Контрольная работа по «Социология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

В чем сущность и основные причины социальных конфликтов?
Проблемы социального конфликта до недавнего времени анализировались в основном в зарубежной социологии. Анализ таких проблем в отечественной литературе чаще всего сводился к критике. Сейчас наблюдается объективное отношение и более глубокое внимание к ним.
Все социальные явления, события, а также социальные общности (семью, классы, социальные слои, политические партии) можно рассматривать с позиций конфликта, результатом которого могут быть как борьба и разногласия, так и сплоченность и солидарность людей. В этом — двойственная природа конфликта, выражающая его разрушительное и созидательное начало, и одновременно — та двоякая роль, которую он играет в развитии общества.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 93.41 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и управления

Кафедра коммерции и менеджмента

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Социология»

 

Автор:

студент 4 курса, гр. К-41      А.А. Сазонова

 

 

Специальность   «Коммерция (торговое дело)»

Специализация   «Коммерция в сфере информационных услуг»

Руководитель:

К. филос. н., доцент       Н.В. Пенкина

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2014

ГОУ ВПО «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

По предмету_______________________________________________________

 

Тема__________________________________________________

 

Фамилия_________________________ Имя_____________________________

 

Отчество_________________________Шифр____________________________

 

Место работы____________________ Должность________________________

 

Домашний адрес____________________________________________________

 

Контрольная работа поступила на заочное отделение

«___________» ___________________________2014г.

 

Методист_____________________________________

 

Заполняется преподавателем

Рецензия

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оценка ___________________________________________________________

 

Фамилия преподавателя _____________________________________________

 

    1. В чем сущность и основные причины социальных конфликтов?

Проблемы социального конфликта до недавнего времени анализировались в основном в зарубежной социологии. Анализ таких проблем в отечественной литературе чаще всего сводился к критике. Сейчас наблюдается объективное отношение и более глубокое внимание к ним.

Все социальные явления, события, а также социальные общности (семью, классы, социальные слои, политические партии) можно рассматривать с позиций конфликта, результатом которого могут быть как борьба и разногласия, так и сплоченность и солидарность людей. В этом — двойственная природа конфликта, выражающая его разрушительное и созидательное начало, и одновременно — та двоякая роль, которую он играет в развитии общества. Социальный конфликт может быть фактором разрушения общества, а может стать своеобразным двигателем его развития.

В зарубежной социологии социальные конфликты классифицируются по вертикальным и горизонтальным уровням.

Основанием классификации по вертикальным уровням служат субъекты конфликта (т. е. взаимодействующие стороны). Выделяются четыре уровня: конфликт между отдельными личностями (ролевые конфликты); конфликт между личностью и обществом; конфликт между социальными группами; межнациональный и межгосударственный конфликты наиболее крупных социальных общностей, целых обществ. На этом уровне анализ конфликтов переходит из области социологии в сферу политологии.

Основанием же классификации по горизонтальным уровням являются цели конфликтующих сторон, которых они пытались достичь в процессе взаимодействия, но не смогли, в результате чего возник предмет конфликта.

По горизонтальным уровням можно выделить три типа конфликтов:

— конфликты в сфере труда и распределения. Их причинами служат отношения по поводу труда и распределения, которые обычно складываются в процессе совместной деятельности людей и их общения;

— конфликты в сфере власти и в политической структуре общества. Причиной служат отношения по поводу власти;

 — конфликты в сфере  культуры. Причиной могут служить  столкновения представителей различных  культур, уровней развития отдельных  наций и народов.

Рассмотрим каждую группу конфликтов более подробно

1. Конфликт между отдельными  личностями. В основе этого конфликта  находятся такие противоречия, которые  возникают между отдельными людьми. Источники и средства разрешения  такого конфликта связаны с  общением между людьми.

2. Конфликт между личностью  и обществом. Он затрагивает производство, распределение товаров и услуг, контроль за поведением людей, необходимый для поддержания целостности общества. Может выражаться в отношении человека к своей деятельности, к труду и приводить к отчуждению от них.

Конфликты этой группы связаны с социальным, экономическим и политическим аспектами жизни общества, с эмоциональными отношениями людей, построенными на выполнении ролевых предписаний. Именно здесь проявляются несовершенство адаптации человека к группе, неумение правильно построить взаимоотношения в семье, на работе, с друзьями. Все это становится причинами конфликтов.

3.Конфликт между социальными общностями, группами и слоями. Конфликтная ситуация заключается в противоборстве групп, преследующих несовместимые цели. Источником противоположных интересов этих групп являются общественные потребности, поэтому возникновение конфликтов прямо связано с возможностью удовлетворения этих потребностей.

В концепциях зарубежных социологов важное значение приобретает аспект политической власти как один из часто встречающихся предметов конфликта. Так, Р. Дарендорф полагает, что власть лежит в основе социальной структуры, а главными чертами любого общества являются господство, конфликт и подавление. Основной источник конфликта — власть одних групп людей над другими. Если власть сосредоточена в руках немногих, а остальные не могут ее получить, но при этом люди могут объединяться в политические группы, то политический конфликт обостряется.

Непрерывные изменения в общественной системе служат источником конфликта между организационными структурами и между людьми. На это обращают внимание французские социологи, изучающие общественное мнение с помощью анализа социальных конфликтов математическими, этнологическими и социо-психологическими методами. Вместе с тем сам конфликт может воздействовать на изменение в общественной системе.

