Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:34, контрольная работа
Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодежи как самой динамичной части общества является одной из главных проблем, целей и направлений молодежной политики в любом отдельно взятом государстве. Общественные и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой.
а). Анализ государственной молодежной политики в РФ 3
б). ТЕСТ: выберите правильный (один) вариант ответа 17
Список литературы 25
Государство, реализуя эти проекты, не занимается продвижением и пропагандой традиционных ценностей российского общества (этим в настоящее время занимаются традиционные конфессии и некоторые общественные организации), что особенно хорошо заметно на примере попытки внесения в школьную программу и противодействия этому курса основ православной культуры. В государственной молодежной политике (как, впрочем, и во всей внутренней политике современного Российского государства, в силу чего до настоящего времени четко не сформулирована национальная идея и стратегия национального развития) преобладает либеральный подход, который подразумевает под предлогом плюрализма максимальное дистанцирование государственных институтов от участия в процессе формирования, продвижении и модернизации системы традиционных ценностей нашего общества. Государственные институты оказываются в стороне от этого аспекта деятельности в процессе социализации молодежи: не оказывая содействия, влияния в выработке позитивных ценностных ориентаций и не принимая фактического участия в процессе воспитания молодежи. Наблюдается своеобразная "переуступка" государством своих непосредственных обязанностей в этой области институту СМИ и коммуникаций, что в нашей действительности, в свою очередь, напрямую способствует и приводит к формированию потребительских ценностных ориентаций у молодежи и росту негативных факторов в молодежной среде.
В основе либерального подхода и
всего курса современной
Предпринимаемые государственными и муниципальными органами меры по реализации молодежных проектов и программ по трудоустройству, решению жилищных проблем, развитию разносторонних способностей молодых людей оказываются недостаточно эффективными в силу их малой и частичной обеспеченности. Они охватывают лишь маленькую, "избранную" и незначительную в процентном соотношении часть молодежи, в силу чего доля контролируемого соответствующими программами рынка жилья, образования, трудоустройства и т.д. оказывается чрезвычайно малой, не создавая диапазон действительных социальных возможностей и спектр прозрачных и осуществимых способов социальных действий. Отмечаемые многими экспертами крах, нереализованность и невыполнимость ряда молодежных программ и проектов лишний раз подтверждают этот тезис.
Анализ текстов ряда муниципальных программ муниципальных образований Пермского края показал, что по своей сути они представляют собой развернутый перечень запланированных к осуществлению мероприятий, приуроченных к тем или иным датам (Рождественские и Новогодние праздники, Масленица, День Победы, День святого Валентина, День защиты детей и т.д.) и событиям. Под их проведение закладываются те или иные денежные средства из местных бюджетов (сумма до 100 тыс. рублей - без проведения конкурсов в соответствии с Законом N 94-ФЗ, более 100 тыс. рублей - с проведением конкурсов). Давать оценку эффективности подобного рода мероприятий в плане выполнения поставленных целей и задач государственной молодежной политики очень сложно. Если же оценивать эти мероприятия в плане удовлетворения потребностей молодежи в предоставлении ей "хлеба и зрелищ", то, возможно, они имеют определенный эффект и с этой точки зрения представляют собой вполне нормальное явление.
Однако такое откровенное
Говоря об эффективности осуществления механизмов формирования ценностных ориентаций молодежи, нельзя не отметить ту особую роль, которую играют в этом процессе средства массовой информации. Институт СМИ является одним из самых эффективных, действенных институтов, инструментов и механизмов социализации, воспитания и формирования ценностных ориентаций молодежи. Средства массовой информации, будь то печать, радио, телевидение, электронные средства массовой информации, глобальное информационное пространство, стали неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, массового духовного общения людей. Они осуществляют интенсивную обработку общественного мнения, занимаются его формированием. Распространяют, популяризируют образцы, стили, нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которому необходимо стремиться. Часто используют манипулятивные технологии как инструмент воздействия на групповое и индивидуальное сознание.
Усвоение информации, полученной посредством СМИ, у детей и молодежи в настоящее время происходит подчас лучше и быстрее, чем усвоение информации, полученной в семье, школе и других институтах социализации. Семейное и религиозное воспитание, школьное и вузовское образование и воспитание носят в большей степени индивидуальный характер, а их эффективность является отсроченной во времени.
Роль СМИ в процессе социализации и формирования ценностных ориентаций молодежи бывает различной, нося как позитивный, так и негативный характер. В деятельности СМИ находят свое отражение все изменения ценностной ориентации, все перемены в идеологии государства. По мнению большинства авторов, оценивающих воздействие СМИ на современную российскую молодежь, в деятельности СМИ по социализации и формированию традиционных позитивных ценностных ориентаций молодежи пока преобладают в большей степени негативные моменты, связанные с фактическим самоустранением государства из сферы регулирования деятельности СМИ.
В настоящее время государство перестало заниматься корректирующей пропагандой посредством СМИ традиционных духовно-нравственных ценностей нашего общества, а значит, и формированием традиционных духовно-нравственных систем ценностных ориентаций у молодежи. В отсутствие цензуры и четко проводимой политики, направленной на передачу молодому поколению традиционных ценностей и образа жизни нашего общества, российские СМИ в большей степени осуществляют непрерывную пропаганду западного образа жизни, стандартов массовой культуры и потребления, разврата и насилия. Естественно, подобного рода ситуацию следует искоренить в самые кратчайшие сроки.
