Контрольная работа по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

1. Какова структура социологической науки.
2. Раскройте положения социологического проекта О. Конта.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 33.88 Кб (Скачать файл)

Таким образом, место и  роль России в мировом сообществе нового тысячелетия определяются ее статусом евразийской державы с  соответствующими интересами, возможностями  и влиянием.

 

7. Охарактеризуйте  главные социальные институты  общества.

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов  общностью быта и взаимной моральной  ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство  и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в  виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду  в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Религия - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

Производство  — это те институты, которые обеспечивают процесс производства и распределения материальные благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т.д.).

 

8. Раскройте сущность  и механизм социального действия.

Понятие "социальное действие" - одно из центральных в социологии. Значение социального действия обусловлено  тем, что оно представляет собой  простейшую единицу, простейший элемент  любого вида социальной деятельности людей. Действительно, даже такие социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты, мобильность  социальных слоев, состоят из отдельных  действий индивидов, связанных между  собой в сложнейшие цепи и системы.

Сущность социального  действия. Впервые в социологию понятие "социальное действие" было введено  и научно обосновано Максом Вебером. Социальным действием он называл "действие человека (независимо от того, носит  ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству  или к терпеливому принятию), которое  по предполагаемому действующим  лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него"

Механизм совершения социального  действия. Социальные действия, о которых  идет речь, в отличие от рефлексивных, импульсивных действий никогда не совершаются  мгновенно. До их совершения в сознании любого действующего индивида должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Такое побуждение к  совершению действий называется мотивацией. Мотивация - это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей. Другими словами, мотивация - это сила, толкающая индивида к совершению определенных действий. Механизм социального действия содержит, таким образом, потребность, мотивацию и само действие.

 

9. Какова социальная  стратификация современного российского  общества.

Стратификация, то есть неравенство  в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого  общества. 
Понятие социальной стратификации включает деление общества на группы, страты и классы в зависимости от их социального и экономического положения. Стратификация возникла одновременно с зарождением человеческого общества. Социальная стратификация характеризуется подвижностью, изменчивостью, так как она зависит от социальной мобильности, то есть перемещения людей из одной страны или класса в другую. 
    Россию можно отнести к смешанному типу стратификации, но с оговоркой. Феодальные пережитки не сохранились в виде традиции, они не наслоились на новую классовую структуру. В России сословный строй вначале был подорван капитализмом, а затем окончательно уничтожен большевиками. Классы также были уничтожены. Тем не менее, существенные, хотя и модифицированные элементы той и другой системы стратификации возродились при таком типе общества, которое в принципе не переносит никакой стратификации, никакого неравенства. Это исторически новый и уникальный тип смешанной стратификации.

 

10. Дайте характеристику  методу социологического опроса.

 В социологии главным методом социологического опроса является анкетирование, но еще метод интервью.

Анкетирование – вопросно-ответная форма организации текста.

Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых отражает программные и процедурные задачи исследования.

В каждой анкете есть вводная  часть, содержащая обращение к респонденту  с пояснением цели и необходимости  анкетирования, краткой характеристики ожидаемых результатов и их полезности. Указывается степень анонимности  опроса.

В анкете должна быть выражена благодарность респонеденту за ответы на поставленные вопросы.

Требования к  анкете:

  • необходимо дать инструкцию по заполнению анкеты;
  • на титульном листе анкеты должно быть название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей анкетирование, место и год издания;
  • вопросы и варианты ответов следует выделять шрифтом, цветом, рамками, стрелками. Текст анкеты должен легко читаться.

Включаемые в анкету вопросы классифицируются по различным основаниям. В зависимости от отношения к цели исследования различают программно-тематические (содержательные, результативные) и процедурные (функциональные) опросы.

Закрытые вопросы могут  быть: дихотомическими («да-нет»); альтернативными и «вопросами-меню».

Интервью – перечень вопросов, в которых реализован предмет  исследования.

Интервью является специфическим видом опроса. Чаще его применяют при пилотажном пробном исследовании для организации выборок на объектах сложной структуры (предприятия, организации).

Вопросник интервьюер заполняет при  непосредственном контакте с респондентом на основании ответов последнего.

Личное интервью бывает индивидуальное и групповое. Этот метод является дорогостоящим, но он позволяет оптимизировать опрос за счет установления доброжелательных взаимоотношений. Поэтому интервьюеры должны проходить психологическую (коммуникативную) подготовку.

Телефонный опрос предполагает краткость беседы, которая не допускает личные и деликатные вопросы. Таким образом, такой опрос позволяет получать информацию в ограниченных тематических рамках.

Опрос с помощью почтовых писем является дешевым, но требует четкого определения вопросов. Кроме того, адресаты могут не ответить на поставленные вопросы.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социология"