Контрольная работа по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука
об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребно

Содержание работы

Введение.
Социологический анализ культуры.
Социология культуры как научная дисциплина.
Заключение.

Файлы: 1 файл

СоциологияКонтр.docx

— 36.93 Кб (Скачать файл)

Таким образом, культура является очень сложной системой и требует  такого же системного изучения. Синтез различных подходов к исследованию культуры позволяет составить наиболее полное представление о предмете социологии культуры как зоне взаимодействия знаковой и социальной реальности.

 

3.Социология культуры  как научная дисциплина.

 

Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину культуры. Каждое из составляющих это знание – целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ («технология») человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и качественный анализ культурных явлений и т.п.

Определенные трудности  в определении предмета социологии культуры объясняются многими обстоятельствами: многомерностью самого «явления» культуры; многозначностью дефиниций культуры, которые отражают как структурную сложность самого понятия культуры, так и многоаспектность его исследований, анализирующих реальные связи культуры и общества; длительными дискуссиями о возможностях существования социологии как самостоятельной науки, и социологии культуры, в частности. К этому следует добавить, что социология культуры долгое время развивалась как социология искусства, что несомненно сужало рамки ее предметного поля. Так, в нашей отечественной социологии культуры в 20-30 годы прошлого столетия среди других направлений важную роль играло так называемое «социологизированное искусствознание» (Я. Зивельчинская, И. Иоффе, В. Фриче, Ф. Шмит), развивавшееся, как и некоторые другие направления, в русле социологического редукционизма.

Существовали и существуют попытки расширительного толкования предмета социологии культуры. Так, И. Витаньи, определяя, как относится социология культуры к социологии, утверждает, что социология культуры является не просто какой-то частью, областью или отраслью социологии, а охватывает проблематику общественной жизни в целом с иной точки зрения, чем социология. Другими словами, «они отличаются друг от друга не объемом исследуемого явления, а тем, что один и тот же предмет рассматривается ими с различных сторон». (Витаньи И. Общество, культура, социология. Пер с венг., М., 1984). Сходное толкование предмета и объекта социологии культуры мы находим у Раймонда Уильямса, который выделяет среди большого перечня объектов исследования идеологическую доминанту. Он определяет социологию культуры как культурную социологию и считает, что она «имеет дело с социальными процессами всего культурного производства культуры, которые могут быть названы идеологическими». (Социология культуры: современные зарубежные исследования. Реферативный сборник. М., 1987). Нужно заметить, что переоценка идеологических аспектов культуры может привести к губительным для культуры последствиям, что так наглядно продемонстрировал наш собственный печальный опыт.

Л. Ионин склонен называть культурной социологией новую, возникающую дисциплину, скорее даже «направление теоретического исследования, применяющее методологию и аналитический аппарат культурной антропологии, социологии и философии культуры и ставящее своей целью обнаружение и анализ закономерностей социокультурных изменений». (Ионин Л.Г. Социология культуры, М., 1998, С.16).

Социология культуры возникла как реакция на известную ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся  с анализом сложных социальных процессов, в том числе - процессов в сфере  духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции  с определенными общественными  условиями, раскрыть их собственную  динамику. Социология культуры стремится  к социологическому раскрытию историко-культурного  материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия  идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм. (Эрудиция. Российская Электронная Библиотека)

Социология культуры является научной дисциплиной, изучающей  культуру с точки зрения социологии и использующей все достижения современной  науки об обществе. В данном контексте  культура изучается как часть  социальной системы, социальных отношений, как определенный социальный институт. На развитие социологии культуры оказали  наибольшее влияние такие исследователи, как К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюрк-гейм, П. Сорокин, М. Мид, Б. Малиновский и др.

 

Социология культуры — наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям. Как наука она занимается: исследованием социальных закономерностей развития культуры; формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, а также образцов поведения, регулирующих отношения людей в обществе, между обществом и природой. (В.Я. Звездин «Социология культуры»)

 

4.Заключение

Изложенное выше позволяет  сделать вывод, что социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей  и общества в целом, а также  результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует  человека как субъекта исторического  творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения  опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.

Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

Социология культуры как  отрасль социологического знания изучает  указанные сложные феноменологические ряды и системы, стремится к пониманию  и оформлению в научной терминологии закономерностей указанных явлений. (Эрудиция. Российская Электронная Библиотека)

Таким образом, социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни под своим  специфическим углом зрения. Культурное содержание есть в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, образовании и т.д. (В.Я. Звездин «Социология культуры»)

Социология культуры уделяет  мало внимания содержанию и истории  культурных явлений. Они ее интересуют в основном как способ упорядочивания регуляции социальных отношений. К  примеру, нормы морали, права, религиозные  заповеди дают возможность смягчить противоречия между интересами разных общественных групп, избежать постоянных конфликтов между ними, которые иначе  могли бы разрешиться насильственным путем.

Необходимость социологии культуры как науки, изучающей социальные основания культурных феноменов, Манхейм выводит из самой "природы" общества. Общество представляет собой не только устойчивые формы взаимодействия людей (формы "социации", если пользоваться терминологией Г. Зиммеля). Оно предстает также и в значениях, которые опосредуют взаимодействие, объединяют или разъединяют людей. Наличие "смыслового" аспекта социальной жизни и его фундаментальная роль в жизни общества делает необходимым существование, наряду с общей социологией, изучающей общество как структуру взаимодействий, еще и социологии культуры (или социологии духа), изучающей значения, духовные феномены, в их "социальной функциональности". (Раздел из учебного пособия "Социология культуры". "Феникс", 2007)

Социология культуры изучает  все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и  общества в целом, а также результаты этой деятельности.  
Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им:языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.  
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых. И это в еще большей степени повышает значение социологии культуры для нашей страны. (Форум духовного опыта)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.


Информация о работе Контрольная работа по "Социология"