Необходимо помнить, что термин «неосновные
функции» условный. Его употребление не
имеет в виду умалить значение данной
разновидности функций и правомерно лишь
постольку, поскольку помогает выделить
из множества различных государственных
функций более широкие по объему и общие
по содержанию основные функции государства.
Важно подчеркнуть, что основная функция
– не конгломерат, а определенная, проникнутая
внутренним единством и целеустремленностью
система многочисленных направлений деятельности
государства. Эта система отличается от
составляющих ее элементов.
От основных и неосновных функций государства
следует отграничивать функции органов
государства, т.е. реализацию компетенции,
прав и обязанностей отдельных органов
в соответствии с их местом и назначением
в государственном механизме и политической
системе общества.
Осуществление основных функций государства
по своему содержанию есть непрерывный
процесс реализации многочисленных неосновных
государственных функций и функций отдельных
государственных органов. Соотношение
между указанными разновидностями государственных
функций отражает диалектику общего, особенного
и единичного в деятельности государства.
Рассмотрение понятия основных функций
государства требует ответа и на вопрос
об их взаимодействии с его задачами и принципами
деятельности.
Задачи и функции государства – явления
соотносимые, тесно взаимосвязанные, но
не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять,
ни отождествлять.
В задачах государства определяются
его социальное назначение, цель, достижению
которой оно служит в тот или иной исторический
период.
Задачи государства имеют исходное значение
по отношению к его функциям, являются
их ближайшей непосредственной предпосылкой.
В задачах концентрируется и преломляется
воздействие экономики и политики на развитие
функций государства.
В свою очередь, функции государства
представляют собой средство реализации,
выполнения его задач. Задачи государства
воплощаются в жизнь посредством осуществления
его функций.
Не следует также смешивать функции государства
с принципами его формирования и деятельности.
Некоторые авторы относят, например,
к числу функций современного Российского
государства обеспечение народовластия,
видят основное назначение такой функции
в осуществлении государством посредством
представительных и иных органов власти
волеизъявления народа по руководству
обществом. Или – учет и координацию интересов
различных групп населения, отыскание
и проведение в жизнь таких решений, которые
поддерживались бы разными социальными
слоями2. В действительности
же обеспечение народовластия, развитие
демократии представляет собой не какую-то
отдельную функцию ны- нешнего Российского
государства, а один из закрепленных в
главе 1 Конституции Российской Федерации
основных принципов его организации и
деятельности, одну из основ конституционного
строя. То же самое относится и к обеспечению
государством социального компромисса.
Эти и другие принципы Российского государства
пронизывают
См.: Морозова Л.Л. Функции Российского
государства на современном этапе // Государство
и право. 1993. № 6. С. 103-104.
2 См.: Лифшиц Р.З. Государство и
право в современном обществе: необходимость
иоиых подходов // Сов. государство и право.
1990. № 10. С. 17.
все его функции, оказывают активное
воздействие на их развитие, лежат в основе
выполнения каждой из них.
В процессе исторического развития государства
в его функциях происходят изменения:
одни из них отпадают, другие – углубляются
и видоизменяют свое содержание, третьи
– возникают вновь. Но во всех случаях
они обусловливаются свойственными определенной
исторической эпохе экономической и социально-классовой
структурой общества, сущностью государства
и его социальным назначением. Поэтому
функции конкретного государства должны
рассматриваться с учетом его принадлежности
к определенному типу государства.
IV
Многопартийность и ее составляющие.
Многопартийность нередко смешивают
с отсутствием партий. Страна, где общественное
мнение расколото на многочисленные, но
недолговечные, эфемерные и быстро меняющиеся
группы, не соответствует подлинному понятию
многопартийности: она переживает еще
предысторию партий и находится в той
фазе общей эволюции, к которой различие
двухпартийности и многопартийности совершенно
неприменимо, поскольку нет еще настоящих
партий. Сюда можно отнести некоторые
страны Центральной Европы в период 1919-1939 гг.,
большинство молодых государств Африки,
Востока и Среднего Вое тока, многие латиноамериканские
государства и крупные западные государства
XIX века. Однако некоторые из этих стран
входят скорее в промежуточную категорию:
здесь наряду с настоящими партиями, обладающими
необходимым минимумом организованности
и стабильности, можно обнаружить образования
нестабильные и не имеющие настоящих организационных
структур. В этом случае демаркационная
линия между многопартийностью и отсутствием
партий затушевывается, тем более что
во многих странах, уже вступивших в стадию
организованных партий, продолжают существовать
и следы их предыстории: во Франции, например,
весь сектор воззрений, расположенных
справа от радикалов, почти не знает подлинных
партий - это скорее зыбкие группы, характерные
для предшествующей фазы развития.
Многопартийность, понимаемая в таком
смысле, достаточно точно характеризует
Западную Европу, исключая Великобританию
(но включая Ирландию). Разумеется, те или
иные из этих государств в некоторые периоды
своей истории знали и двухпартийность:
так было в Бельгии до 1894 г.; к ней близка
и нынешняя Германия. Другие жили в условиях
однопартийных систем: Италия с 1924 по 1945 г.,
Германия с 1933 по 1945 г., современные Испания
и Португалия. В то же время можно полагать,
что многопартийному режиму в Европе еще
и сегодня угрожает известная опасность
и его будущее отнюдь не представляется
надежным. Но как бы то ни было, многопартийность
и ныне продолжает в целом доминировать
в западной части континентальной Европы;
она, по-видимому, также соответствует
ее наиболее общей политической традиции.
V
Графическое изображение основных
элементов общества.
Заключение
Политика — наиболее отчетливо
наблюдаемая нами сторона общественной
жизни, однако эта видимость обманчива,
так как скрывает множество менее очевидных
фактов и процессов, относящихся к другим
подсистемам, но оказывающих и определенное
воздействие на политическую сферу. Среди
них социально-экономические, культурные,
научные, образовательные, социально-этнические,
религиозные и другие факторы и явления,
составляющие гражданское общество.
Есть смысл разграничивать
политическую и государственную власть.
Последняя, конечно, имеет политический
характер, но она осуществляется специальным
обособленным аппаратом, действующим
в определенных территориальных рамках
и использующим насилие, право на которое
закреплено законом. Что касается политической
власти, то ей свойственна реальная деятельность
особых социальных групп и индивидов в
их составе по проведению собственной
воли посредством политики и правовых
норм.
С целью пресечения неоправданно
большой концентрации власти и превращения
ее в самодовлеющую силу, общество должно
создавать определенные политико-правовые
институты: разделения властей, федерализма,
разъединения государственной и муниципальной
власти, институт проведения открытых,
демократических выборов и т.д.
Список литературы
Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: «Медиум», 1995. – 323 с.;
Политическая социология: учебник для
вузов / под. ред. чл.–корр. РАН Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 495 с.;
Официальный сайт журнала «Социологическое
обозрение» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://sociologica.hse.ru/
Политология: курс лекций / В.Н. Лавриненко, Ж.Б.Скрипкина, В.В. Юдин. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 400 с.;