Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:27, курсовая работа
Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука
об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребно
Введение.
Социологический анализ культуры.
Социология культуры как научная дисциплина.
Заключение.
План.
1.Введение.
Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука
об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология. Так как культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.
Культура рассматривается в социологии как сложное, динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношения, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социального исследования является конкретное изучение распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и обществ в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.
В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура практикуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.
О социологии культуры - нужно говорить как о конкретной, специфической отрасли знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры, и соответственно, изучает социальные закономерности развитие культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности.
Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину культуры. Каждое из составляющих это знание – целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ («технология») человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и качественный анализ культурных явлений и т.п..
Социология культуры или социальная культура- это одно из ведущих направлений в западной культурологии, сложившееся к началу XX века как результат интенсивного развития наук об обществе и месте в нем человека, и введенное впервые как понятие в социологическую науку М. Адлером. Под предметом социологии культуры он понимал изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на общество и социальное поведение человека. Традиционно этот подход можно обозначить как аксиологический (или ценностный). С точки зрения деятельностного подхода, культурное и социальное представляют как соотношение целого и его части, а не как соотношение целого и его качества. По Л. Уайту, культура рассматривается лишь как аспект социальных взаимосвязей, а социология не может отделить культурное от социального.
При социологическом изучении культуры особое значение имеет определение подхода или аспекта, выделение ценностного или деятельного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, произвести анализ на различных иерархических уровнях, используя методы двух наук.
Наиболее значительными представителями социологии культуры, чьи исследования поставили общие теоретические и методологические вопросы в этих областях, определили будущее социологии культуры как науки, можно считать М.Вебера и А.Вебера, Т.Парсонса, Лесли Уайта, Р.Мертона, А.Моля и др.
2.Социологический анализ культуры.
Всевозможные проявления культуры изучают многие науки: антропология, этнология, археология, история культуры и др. В чём же специфика социологического анализа культуры?
Социологический анализ культуры даёт возможность изучать социальное и территориальное распространение в обществе форм и способов создания, освоения и использования людьми объектов культуры. Он позволяет выявить устойчивые и изменчивые тенденции в культурной динамике, а также обусловливающие их социальные механизмы. Благодаря этому оказывается возможным установить реальный вклад различных социальных групп в культурную жизнь и направления её движения.
В социологии нет единого подхода к исследованию явлений культуры. Рассмотрим некоторые, наиболее характерные для современной социологии подходы к исследованию культуры.
Предметный подход. Культура понимается как искусственно созданное и противостоящее природному, естественному. Культурой является всё то, что создано человеком. Она разделяется на материальную (предметы, с помощью которых реализуется деятельность человека) и духовную (ценности, с помощью которых организуется прежде всего коммуникация субъектов). Культура, таким образом, представляется организованной и лигитимизированной системой образцов, которые усваиваются в ходе социализации, и на основе которых строится любая социальная активность. Такой подход в социологии хорошо разработан, но имеет и ряд существенных недостатков. Так, нет чётких критериев, позволяющих оценить тот или иной предмет в культуре, единство культуры нарушается разделением её на две противостоящие друг другу подсистемы - материальную и духовную, культура предстаёт как некое статическое образование, лишённое стимула к какому-либо изменению.
Деятельностный подход. Культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов. Механизмы культуры отбирают, сохраняют, транслируют инвариантные содержания деятельности и коммуникации, социальных связей и отношений, в которые включены социальные агенты. Конечная цель цоциологического анализа культуры, с позиций деятельностного подхода, - оценка культурного потенциала индивидов и групп как через количество и качество усвоенных содержаний, так и через те личностные творческие "вставки", которые они делают, самореализуя себя в социокультурной жизни. Наряду с достоинствами этот подход имеет и свои недостатки. В частности, акцент делается не на собственно культурных содержаниях, а на условиях их реализации и проявления. К тому же проблематичным остаётся обоснование и критерии оценивания и сравнения культурного уровня различных субъектов.
