Контрольная работа по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

1. Какова структура социологической науки.
2. Раскройте положения социологического проекта О. Конта.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 33.88 Кб (Скачать файл)

 

1.  Какова структура  социологической науки.

Социология — наука  о жизнедеятельности общества как  совокупности социальных связей и отношений  между его субъектами: социальными  общностями, институтами, личностями.

Соответственно объектом науки социология является общество, обладающее качеством целостности  и системности, а предметом —  его субъекты: социальные общности, институты и личности.

В структуре социологической  науки можно выделить три уровня:

фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;

социальная инженерия - уровень  практического внедрения научных  знаний, с целью конструирования  различных технических средств  и совершенствования имеющихся  технологий.

Своеобразной формой пересечения  всех этих уровней выступают такие  структурные элементы социологии, как  отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере  социологии по характеру исследуемых  объектов.

Особое место в структуре  науки занимают конкретно-социологические  исследования. Они снабжают информацией  к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни.

 

 

 

2. Раскройте положения  социологического проекта О. Конта.

Огюст Конт – французский мыслитель 1 половины 19 века - если не отец социологической науки, то ее бесспорный «крестный отец» (именно он дал название науки об обществе). Конт отрицательно относился ко всему негативному, разрушительному, критическому (какова была постреволюционная французская действительность). Категория позитивного, созидательного становится главной в его мировоззрении.

Контовский позитивизм включает 5 элементов: реальность, полезность, достоверность, точность, созидательность. Одно из главных открытий Конта – закон «трех стадий». Согласно этому закону, человек, общество и человечество в своем развитии неизбежно проходят три стадии:

1) теологическая или фиктивная стадия: человеческий разум стремится к абсолютному знанию;

2) метафизическая или абстрактная стадия: человеческий разум объясняет явление не посредством сверхъестественных факторов, а посредством абстракций;

3) позитивная или научная стадия: действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Именно на этой, высшей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой – познание не фактов, а вытекающих из них законов.

Законы эти неизменны  и естественны, для их познания необходимо привлекать достижения естественных наук.

Первоначально для обозначения  науки Контом был применен термин «социальная физика», однако увидев, что такой подход к сущности науки  может вызвать сведение ее к простой  статистике, Конт применил термин «социология».

Конт в своих сочинениях постоянно подчеркивает примат общества над индивидом. Взгляд Конта на социальную реальность имеет характерную особенность: Конт не делает различия между обществом  и человечеством. Человечество рассматривается как расширенное общество, как высшая форма социальной реальности.

В творчестве Конта переплетались 2 типа этики: научная и социально-практическая. С одной стороны, Конт провозгласил социологию наукой объективной и  строгой. С другой – социология оказалась  для Конта не просто наукой, а  мировоззрением, призванным практически  преобразовывать всю общественную жизнь, включая политику, мораль, религию  и т.д. Конт выделяет 3 главных метода новой науки: чистое наблюдение, эксперимент; сравнительный метод (сравнение  человеческих и животных обществ; сравнение  различных состояний человеческого  общества в оси пространства; сравнение  различных состояний человеческого  общества в оси времени). С точки  зрения Конта, социология делится на  

- социальную статику (социальная «анатомия», «порядок и прогресс», цель – познание законов социального порядка) и 

- социальную динамику (социальная «физиология», «порядок и прогресс», изучает законы социального прогресса).

Основной фактор, обуславливающий  порядок в социальной системе  – солидарность. В теории Конта  консенсус – основной компонент  социальной статики.

Таким образом, Конт внес серьезный  вклад в развитие социологии: он обосновал ее необходимость и  возможность, внес вклад в формирование парадигм о социальной реальности, внес значительный вклад в профессиональную этику социологии.

 

3. Охарактеризуйте  направления дореволюционной социологической  мысли.