Создание эффективной системы
регулирования деятельности СМИ
и осуществления
Государственная пропаганда должна быть направлена на формирование систем традиционных ценностей российского общества, социальную консолидацию, формирование институтов гражданского общества, формирование идентичности молодых граждан России, гражданского и правового самосознания, постепенные позитивные социальные изменения, преодоление кризиса институтов социализации, единую политику в области культуры и образования, в области воспитания и т.п. Дополнять ее должна пропаганда с опорой на СМИ систем традиционных духовно-нравственных ценностных ориентаций, осуществляемая как религиозными конфессиями, так и различными общественными и государственными объединениями и организациями.
К концу первого десятилетия XXI в., несмотря на ряд положительных сдвигов в этом направлении (например, факт появления "Стратегии-2020" как попытка сформулировать основные тезисы стратегии национального развития; возросшее внимание к проблемам молодежи со стороны государства), можно вполне согласиться с мнением ряда аналитиков и констатировать, что хотя "все признаки институционального закрепления государственной молодежной политики в России налицо, но их нестабильность, постоянные повороты назад (отмена принятых правовых норм, закрытие специализированных органов по делам молодежи и т.д.) не позволяют видеть процесс близким к завершению"4.
Государство слабо и не в должной мере осуществляет свою политику по социализации молодежи и формированию ценностных ориентаций молодого поколения, не использует имеющиеся у нее возможности и ресурсы. Фактически все имеющиеся у государства механизмы реализации молодежной политики по формированию ценностных ориентаций современной российской молодежи в настоящий момент не работают.
Более того, в отсутствие четко
сформулированной национальной идеи и
стратегии национального
Молодежная политика может быть полноценно осмыслена и реализована лишь в рамках полноценного стратегического планирования национального развития: основываться на единении основополагающих целей, задач и направлений, взаимодействии основных субъектов молодежной политики, среди которых основную роль по формированию позитивных систем ценностных ориентаций молодежи, безусловно, играют и будут играть традиционные религиозные конфессии нашей страны.
2. Когда появился термин «социология»?
а) начало ХХ в.
б) конец ХVIII в.
в) первая половина ХIХ в. (1839 г.)
г) античный период
7. Что такое социальные закономерности развития общества и его элементов?
а) объект социологии;
б) метод социологии
в) предмет социологии
12. Кто является основоположником теории социального конфликта?
а) Аристотель
б) Т. Гоббс
в) М. Вебер
г) К. Маркс
д) Э. Дюркгейм
17. Что такое социальное взаимодействие?
а) состояние зависимости
б) эпизодические, кратковременные отношения
в) социальное отношение, когда действие одного субъекта является причиной и следствием действия другого
22. Какой тип социальных связей отличается своей упорядоченностью и устойчивостью?
а) социальное действие
б) социальные отношения
в) социальный контакт
г) социальное взаимодействие
27. Что представляет собой сокращение доли неквалифицированного труда в совокупной рабочей силе?
а) характерный признак постиндустриального общества
б) важнейший фактор совокупного объема мобильности
в) фактор нисходящей мобильности
г) индекс горизонтальной мобильности
32. Кто ввел в научный оборот понятие локальной цивилизации как особого культурно-исторического типа?
а) П. Сорокин
б) О. Шпенглер
в) Н. Данилевский
г) А. Тойнби
Впервые термин локальная цивилизация появился в работе французского философа Шарля Ренувье «Руководство к древней философии» (1844).
37. Кто осуществляет репродуктивные функции в обществе?
а) политические институты
б) экономические институты
в) правовые институты
г) брачно-семейные институты
42. Какая форма брака предполагает заключение брака с одним лицом?
а) моногамия
б) полигамия
в) полиандрия
г) полигиния
47. Как называется семья, где супруги примерно из одной социальной страты?
а) гомогамная
б) гомогенная
в) гетерогенная
г) гетерогамная
52. Как называется кратковременное скопление людей, не имеющих ничего общего, кроме одновременного физического присутствия в одном и том же месте?
а) клан
б) группа
в) толпа
г) очередь
57. Какие из малых групп считаются наиболее продуктивными?
а) диады
б) триады
в) численностью 5–6 человек
г) численностью более 6 человек
62. Что такое социальный статус?
а) степень уважения к человеку со стороны окружающих
б) позиция человека в обществе с определенным набором прав и обязанностей
в) достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице
г) характер чувств (симпатий и антипатий), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников
67. Что такое вторичная социализация?
а) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни
б) период социализации, совпадающий с получением формального образования
в) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации
г) социализация, протекающая за рамками классной комнаты
72. Какой из компонентов личности, по З. Фрейду, можно охарактеризовать как своеобразный «моральный цензор»
а) сфера подсознания
б) сфера самосознания
в) сфера сверхсознания
77. К числу непосредственно социологических теорий девиантного поведения относится:
а) психоаналитическая теория (З. Фрейд)
б) теория врожденной предрасположенности к криминалу (Ч. Ломброзо)
в) теория органической предрасположенности к криминалу (У. Шелдон и др.)
г) теория навешивания ярлыков (Г. Беккер и др.)
82. Что такое превенция?
а) предупреждение преступности и иных форм девиаций через такое воздействие общества на причины девиантного поведения и факторы, ему способствующие, которое приводит к сокращению и/или изменению структуры девиации
б) борьба с преступным поведением посредством наказания
в) жесткие, репрессивные формы борьбы с отклоняющимся поведением
г) система разнообразных средств воздействия на девиантное поведение, которая включает в себя квалифицированные виды смертной казни, пытки и за счет этого добивается почти полного исчезновения многих форм девиантного поведения