Ценностный подход. Культура представляет собой систему ценностей, признаваемых тем или иным социумом. Основанием объединения людей для реализации совместных целей и их дифференциации при несовпадении и конфликте целей служит общность и различие ценностей. Отсюда, основа существования социума - усвоение тех или иных ценностей в ходе социализации и их воспроизведение в реальной деятельности. Ценностный подход позволил ввести в сферу анализа собственно культурное содержание, акцентируя творческое начало культуры. Но и он имеет свои ограничения. Так, даже в рамках одной культурной целостности возможны различные ценностные ориентации и разное понимание того, что является ценностью, а что нет. Это порождает проблему обоснованности принятых ценностных критериев для конкретных ситуаций и разных социальных агентов. Кроме того, при сравнении различных культур нельзя сказать, что одна из них "лучше", чем другая, не встав на определённые ценностные позиции.
Технологический подход. Развивая деятельностный подход, данная теория подчёркивает функциональность культуры. Культура как особая совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются её носители, технологична по своей природе. С точки зрения технологического подхода, важно не столько то, что делается, а скорее то, с какой целью делается. Культура предоставляет различным видам активности социальных агентов апробированные, типологизированные и институциализированные (нормированные, легитимизированные и санкционированные) программы деятельности. Быть в культуре означает уметь оперировать её механизмами и продуцировать новые нормы поведения. Однако и этот подход не может претендовать на универсальность. Недостаточно проработанной остаётся проблема столкновения различных программ организации социальной активности. За рамками рассмотрения оказываются способы создания новых механизмов деятельности и методы их внедрения в культуру.
Символический подход. Суть культуры понимается как организованность определённых символических форм. В основе культурного взаимодействия лежит понимание символов и умение с ними работать. Знаково-текстовое оформление культуры позволяет людям "схватывать" ценностные основания культуры, транслировать их через символические системы и структуры коммуникации и деятельности, формируя эти структуры через обмен символами между реальными социальными агентами. Данный подход обычно комбинируется с ценностным подходом, усиливая его исследовательский потенциал.
Игровой подход. Культура рассматривается как самоценная игра, организующая уже имеющиеся содержания, порождающая новые смыслы и возможные схемы коммуникации и действия. Быть в культуре - это значит играть по принятым правилам. Правила можно менять, но если они приняты, их нарушение ведёт к "выпадению" за рамки данного социокультурного пространства. Благодаря игровому подходу произошло окончательное акцентирование креативных (творческих) функций культуры.
Текстовый подход. Он исходит из того, что культура формируется и развивается в особом знаковом пространстве, отдельном от собственно социального пространства. Носителями автономной знаково-оформленной значимой информации являются сообщения на том или ином языке. Ряд сообщений приобретают статус текстов при их дополнительной смысловой нагруженности в культуре. Быть в культуре означает знать коды, в которых зашифрованы её тексты, и уметь работать с ними. Положение субъекта в поле культурных смыслов, а через них, в значительной мере, и его социальные возможности, определяются уровнем доступных ему языков, кодов и текстов. Данный подход имеет высокий исследовательский потенциал, хотя собственно в социологии используется не столь активно по сравнению с другими гуманитарными дисциплинами.
Коммуникативный подход. Этот подход близок к текстовому, но обращает внимание, прежде всего, на взаимосвязь знаковой и социальной реальности через системы коммуникаций. Сообщения могут передаваться по различным каналам как пространственно между культурами, их подсистемами и субъектами, так и во времени. Акцент смещается с проблемы содержания на проблему передачи информации, описывается и анализируется "цикл жизни" различных сообщений в тех или иных каналах, оценивается эффективность социокультурных взаимосвязей. По сравнению с технологическим подходом коммуникативный имеет существенное преимущество: при определённой модификации позволяет работать и с содержаниями сообщений.
Диалоговый подход. Культура является сложным, иерархически структурированным и многоуровневым, полифункциональным, самоорганизующимся образованием, в котором постоянно организуется диалог (полилог) различных традиций и содержаний как в пространстве её существования, так и в исторической ретроспективе. Агенты культуры постоянно находятся в ролях разных, пересекающихся между собой смыслов. Через механизмы коммуникации происходит постоянная работа по соотнесению этих смыслов как условие нормального функционирования и развития социума. Этот подход позволяет максимально расширить рамки обсуждения проблем культуры.
Субъектный подход. Данный подход специально фиксирует своё внимание на носителях культуры. Культура рассматривается, с одной стороны, как "репрессивный" механизм по отношению к индивидуальному поведению, с другой стороны, как "развивающее" индивида начало. В любом случае она является социализационно-формирующей системой, вне которой человек не может стать человеком. Взгляд на культуру через призму её субъектов позволяет находить именно социологический срез описания и анализа взаимосвязи знаковой и социальной реальности.