Конфликты на межнациональном и межгосударственном уровне. Они могут иметь такие проявления, как:

 — аномия — разрушение  культурного единства из-за отсутствия  четких социальных норм. Причины  анемии — ослабление влияния  религии и политики, растущее  значение торгово-промышленного  класса, что вызывает распад когда- то прочной системы нравственных  ценностей;

— культурное запаздывание. Оно происходит, когда изменения материальной сферы производства опережают возможности нематериальной культуры (обычаи, философские системы, законы и формы правления). В результате возникает постоянное несоответствие материальной и нематериальной культуры, что порождает множество социальных проблем;

— господство чужой культуры, которое имело место в доиндустриальных обществах, колонизированных европейскими нациями. Когда европейские ценности наложились на местные, то результатом явилось неестественное и чреватое конфликтами смешение двух культур;

— социальные конфликты на международном уровне. Специалист в этой области Л. Крисберг считает, что конфликты такого рода

— это сложное явление, включающее множество спорных вопросов и сторон.

 

2.Какие функции выполняет социальный конфликт

Функция конфликта - определённое назначение конфликта в зависимости от принятых норм в группе, коллективе, обществе. Долгое время считалось, что конфликты вредны и пользы от них нет никакой, они ведут лишь к различного рода потерям. В 1956 г. учёный Льюис Козер (США) в работе «Функции социальных конфликтов» предложил рассматривать положительные функции конфликта в отношении организации и участников конфликта. К ним относятся разрядка напряжённости между конфликтующими сторонами, получение новой информации об оппоненте, сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом, стимулирование к изменениям и развитию и т.д.

Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния. На основе работ классиков в современной конфликтологии выделяются следующие функции конфликта (рис. 2).

Рис. 2. Функции конфликта

    1. Функциональные (конструктивные, позитивные) - ведут к повышению эффективности организации работы. Если конфликт способствует позитивным изменениям, стимулирует инновационную активность личности, можно считать, что конфликты выполняют позитивную функцию. При функциональных конфликтах «оппоненты не выходят за рамки этических норм, совместно ищут решение назревших проблем и рассматривают разумные аргументы». Выделяют следующие конструктивные функции конфликта:

- группообразование, установление  и поддержание нормативных и  физических границ групп. Широко  известно утверждение, что дружить  легче против кого-то. Несомненно, внешний враг может помочь  усилению консолидации между  членами группы. И этот механизм  неоднократно использовался в истории политики; 
- установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений, интеграция и идентификация, социализация и адаптация как индивидов, так и групп. Позитивным выходом из конфликта может стать более отчётливый свод правил межгруппового взаимодействия, демаркация границ между группами или подразделениями, сферами их компетенции и ответственности;

- получение информации  об окружающей социальной среде. Конфликт может использоваться  как инструмент для более глубокого  понимания ситуации. В аналогичной  функции применяется так называемая разведка боем;

  - создание и поддержание баланса сил, и в частности власти, социальный контроль. Конфликт может привести к перераспределению власти, законодательной констатации новых реалий, нового баланса сил, более адекватно отвечающего сложившейся ситуации;

  - нормотворчество. При позитивном разрешении конфликта фиксируются новые правила взаимоотношений между субъектами конфликта и между третьими силами, чьи интересы также фигурировали в его ходе;

  - создание новых социальных институтов. Конфликт является одним из родоначальников новых организаций и направлений деятельности. Большое число организаций возникло в процессе и в результате отделения групп сотрудников от материнской организации. Именно конфликт позволил им сплотиться и осознать отличия своих интересов от интересов их прежних сослуживцев и руководителей.

2. Дисфункциональные (диструктивные, негативные) - приводят к снижению личной удовлетворённости, разрушают групповое сотрудничество. Если происходит ухудшение психологического климата, усиление конфронтации, можно считать, что конфликты выполняют негативную функцию. Возникают вследствие социально-психологической несовместимости людей, затрудняют принятие необходимых решений. Выделяют следующие диструктивные функции конфликта:

- ухудшение социально-психологического  климата, увольнение сотрудников, снижение  дисциплины;

- уменьшение сотрудничества  между конфликтующими сторонами;

- материальные и эмоциональные  затраты;

- дух конфронтации, затягивающий  людей в борьбу и заставляющий  их стремиться больше к победе, чем к решению реальных проблем;

- неадекватное восприятие  и непонимание конфликтующими  сторонами друг друга. 
Представление о функциях конфликта у конфликтологов неоднозначное. Некоторые учёные насчитывают около 30 функций конфликта.

В литературе встречаются и другие классификации функций.

Необходимо отметить прежде всего такую общую функцию, как информационно-познавательная. Конфликт стимулирует познание интересов, ценностей, позиций, сталкивающихся субъектов, так как способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований, создаёт условия для идентификации группы, помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей. Информационно-познавательная функция имеет две стороны - сигнализирующую и коммуникативную.

Сигнализирующая функция сигнализирует об очагах социальной напряжённости. Выражается в том, что администрация начинает обращать внимание на нерешённые проблемы, обнаруживает недостатки в условиях и охране труда, выявляет произвол, различного рода злоупотребления служебным положением, начинает стимулировать сотрудников и реализо- вывать потребности, интересы и ценности коллектива. Стремясь не допустить эскалации конфликта, она принимает меры для смягчения создавшейся ситуации.

Коммуникативная функция выражается в том, что для обеих конфликтующих сторон необходимо располагать информацией, позволяющей сделать выводы о стратегии и тактике своего противника, ресурсах, которыми он располагает. Расширяя информационный потенциал, стороны усиливают коммуникативный обмен друг с другом, познавая гораздо больший объём информации о факторах и причинах, интересах и целях, позициях и программах выхода из конфликта.

Информация о работе Контрольная работа по «Социология»