а также законы, вносящие изменения и дополнения
в Конституцию.
Конституционные
законы (в некоторых зарубежных странах, например,
во Франции, их называют органические
законы) - это такие акты, необходимость
принятия которых предусмотрена непосредственно
Конституцией. Они являются своеобразным
"продолжением" Конституции, их нормы
развивают и конкретизируют отдельные
ее положения (законы о Правительстве
РФ, о Конституционном суде РФ, об Уполномоченном
по правам человека и др.). Для конституционных
законов установлена более сложная процедура
их прохождения и принятия.
Обыкновенные законы,
издающиеся в процессе текущей законодательной
деятельности, составляют основную массу
законов. Они, в свою очередь, делятся на
кодификационные и текущие.
Кодификационный закон определяет
нормативные основы отдельной отрасли
(института) законодательства, регулирует
значительную и достаточно обширную сферу
отношений (имущественные, трудовые, борьба
с преступностью и т.д.). Он является единым
внутренне связанным документом, включающим
как проверенные жизнью, общественной
практикой действующие нормы, так и новые
правила, обусловленные динамикой социальной
жизни, назревшими потребностями развития
общества.
Кодификационные законы могут выражаться
в различных формах. Одна из них - это Основы
законодательства - акт федерального
законодательства, содержащий принципиальные,
наиболее общие нормы по предмету совместного
ведения Федерации и ее субъектов, которые
должны развиваться и конкретизироваться
в иных актах Федерации и ее субъектов.
В настоящее время в Российской Федерации
действуют основы законодательства об
охране труда, об охране здоровья граждан,
о нотариате и некоторые другие.
Чаще всего используемый вид кодификационного
закона - это кодекс. Это крупный сводный
акт, детально и конкретно регулирующий
определенную сферу отношений и подлежащий
непосредственному применению. Он либо
полностью поглощает все нормы соответствующей
отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит
основную по объему, самую важную часть
таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой
кодекс). В настоящее время во главе
большинства отраслей российского федерального
законодательства стоят кодексы, основная
масса которых ныне подвергается существенной
переработке. Кроме того, в современных
условиях право принятия кодексов принадлежит
также и субъектам Российской Федерации.
В правовой системе могут существовать
и иные виды кодификационных актов: уставы,
положения, правила и т.д.