Контрольная работа по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:34, контрольная работа

Описание работы

Социальная организация- понятие социальной философии и социологии; применительно к социальным объектам и употребляется в трех смыслах:
1) как элемент социальной структуры - искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения четко очерченных функций (в этом смысле С.О. выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект - система отношений, объединяющая некоторое множество индивидов для достижения определенной цели);

Файлы: 1 файл

Социология!.docx

— 40.86 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1. Социальная организация…………………………………………………….2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Социальная организация

Социальная организация- понятие социальной философии и социологии; применительно к социальным объектам и употребляется в трех смыслах:

1) как элемент социальной структуры - искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения четко очерченных функций (в этом смысле С.О. выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект - система отношений, объединяющая некоторое множество индивидов для достижения определенной цели);

2) вид деятельности - процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект через констатацию соответствующих функций элементов системы, упорядочиванию связей, дефиницию целей и задач и т.д.;

3) степень внутренней упорядоченности, согласованности частей целого - определенная структура, строение, тип связей как способ соединения элементов в систему и т.д. В социальной философии и социологии первое значение является основным. К существенным признакам С.О. относятся:

1. наличие целей; 

2. конкретное воплощение  отношений общественной власти;

3. совокупность функциональных  положений (статусов) и социальных  ролей; 

4. правила, регулирующие  отношения между ролями;

5. формализация значительной  части целей, задач и отношений. 

Важнейшими функциями  С.О. в обществе являются:

а) интеграция и социализация индивидов в систему общественных отношений;

б) упорядочивание и социальный контроль действий ее членов в жизненно важных для них сферах.

С.О. могут различаться  степенью бюрократизации отношений  ее членов: формальная и неформальная. Всякая формальная организация имеет  специальный аппарат, основной функцией которого является координирование действий ее членов в целях ее сохранения. Члены такой организации рассматриваются функционально, т.е. не как личности, а как носители определенных ролен. Чем сложнее организация, тем более сложные функции выполняет бюрократический аппарат.

Наряду с бюрократическими принципами организационной структуры  в С.О. существуют и неформальные отношения, которые в условиях жесткой  системы административных правил повышают эффективность организации и  выполняют ряд позитивных функций:

1) служат средством сглаживания  возможного иерархического конфликта; 

2) способствуют сплоченности  членов организации; 

3) сохраняют чувство индивидуальной  целостности и т.д. 

Разделение С.О. можно  рассматривать соответственно основным сферам жизнедеятельности общества: техническая, экономическая, социальная.

Первые исследования, направленные на изучение особенностей С.О. (условий  эффективного функционирования и т.д.) - были предприняты в начале 20 в. (Тейлор, доктрина «человеческих отношений», ситуативизм, теория Ф. Херцберга). Существенный вклад в исследование проблем C.O., ее структуры, функций и т.д. внесли представители структурно-функционального  подхода (Парсонс) и М. Вебер. Сегодня  вопросам изучения оптимального варианта существования С.О. занимается целая  отрасль научного знания - эргономика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Социальные революции и реформы

Социальная  революция – резкий качественный переворот в социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой. Социальные революции подразделяются на:

-  антиимпериалистические,

-  антиколониальные,

-  национально-освободительные, 

- буржуазные и буржуазно-демократические, 

- народные и народно  демократические, 

- социалистические и др.

Характер, масштабы и конкретное содержание всякой революции определяются условиями той общественно-экономической  формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает  почву. По мере перехода к более высоким  стадиям общественного развития расширяются масштабы, углубляется  содержание, усложняются объективные  задачи революции.

Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению  в системе производственных отношений  заинтересованы в ниспровержении существующего  строя и способны к участию  в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил революции.

Большинство современных  концепций революционных социальных изменений, разрабатываемых в рамках модернистского подхода, базируются на оценках и трактовке Марксом  событий Великой французской  революции 1789 г. Марксистская теория революций  акцентирует внимание на радикальных  изменениях в экономической и  политической организации общества, смене основных форм социальной жизни. Сегодня подавляющее большинство  исследователей сходятся в том, что  революции ведут к фундаментальным, всеобъемлющим, многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального  порядка.

Подробный анализ концепций, которые можно отнести к «модернистскому» направлению в исследовании революций, дает Петер Штомпка. Он выделяет четыре теории революции:

1. бихевиористская, или поведенческая, – теория, предложенная П. Сорокиным, согласно которой причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения и неспособности властей воздействовать на изменяющееся поведение масс;

2. психологическая – представлена концепциями Джеймса Дэвиса и Теда Гурра, усматривающих причину революций в том, что массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость и поднимаются в результате этого на бунт;

3. структурная – при анализе революций сосредотачивается на макроструктурном уровне и отрицает психологические факторы (Тэд Скокпол).

4. политическая – рассматривает революции как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством (Чарлз Тили).

В некоторых современных  исследованиях революционные изменения  в обществе рассматриваются как  «момент социальной эволюции». Таким  образом восстанавливается исходный смысл термина «революция» в  естественных и социальных науках (revolvo – лат. «возвращение», «круговорот»), забытый со времен Маркса.

С точки зрения общественного  прогресса более предпочтительным является осуществление разумных экономических, социальных и политических реформ в  государстве в соответствии с  присущими ему закономерностями развития. Если же предпринимаемые  реформы противоречат природе общества, если не происходит их коррекции в  результате «обратных связей», то возрастает вероятность революции.

Социальная  реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа.

