Контроьлная работа по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодежи как самой динамичной части общества является одной из главных проблем, целей и направлений молодежной политики в любом отдельно взятом государстве. Общественные и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой.

Содержание работы

а). Анализ государственной молодежной политики в РФ 3
б). ТЕСТ: выберите правильный (один) вариант ответа 17
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Бабайцев Социология ФСИН.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

а). Анализ государственной  молодежной политики в РФ

Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной  молодежи как самой динамичной части общества является одной из главных проблем, целей и направлений молодежной политики в любом отдельно взятом государстве. Общественные и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Именно поэтому в любом обществе и государстве ценностные ориентации личности, молодежи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия общества и государства, а процесс их образования - важным направлением молодежной политики по осуществлению духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания.

Говоря о процессе формирования ценностных ориентаций современной  молодежи, мы прежде всего имеем  в виду целенаправленное управление процессом такого формирования. То есть целенаправленное воздействие со стороны различных субъектов молодежной политики, обеспечивающее достижение намеченного уровня духовно-нравственного бытия путем преобразования социально-экономического, культурного и информационного ресурса в усвоенную и самовоспроизводимую систему традиционных духовно-нравственных ценностных ориентаций, а также поддержания их динамичного равновесия со средой.

Механизм формирования системы  ценностных ориентаций молодежи может  быть реализован на самых разных уровнях (на уровне государства, общественных и религиозных институтов, семьи и личности) и основывается на последовательности стадий социальной регуляции:

1) институционализация - установление  норм и эталонов поведения,  определение системы ценностей и идеалов, к которым следует стремиться;

2) профилактика - система методов  и процедур, направленных на предупреждение  и устранение причин социальных  отклонений;

3) контроль - установление фактического  состояния процесса (отношений, действий), оценка этого состояния, выводы, следующие из оценки;

4) коррекция - исправление социальных  отклонений, аномалий.

По результатам экспертного  исследования, проведенного в 2007 г. Фондом имени Питирима Сорокина, к инструментам влияния на ценностный базис общества, а значит, в частности, и на процесс формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи, относятся:

1) ресурсы государственного аппарата (способствующие: созданию соответствующей  законодательной базы, цензуре, влиянию  на общественные институты);

2) общественные институты (СМИ,  образовательные учреждения, иные  институты гражданского общества);

3) традиционные религиозные институты  (к ресурсам которых отнесены: опыт противостояния чуждым деструктивным  ценностям, опыт идейной консолидации нации, опыт преодоления социальной диверсификации; к ожидаемым формам активности - воспитательная работа с детьми, просветительская активность совместно со светскими институтами)1.

Понятно, что ресурсная база и  методы воздействия на институты  социализации у этих инструментов влияния весьма различны. Большую роль на формирование систем ценностных ориентаций молодежи оказывают изменение социального устройства, законодательной базы, видов социальной защиты, способов хозяйствования, экономической ситуации.

Однако вне зависимости от наличия или отсутствия ресурсных возможностей участвовать в процессе формирования систем позитивных ценностных ориентаций молодежи должны все субъекты молодежной политики: государство, религиозные конфессии, политические партии, общественные организаций и корпорации.

Процесс формирования систем ценностных ориентаций современной российской молодежи представляет собой сложный, комплексный, многоаспектный процесс, требующий разработки единой стратегии  и объединения усилий общественных и государственных составляющих молодежной политики. Для эффективного функционирования институтов социализации и воспитания молодежи как инструментов и факторов формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи требуется соблюдение таких условий, как четкое определение целей, функций деятельности каждого института; скоординированность действий всех институтов; оптимизация деятельности существующих или появление новых институтов.

Активно взаимодействуя между собой, субъекты молодежной политики должны достигнуть единства духовных и идеологических установок, создать единое воспитательно-педагогическое пространство; выработать единый алгоритм действий по преодолению кризиса институтов социализации; обеспечить воспитание самостоятельной, идейной, одухотворенной, ответственной молодежи и формирование у нее системы позитивных традиционных ценностных ориентаций.

Особая роль в этом процессе принадлежит  государству. Ведь государство обладает наибольшими ресурсами и возможностями  для осуществления целостной молодежной политики, координируя свою деятельность с ее общественной составляющей.