Несмотря на серьезное  экономическое и соц.-политическое отставание тогдашней России от Запада, а также на то, что социология пришла к нам из Западной Европы, а социологическая мысль в ней начала активно функционировать лишь в последней трети 19 века, социология в России к концу 19 века достигла высокого уровня, мало чем утупающего тому, что имелось на Западе в тот период. Сложные и обостряющиеся разнообразные соц. проблемы пореформенного развития страны, как и достижения и проблемы ряда конкретных соц. наук стимулировали обсуждение и научную разработку социолог. теории. Российская социолог. мысль того времени имела возможность опираться на достижения западноевропейской социологии. Большое влияние на нее оказали взгляда Конта, Спенсера, Дюркгейма, Вебера и др. К тому же ряд ее представителей, особенно Ковалевский, Мечников, Михайловский и др. существенно повлиял на развитие западно-европейской социологии того времени. В целом же российская социолог. мысль представляла собой сочетание общего и национально-особенного. Последнее нашло вое выражение прежде всего в отражении в ней своеобразия русской культуры и традиций российского освободительного движения. Уже на том этапе выявилось,. как и в зарубежной социологии, многообразие различчных направлений, нередко заложивших принципиально различные и даже противоположные позиции. Основными из них были: -- географическое (Мечников, Соловьев, Ключевский); -- органическое (Стронин, Лилиенфельд); -- субъективистское (Лавров, Михайловский); -- психологическое (Петражицкий, Кареев); -- многофакторное (Ковалевский); -- марксистское (Плеханов, Ленин).

В развитии отечественной  социологии выделяют два этапа: дореволюционный  и послереволюционный (рубеж - 1917 год). Второй этап, как правило, подразделяют на  два периода: 20-60 и 70-80 гг., хотя почти каждое десятилетие ХХ века имело свои особенности. 
    Первый этап характеризовался богатством социологической мысли, разнообразием теорий и концепций развития общества, социальных общностей и человека.

 

4. Каковы направления  франкфуртской школы социологии? Их содержание.

Под Франкфуртской школой в социологии принято понимать одно из наиболее влиятельных леворадикальных течений, возникшее в конце 1920-х гг. и оформившееся в 1930-х гг. на базе

Особое место в жизни  Франкфуртской школы занимало отношение к марксизму. Отрицая справедливость и достаточную обоснованность идей марксизма в отношении капитализма и замены сто социализмом, представители Франкфуртской школы сыграли значительную роль в появлении неомарксизма. Он означал не просто обновленный марксизм, как могло бы следовать из этимологии этого термина, а новое направление социальной мысли, в котором философские, политэкономические, социологические понятия, использовавшиеся в марксизме, оказываются соединенными с помощью центральной категории — отчуждения, трактуемого исключительно в социально-экономическом смысле. В свете такого подхода понятно, почему капитализм рассматривается франкфуртцами как общество всеобщего отчуждения и подвергается резкой и беспощадной критике (отсюда одно из названий теории Франкфуртской школы — "критическая теория" или "критическая социология").

Франкфуртскую школу справедливо называют критической, потому что основной идейный пафос ее представителей, причем как в довоенный, начальный период существования, так и в послевоенный, был связан с критикой не только капиталистического и социалистического (в СССР) обществ, но и теорий, в которых содержалась их апологетика. Поскольку главной критической (по отношению к капитализму) теорией был так называемый "аутентичный" (подлинный) марксизм, а апологетической (по отношению к социализму) теорией в то время была ленинско-сталинская "модель марксизма", понятно, что марксистские идеи (в том числе в их искаженном варианте) стали предметом особого внимания представителей школы. Не случайно именно их называют основателями и приверженцами неомарксизма как направления западной социально-философской мысли, представители которого стремились к истолкованию Маркса в духе неогегельянства, фрейдизма, "философии жизни" и других течений мысли, связанных с подчеркиванием в качестве центральной проблемы отчуждения.