Сегодня великие реформы (т. е. революции, осуществляемые «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба  эти способа решения общественных противоречий противопоставляются  нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Факторы формирования личности

Формирование  личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится всегда. Не существует двух одинаковых трактовок термина «личность», потому что это довольно многогранное понятие. Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. Согласно одному из них, на развитие личности влияю природные данные человека, которые есть врожденными. Второй же взгляд оценивает личность как социальное явление, то есть признает исключительно влияние на личность социальной среды, в которой она развивается. Из множества теорий личности, представленных разными психологами, можно четко выделить главную мысль: личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя. Формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве, а продолжается всю жизнь. Влияет на него ряд факторов, как внутреннего, так и внешнего характера. Рассмотрим их более подробно.

Внутренние  факторы – это, в первую очередь, темперамент человека, который он получает генетически.

К внешним факторам можно отнести и воспитание, и окружающую среду, и социальный уровень человека, и даже время, век, в котором он живет. Рассмотрим более подробно две стороны формирования личности – биологическую и социальную.

Личность как  биологический объект

Самое первое, что влияет на формирование личности – это генетический материал, который человек получает от родителей.  Гены содержат информацию о той программе, которая была заложена в предках двух родов – материнском и родительском. То есть, новорожденный человек – это продолжатель сразу двух родов. Но здесь следует внести ясность: человек  не получает от предков черты характера, одаренность. Он получает основу для развития, которую уже и должен использовать. Так, например, от роду личность  может получить задатки певца и холерический темперамент. Но то, сможет ли человек быть хорошим вокалистом и контролировать вспыльчивость своего темперамента зависит от его непосредственно от воспитания, мировоззрения. Следует также отметить, что на личность влияет культура, социальный опыт предыдущих поколений, которые никак не могут передаться с генами. Значительность биологического фактора формирования личности нельзя не учитывать. Именно благодаря ему люди, которые растут в одинаковых условиях, становятся разными и уникальными. Важнейшее значение для ребенка играет мать, потому что он тесно связан с ней, и этот контакт можно отнести к биологическим факторам влияния на формирование и развитие личности. В материнской утробе ребенок полностью находится в зависимости от матери. Ее настроение, эмоции, чувства, не говоря уже об образе жизни, в значительной мере влияют на малыша. Ошибочно думать, что женщина и ее плод связаны только пуповиной. Они взаимосвязаны, эта связь влияет на жизнь обоих. Простейший пример: у женщины, которая много нервничала и испытывала негативные эмоции во время беременности, будет ребенок, поддающийся страхам и стрессам, нервозным состояниям, тревогам и даже патологиям в развитии, что не может не сказаться на формировании и развитие личности ребенка. Каждый новорожденный человек начинает свой пути формирования личности, на котором он проходит три основных этапа: поглощение информации об окружающем мире, повторение чьих-то действий и модели поведения, накопление личного опыта. В пренатальном периоде развития ребенок не получает возможности подражать кому-то, не может иметь личный опыт, но он может поглощать информацию, то есть получать ее с генами и как часть материнского организма. Именно по этому такое большое значение для развития личности  имеет наследственность, и отношение будущей матери к плоду, образ жизни женщины. Социальная сторона формирования и развития личности. И так, биологические факторы закладывают основу для развития личности, но социализация человека тоже отыгрывают не менее важную роль. Личность формируется последовательно и поэтапно, причем эти этапы имеют некую схожесть у всех нас. Воспитание, которое человека получает в детстве, влияет на восприятие им мира. Нельзя недооценивать и влияние на личность общества, частью которой она является. Существует термин, который указывает на присоединения человека к системе общества – социализация.

Социализация  – это вхождение в общество, поэтому она имеет рамки по длительности. Начинается социализация личности впервые года жизни, когда человек осваивает нормы и порядки, начинает различать роли окружающих его людей: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, посторонних. Важным шагом начала социализации является принятие личностью своей роли в обществе. Это первые слова: «Я девочка»,  «Я дочка», «Я первоклассник», «Я ребенок». В дальнейшем человек должен определиться со своим отношением к миру, с призванием, образом жизни. Для личности подростков важным шагом социализации является выбор будущей профессии, а для юных и зрелых людей – создание собственной семьи. Социализация приостанавливается, когда личность заканчивает формирование своего отношения к миру и осознает собственную роль в нем. Фактически, социализация личности продолжается всю жизнь, но главные ее этапы должны быть пройдены в срок. Если родители, воспитатели и педагоги упускают некоторые моменты в воспитании ребенка или подростка, то у молодой личности могут появиться трудности в социализации. Так, например, люди, с которыми в дошкольном возрасте не проводилось половое воспитание даже на элементарном уровне, имеют трудности в определении своей половой ориентации, в определении своего психологического пола. Подытоживая, можем сказать, что стартовой базой для развития и формирования личности выступает семья, в которой ребенок постигает первые правила поведения, нормы общения с обществом. Дальше эстафета переходит к детским садам, школам, вузам. Большое значение имеют секции и кружки, группы по интересам, занятия с репетировали. Вырастая, принимая себя как взрослого человека,  личность учится новым ролям, в том числе и роли супруга/супруги, родителей, специалистов. В этом значении на личность влияют не только воспитание и среда общения, а и средства массовой информации, Интернет, общественное мнение, культура, политическая ситуация в стране и многие другие социальные факторы. Следует, заметит, что через социализацию личность развивается, формирует свое мировоззрение, осваивает жизнь современного для себя общества, становится человеком своего времени.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.Признаки социального института

 

Социальные институты

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи  которых обусловлены объединениями  организаций. Такие социальные связи  называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами. Последние действуют от имени  общества как целого. Институциональные  связи можно называть еще и  нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом  в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.

Информация о работе Контрольная работа по "Социология"