В государственной молодежной политике условно можно выделить пять основных механизмов ее реализации в процессе формирования ценностных ориентаций молодежи:

1. Механизм институционализации единой базовой системы ценностных ориентаций современной российской молодежи, в рамках четко сформулированной и определенной национальной идеи, стратегии национального развития (естественно, базирующейся на определенных идеологических установках, определяющих выбор, иерархию ценностей; стратегию выбора и реализации механизмов, инструментов и методов осуществления процесса формирования ценностных ориентаций). Реализуется посредством юридического закрепления и констатации выбранной системы ценностей в различных основополагающих нормативно-правовых актах, документах, программах.

2. Механизм нормативно-правового  регулирования различных сфер  жизнедеятельности нашего общества, деятельности и взаимодействия  между собой различных институтов  социализации, процессов образования и воспитания, систем государственного управления, контроля, профилактики и коррекции социальных отклонений. Реализуется посредством принятия различных законодательных и нормативно-правовых актов.

3. Механизм  создания и совершенствования организационных форм и моделей по реализации государственной молодежной политики. Реализуется посредством создания системы органов управления, контроля, профилактики и исправления социальных отклонений в рамках осуществления молодежной политики, эффективного взаимодействия различных ее субъектов.

4. Механизм  осуществления целевых программ  и проектов, направленных на социализацию, воспитание и формирование систем  ценностных ориентаций современной  российской молодежи. То есть  практическая деятельность субъектов по достижению поставленных целей перед молодежной политикой.

5. Механизм  информационного воздействия, пропаганды  систем ценностных ориентаций, посредством  использования средств массовой  информации.

Формализованность государственной молодежной политики особенно хорошо проявилась в нормативно-правовой сфере. Создание эффективно работающей законодательной базы является важным элементом государственной молодежной политики. Ведь у государства в отличие от других субъектов молодежной политики "есть возможность опереться в своей молодежной политике на систему права, но нет достаточных средств по установлению нормативности идеальных образов молодого человека и молодежи. Лишь в отдельных условиях политической жизни возможно в государственной деятельности соединение воедино идеала и правовых механизмов его поддержания"2.

Однако  до настоящего времени в Российской Федерации так и не был принят Федеральный закон "О государственной  молодежной политике в Российской Федерации". Основные законодательные акты по осуществлению государственной молодежной политики на федеральном уровне также были приняты еще в 90-х годах прошлого века.

Анализ  содержания этих документов показал, что, несмотря на законодательно обозначенные благие принципы, цели и направления  государственной молодежной политики в современной России, все они в значительной степени декларативны, формализованы и фрагментарны. Аксиологическая (ценностная) тематика не только не получила своего развития как приоритетное направление государственной молодежной политики, но и слабо отображена в законодательных и нормативно-правовых актах в сфере осуществления государственной молодежной политики в Российской Федерации. Реалии же современной действительности говорят, что государственная молодежная политика в настоящее время однозначно находится на периферии деятельности государства и в ней соседствуют крайне противоречивые тенденции. И дело здесь не только в определенном противодействии принятию федерального закона о государственной молодежной политики в РФ, проекты которого раз за разом не получали своего законодательного закрепления. Обращаясь к изучению вопроса институционализации государственной молодежной политики в постсоветской России, следует отметить особенность осуществления государственной молодежной политики в Российской Федерации на протяжении 90-х годов XX в. А именно: крайнюю "незаинтересованность федеральных органов исполнительной власти в продвижении вперед на этом направлении, отбрасывании насущных задач в этой области на периферию внутренней политики государства" [6, с. 18]. В.А. Луков отмечает, что "вопросы государственной молодежной политики в работе органов государственной власти отодвинулись на задний план. В организационно-правовом отношении это нашло выражение в многократной ликвидации федерального органа государственной власти, ведущего вопросы государственной молодежной политики. Крайне незначительны масштабы финансирования федеральных мероприятий в сфере государственной молодежной политики"3. "Противоречия между активизацией действий органов исполнительной власти по разработке молодежной политики и отсутствие заметных сдвигов в положении подавляющего большинства молодых россиян составляют ядро проблемы эффективности государственной молодежной политики на современном этапе. Это противоречие характерно для всех основных направлений государственной молодежной политики". Как показывает опыт последних лет, организационные перемены в реализации государственной молодежной политики отнюдь не приводят к реальным изменениям в положении молодежи. На практике реализация государственной молодежной политики встретила (и встречает) большие трудности и требует нового концептуального оформления.