Критический характер Франкфуртской школы проявился не только по отношению к капиталистическому обществу и ряду теорий, связанных с ним непосредственно, в первую очередь марксистских. Подобная судьба — стать объектом критики — была уготована представителями школы направлению структурно-функционального анализа за значительный разрыв между абстрактно понимаемой социологической теорией и социальной практикой. Это направление было "обвинено" сторонниками школы в определенной социальной и даже идейной ангажированности, проявившейся в возможности использования парадигмы структурного функционализма в целях усиления социального контроля для поддержания в капиталистическом обществе порядка и равновесия.

В этой связи следует специально остановиться на антипозитивистской позиции  Франкфуртской школы. Критическое отношение к буржуазной рациональности не могло не сказаться на восприятии представителями школы позитивизма и сциентизма. Последние ассоциировались в сознании сторонников школы с академической социологией и индустриализмом, против которого они резко выступали.

 

5.Охарактеризуйте  первую историческую ступень  общества: бродячие охотники.

На ранней стадии первобытного общества, т. е. 200—100 тыс. лет назад, когда население  не доходило до 1 млн человек, небольшие группы людей жили на больших расстояниях друг от друга. Они представляли собой небольшие объединения от 20 до 60 человек, связанных кровным родством и ведущих бродячий образ жизни. У них не было постоянного жилья. Их заменяли временные пристанища (стоянки, лагеря). Уходя на долгую охоту, мужчины возводил временные лагеря, где оставляли женщин, детей и стариков. Группки мужчин-охотников, сильных и выносливых людей, передвигались на очень далекие расстояния, охотясь или собирая растения. Для пропитания всей первобытной группе требовалась площадь в несколько сот квадратных километров.

Вся социальная жизнь у таких  людей умещается на небольшом  пятачке, занятом стоянкой: здесь  спали, ели, изготовляли орудия труда  и приготовляли пищу, рожали и воспитывали  детей, передавали охотничьи знания от стариков молодым.

Итак, на начальной фазе человеческое общество состояло из охотников и  собирателей. Примерно 500 тыс. лет назад  возникли первые формы разделения труда: молодые мужчины охотились, часто рискуя жизнью, а женщины продолжали заниматься собирательством. На время деторождения и выкармливания младенцев их отселяли от основного лагеря в специальные жилища.

До сих пор в различных  регионах необъятной планеты исследователи  обнаруживают живые осколки старины  — примитивные племена бродячих охотников и собирателей. Это  самый продолжительный период жизни  человечества: из 2—3 млн лет эволюции человеческого рода 99,9% времени занимал именно этот, самый примитивный и, пожалуй, самый экологически чистый способ хозяйствования

 

6. Каково, на ваш  взгляд, положение России мировом  сообществе? Обоснуйте.

Статус России в мировом  сообществе проявляется через ее место и роль в СНГ. Став правопреемницей  бывшего Советского Союза, Россия фактически возложила на себя ответственность  за будущее постсоветского пространства, обеспечение стран СНГ политической и экономической поддержкой. Политическая значимость России подкреплена ее экономическим  потенциалом, что особенно важно  в условиях глобализации. Российские просторы и природные богатства  всегда привлекали взоры многих стран.

Россия обладает огромным природным потенциалом (около 15 - 17% мировых запасов полезных ископаемых, 25% мировых запасов леса, питьевой воды), что автоматически отводит  ей значимое место в развитии мировой  экономики. Она является одним из мировых лидеров в добыче и  экспорте полезных ископаемых.

Место России как ведущего поставщика стабильной и дешевой  энергии на значительную часть Евразийского рынка усиливается ключевой ролью  России в формировании единой европейской  энергетической стратегии.

Опираясь на благоприятное  географическое положение, Россия имеет  возможность эффективно реализовать  свой потенциал и в столь перспективной  сфере как современные коммуникации, фактически объединяющие огромный мир  в единое целое.

Россия была и остается привлекательной своим огромным духовным потенциалом, культурным богатством. В своеобразной интеграции европейской  и восточной культур кроется  один из важнейших источников внутренней силы и внешней притягательности российского общества, характеризующийся  как евразийство.

Информация о работе Контрольная работа по "Социология"