Существующие  модели реализации государственной  молодежной политики - федеральная, региональная и муниципальная - призваны органично  дополнять друг друга. Государственная  молодежная политика вбирает в себя такие жизненно важные направления  деятельности, как демография, экономика, образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, досуг и отдых, поддержка молодежных инициатив, в частности, молодежных организаций, объединений и движений. Реализация государственной молодежной политики основывается на координации деятельности всех органов, осуществляющих социальную политику государства, нормативном, правовом, управленческом, финансовом ее обеспечении. Институциональное обеспечение государственной молодежной политики включает в себя как формирование органов по государственной молодежной политике на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, так и формирование учреждений различных организационно-правовых форм по работе с молодежью.

Федеральная модель государственной молодежной политики включает в себя деятельность как законодательной, так и исполнительной ветвей власти. Различные органы по делам молодежи (министерства, комитеты и отделы по делам молодежи) созданы и функционируют как на региональном уровне, так и на уровне местного самоуправления. На муниципальном уровне осуществлением молодежной политики занимаются представительные органы и различные структурные подразделения администраций муниципальных образований. По замыслу на них ложится социальная поддержка молодежи, молодой семьи; поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи; организация занятости молодежи; профилактика и противодействие распространению преступности и наркомании в молодежной среде; гражданское и патриотическое воспитание молодежи; организация работы по месту жительства; развитие молодежного и детского самоуправления; информационное сопровождение реализации муниципальной молодежной политики; поддержка молодежного предпринимательства. На практике, однако, участие этих органов в осуществлении государственной молодежной политики носит в значительной степени формализованный и "мероприятийный" характер. Тексты принимаемых нормативно-правовых актов в области государственной молодежной политики представляют собой по своей сути компиляцию положений, принятых в 1993 г. Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации. Действия структурных подразделений администрации направлены, скорее, на осуществление и проведение ряда целенаправленных акций и мероприятий, а не на систематическую работу с молодежью по месту жительства. И такая ситуация является характерной для большинства регионов и муниципальных образований, хотя за прошедшее с момента принятия Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации время многое что успело измениться.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации  на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) в настоящее время  призвана реализовываться и реализуется  посредством осуществления социального  проектирования (активной реализации национальных проектов и молодежных программ, обеспечивающих создание, модернизацию или поддержание в изменившейся молодежной среде духовных и материальных ценностей). Способность государства оказать содействие и помощь молодежи в созидании духовных и материальных ценностей, ее способности самореализовать свои чаяния и устремления является одним из главных критериев определения эффективности государственной молодежной политики.

К сожалению, спецификой проектного подхода к  осуществлению государственной молодежной политики в Российской Федерации в настоящее время является то, что практически все молодежные проекты и программы на самых разных уровнях декларативно ориентированы прежде всего на улучшение качества жизни молодежи, а не на формирование у нее системы ценностных ориентаций.

В соответствии с принятой в 2006 г. Стратегией государственной  молодежной политики в РФ, в основу которой был заложен именно проектный  подход, механизм ее реализации требует  осуществления целого ряда общенациональных социальных проектов как на федеральном, так и региональном уровне. К таким проектам относятся проекты: "Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд", "Доброволец России", "Карьера", "Молодая семья России", "Команда", "Успех в твоих руках", "Шаг навстречу". В рамках этих проектов на федеральном уровне, после проведения соответствующих конкурсов среди уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов Российской Федерации и общественных организаций, работающих в молодежной сфере, проводятся мероприятия, массовые кампании, программы, конкурсы, всероссийские молодежные акции, ориентированные на всю молодежь страны. На региональном уровне должны быть созданы условия для решения задач, определяемых Стратегией и среднесрочными программами социально-экономического развития Российской Федерации. Программы реализуются в пределах пространственно-временных и ресурсных границ и призваны оказывать, как правило, на людей положительное (по их мнению) влияние.

Одной из основных целей проекта "Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд", реализуемого в рамках утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. N 1760-р Стратегии государственной молодежной политики в РФ, провозглашено "вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе". Одним из основных видов работ в рамках реализации этого проекта обозначена "популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность) средствами социальной рекламы". В этом документе нет ни слова о формировании, механизмах формирования системы ценностных ориентаций современной российской молодежи, а говорится лишь о "популяризации" произвольно собранных и системно не структурированных "ценностей российского общества".

Информация о работе Контроьлная работа по "Социология"